Найти в Дзене
Это Краснов

Обманка с мощностью электромобиля. Какое из двух значений реальное?

В характеристиках электромобилей обычно указывают две мощности: максимальную и так называемую 30-минутную. Первое значение гораздо выше, поэтому его любят журналисты и продавцы, хотя это, по сути, лишь кратковременная максимальная мощность. Второе значение скромнее, зато электромобиль может поддерживать его долго, минимум полчаса. В таблице ниже я привёл соотношение таких мощностей для трёх популярных электромобилей.

-2

Кстати, 30-минутный лимит мощности может быть как для мотора, так и для батареи.

Для автомобилей таких заморочек нет: условный Kia Sportage может выдавать свои 150 л.с. неограниченное время. Что будет с электромобилем, если долго гонять его с мощностью, выше 30-минутной? Предположу, что узлы начнут перегреваться и электроника принудительно ограничит отдачу мотора. Ну, либо что-нибудь сгорит.

У Tesla Model Y на передней оси мотор с максимальной мощностью 158 кВт, 30-минутной — 65 кВт. На задней оси значения 220 кВт и 88 кВт соответственно. То есть в сумме получаем пиковое значение 514 л.с., долговременное — 208 л.с.
У Tesla Model Y на передней оси мотор с максимальной мощностью 158 кВт, 30-минутной — 65 кВт. На задней оси значения 220 кВт и 88 кВт соответственно. То есть в сумме получаем пиковое значение 514 л.с., долговременное — 208 л.с.

Тут впору ставить крест на электромобилях, ведь получается, что чудовищные цифры мощности из реклам использовать постоянно нельзя. А 30-минутные значения весьма заурядные: ну, что такое 95 л.с. для кроссовера класса Volkswagen ID.4? «Лада Гранта» какая-то...

Но штука в том, электромобилю и не нужна большая мощность. На графике ниже я привёл осреднённые значения мощности при равномерном движении. Они рассчитаны на основе реальных измерений сайта ArenaEV для дюжины электромобилей. Например, крупный Mercedes-Benz EQS на 60 км/час расходует 12,3 кВт*ч/100 км, то есть средняя мощность — 10 л.с. На скорости 90 км/час он потребляет в среднем 18 л.с., на 130 км/час — около 40 л.с.

-4

Другими словами за счёт высокого КПД электромотора и лучшей аэродинамики (гладкое днище и т.п.) при равномерной езде электромобили обходятся сравнительно малой мощностью.

Естественно, если скорость будет расти, мощность круто увеличится: зависимость там почти кубическая. Но поскольку электромобили не предназначены для постоянной езды на скоростях, скажем, 250 км/час, то избыточная мощность длительное время и не нужна.

Суперкар HiPhi A, по заявке производителя, выдаёт 1287 л.с. в течение 30 минут
Суперкар HiPhi A, по заявке производителя, выдаёт 1287 л.с. в течение 30 минут

В принципе, улучшив систему охлаждения и подобрав сечения проводников, можно создать электромобиль, у которого максимальная и 30-минутная мощности не различаются. Так, трёхмоторный HiPhi A может поддерживать пиковые 1287 л.с. длительное время и разгоняться до 300 км/час. Но это, скорее, демонстрация силы, а не решение практической задачи.

Остальные электромобили используют избытки своей мощности сугубо для разгонов. Ниже прикидки для Zeekr 001 с 544-сильным мотором. Время разгона в диапазоне 80-120 км/час я взял из тестов «Авторевю» — 2,6 секунды. Получается, средняя мощность, затрачиваемая на ускорение со значением 0,43g, близка к 400 л.с. При этом для равномерной езды на 120 км/час «Зикру» нужно что-то в районе 35 л.с.

-6

То есть гигантские мощности электромобилей не нужны длительное время: для обгонов и стартов с места разве что. Впрочем, при езде по гоночной трассе или буксовании на внедорожнике, наверное, можно довести электрокар до срабатывания защитной электроники, но надо задаться целью.

У Nissan Leaf пиковая мощность 150 л.с., 30-минутная ровно вдвое меньше, 75 л.с.
У Nissan Leaf пиковая мощность 150 л.с., 30-минутная ровно вдвое меньше, 75 л.с.

Зато по российскому законодательству фискальные расчёты ведутся по 30-минутной мощности, что позволяет экономить на транспортном налоге (если он есть) и ОСАГО. Может быть, при назначении 30-минутной мощности есть и читерство, когда величину занижают специально.