В характеристиках электромобилей обычно указывают две мощности: максимальную и так называемую 30-минутную. Первое значение гораздо выше, поэтому его любят журналисты и продавцы, хотя это, по сути, лишь кратковременная максимальная мощность. Второе значение скромнее, зато электромобиль может поддерживать его долго, минимум полчаса. В таблице ниже я привёл соотношение таких мощностей для трёх популярных электромобилей.
Кстати, 30-минутный лимит мощности может быть как для мотора, так и для батареи.
Для автомобилей таких заморочек нет: условный Kia Sportage может выдавать свои 150 л.с. неограниченное время. Что будет с электромобилем, если долго гонять его с мощностью, выше 30-минутной? Предположу, что узлы начнут перегреваться и электроника принудительно ограничит отдачу мотора. Ну, либо что-нибудь сгорит.
Тут впору ставить крест на электромобилях, ведь получается, что чудовищные цифры мощности из реклам использовать постоянно нельзя. А 30-минутные значения весьма заурядные: ну, что такое 95 л.с. для кроссовера класса Volkswagen ID.4? «Лада Гранта» какая-то...
Но штука в том, электромобилю и не нужна большая мощность. На графике ниже я привёл осреднённые значения мощности при равномерном движении. Они рассчитаны на основе реальных измерений сайта ArenaEV для дюжины электромобилей. Например, крупный Mercedes-Benz EQS на 60 км/час расходует 12,3 кВт*ч/100 км, то есть средняя мощность — 10 л.с. На скорости 90 км/час он потребляет в среднем 18 л.с., на 130 км/час — около 40 л.с.
Другими словами за счёт высокого КПД электромотора и лучшей аэродинамики (гладкое днище и т.п.) при равномерной езде электромобили обходятся сравнительно малой мощностью.
Естественно, если скорость будет расти, мощность круто увеличится: зависимость там почти кубическая. Но поскольку электромобили не предназначены для постоянной езды на скоростях, скажем, 250 км/час, то избыточная мощность длительное время и не нужна.
В принципе, улучшив систему охлаждения и подобрав сечения проводников, можно создать электромобиль, у которого максимальная и 30-минутная мощности не различаются. Так, трёхмоторный HiPhi A может поддерживать пиковые 1287 л.с. длительное время и разгоняться до 300 км/час. Но это, скорее, демонстрация силы, а не решение практической задачи.
Остальные электромобили используют избытки своей мощности сугубо для разгонов. Ниже прикидки для Zeekr 001 с 544-сильным мотором. Время разгона в диапазоне 80-120 км/час я взял из тестов «Авторевю» — 2,6 секунды. Получается, средняя мощность, затрачиваемая на ускорение со значением 0,43g, близка к 400 л.с. При этом для равномерной езды на 120 км/час «Зикру» нужно что-то в районе 35 л.с.
То есть гигантские мощности электромобилей не нужны длительное время: для обгонов и стартов с места разве что. Впрочем, при езде по гоночной трассе или буксовании на внедорожнике, наверное, можно довести электрокар до срабатывания защитной электроники, но надо задаться целью.
Зато по российскому законодательству фискальные расчёты ведутся по 30-минутной мощности, что позволяет экономить на транспортном налоге (если он есть) и ОСАГО. Может быть, при назначении 30-минутной мощности есть и читерство, когда величину занижают специально.