Начну издалека. Ещё в детстве я заметила интересный феномен (впрочем, не только я, ибо этот вывод лежал на поверхности) – советские авторы в 99 из 100 расписывали жизнь весёлых троечников, а то и двоечников, тогда как отличники и особенно хорошисты никогда не становились главными героями повестей, рассказов и – кинофильмов.
Прилежные ученики (и особенно – ученицы!) могли быть товарищами, а то и антиподами центрального персонажа, но и только. И оно понятно. Троечник «свободен» от догм, учит то, что ему нравится или не учит вовсе, имеет внешкольные интересы, типа рисования парусников или написания приключенческого романа о путешественниках и пиратах.
Опять же, троечник играет в футбол до ночи, гоняет голубей, читает про шпионов, а не учебник, а потом ещё и ловит их. Шпионов. Жизнь полна неожиданностей! Сама я была отличницей, потом хорошисткой, а окружавшие меня троечники не были похожи на ребят из тех произведений. Или я просто не знала их – может, за пределами школы они зажигали.
Но в тех книжках и фильмах всегда имелся нюанс – раздолбай к финалу исправлялся, ну, или вставал на правильный путь. Разбирая похождения Ивана Семёнова – второклассника и второгодника, я вспомнила похожий по духу фильм - «Чудак из пятого „Б“» (1972) снятый режиссёром Ильёй Фрэзом по мотивам повести Владимира Железникова «Чудак из шестого „Б“» (1962).
По какой-то причине главного героя – Борю с эффектной фамилией Збандуто «омолодили» на целый год, но это и неважно. О чём книга и фильм? Типичного троечника-футболиста в воспитательных целях назначили вожатым в 1 класс, и теперь шалопутный Збандуто просто обязан стать авторитетом для своих малышей.
Был такой приём – особенно в кинематографе – чтобы человек исправился, его надо самого сделать «исправителем» и повелителем. Ибо как-то уже неловко сбегать на футбол или ещё куда-нибудь, когда на тебя смотрят доверчивые глаза, считывающие все твои движения. Да и вообще, приходится подтянуться, изображать умудрённого, не хулиганить...
Интересна реакция родственников и соседки по коммунальной квартире, когда Збандуто гордо сообщил им о своём высоком назначении: «Что? Тебя?». Дескать, чему он в состоянии научить, если сам …не вполне?! А тут ещё и первая любовь подоспела в лице симпатичной Тошки – этакой нежной пацанки, как тоже любили изображать в советском искусстве! Сплошные заботы, а хочется-то гонять мячи.
Да и друзья посмеиваются – особливо рыженький Рябов, злой гений Бори Збандуто. Тот Рябов, как змей-искуситель вечно сманивает новоиспечённого «вожака» уйти от обязанностей. До поры-до времени Збандуто тяготится малышами, но затем – втягивается. Приятно, когда ты – авторитет, взрослый и умный.
Среди подопечных выделяется Нина Морозова, которая никогда не врёт, причём, физически не может лгать! Даже на фоне мило-благополучных первоклашек, изображённых и в повести, и в фильме, она – уникум. Её родители – в длительной загранкомандировке, и Нина живёт с бабушкой (харизматичная Татьяна Пельтцер).
Великолепна сцена, где первоклашки развлекают бабушку по заданию Бориса! Вообще, в этой связи интересна эволюция типажей, описанных Владимиром Железниковым – от «Чудака…» до «Чучела». Правдивый мастер, показывавший, что бывает по-разному. Новенькую Тошку встретили с восторгом, тогда как Лену Бессольцеву затравили сходу.
Да, у Збандуто проявляется явный педагогический талант – вроде как мальчик постоянно хочет улизнуть от общественной работы, но …не получается. Причём, эта невозможность вовсе не директивно-внешняя – такие, как Збандуто, если им реально неохота – посылают всех в дальние дали. А тут… внутренняя потребность.
Кстати, многие так учителями становились. Нам показывают, что Борис в конечном итоге превращается во взрослого, мудрого, правдивого не мальчика, но мужчину. Проявляется, как хороший сын. Ему становится реально стыдно, что потратил деньги, отложенные на подарок маме. Хотя, потратил-то на своих первоклашек, а на себя всего 25 копеек...!
Zina KorZina (c)
- Подборка статей о самом знаменитом фильме Ильи Фрэза: