Всем привет! Меня зовут Карина Гриненко. Я выпускница филологического факультета Томского госуниверситета по специальности «Литературное творчество». В статье расскажу о своём творческом процессе и дипломной работе.
Почему я решила стать писателем и поступить на специальность «Литературное творчество»
Ещё с самого детства мне нравилось придумывать различные истории и персонажей для них. В начальной школе я написала первые две сказки о животных и даже склеила листы между собой так, чтобы они были похожи на книжку. Я планировала записывать в неё и другие придуманные сказки, но так уж вышло, что до девятого класса толком к писательству не возвращалась, а самодельная книжка, к сожалению, не сохранилась.
В шестом классе интерес к писательству вернулся, но всего лишь на пару недель. Тогда мы с подругой написали по истории. Это были наивные подростковые рассказы о любви, главными героинями которых являлись мы с подругой.
Полноценно к писательству я вернулась лишь в девятом классе. Вдохновлённая сериалом о мутантах, написала страшный апокалиптический рассказ о школьниках. Первым читателем стала лучшая подруга, которая непосредственно участвовала в задумке и с нетерпением ждала продолжения.
Параллельно с этим другая подруга пожаловалась мне, что очень хочет прочитать какой-нибудь любовный роман, но ей всё не нравится. И тогда я, полная уверенности в себе, предложила написать его для неё. Начало этого романа некоторые одноклассницы приняли хорошо и даже стали ждать продолжения. Но прошло полгода, и я поняла, что сюжет романа получается максимально банальным, — и забросила работу над ним.
В середине последнего учебного года в школе я наткнулась в интернете на информацию, что в ТГУ на филологическом факультете есть специальность «Литературное творчество», где студентов учат писать художественные произведения. Я решила поступать именно туда, но так уж вышло, что не заметила одного из условий для поступления: перед творческим конкурсом абитуриент должен прислать свои готовые работы объёмом в 35 страниц. Я узнала об этом лишь в конце мая и поэтому судорожно принялась за создание абсолютно нового текста. Написала его за две недели и отправила, после чего стала ждать новостей. Радости не было предела, когда позвонили из приёмной комиссии и сообщили, что текст принят и меня ждут на творческий конкурс.
Так я и поступила на специальность «Литературное творчество» в ТГУ.
В каком жанре я пишу
Когда я только поступила на специальность, уверенно всем говорила: «Я прозаик, и пишу я ужасы и фэнтези».
Почему ужасы? Свой самый первый фильм ужасов я посмотрела в шесть лет, было жутко, но… мне понравилось! Я стала интересоваться этим жанром: всё чаще смотрела фильмы ужасов, а позднее добралась до страшных книжек. Годы шли, и испугаться становилось всё труднее. Сюжеты казались избитыми и предсказуемыми. Тогда я и решила, что буду писать ужасы. Мне захотелось придумать что-то по-настоящему страшное и интересное.
Почему фэнтези? Наша реальность кажется мне слишком скучной. Хочется добавить в неё какого-то волшебства. Именно поэтому я люблю жанр фэнтези — он помогает спрятаться от скучной реальности в красочном волшебном мире. Я планирую придумать собственную книжную вселенную, которая станет культовой.
Мне доводилось писать и лирическую прозу, и реалистическую, и даже поэзию. Я пробовала себя в драме и в детской литературе. Но всё же в приоритете у меня остаётся реалистическая проза и проза в жанре фэнтези и ужасов.
Что даётся непросто
Наибольшие трудности всегда вызывает работа с замыслом. Во-первых, нужно придумать что-то новое, что ещё не было написано до тебя. Во-вторых, замысел нужно детально продумать. А в-третьих, в написании текста даже хорошо продуманный замысел может столкнуться с «ожившими» героями, которые изменят ход событий на 180 градусов. Эта проблема не даёт покоя и в дипломной работе, но об этом чуть позже.
Также сложности вызывают зависимость от вдохновения и желания. Мне сложно сесть за работу над текстом, если нет вдохновения или желания работать над конкретным текстом. Бывает так, что есть желание писать один текст, но время и обстоятельства «кричат», чтобы я села за другой. И тогда беру себя в руки, включаю музыку и начинаю писать то, что нужно. Главное, продержаться первые 5–10 минут, дальше работа пойдёт проще.
Ещё одна проблема — постоянное переписывание. Со временем уже готовые части больших текстов перестают нравиться, и тогда я начинаю что-то менять. Это очень сильно тормозит работу над всем произведением. Честно говоря, не знаю, как избавиться от этой привычки. Но если кто-то с ней тоже сталкивается, советую только одно — писать дальше и стараться меньше перечитывать то, что уже сделано. Главное — написать текст полностью, а дальше уже редактировать.
Кто мой потенциальный читатель
Как разнятся мои идеи, так и разнятся мои представления о читателях. Возможно, это девочка лет пятнадцати, которую увлечёт страшный рассказ. А может быть, серьёзный мужчина, работающий на заводе, которому придётся по душе самая банальная любовная история. Не исключаю, что я утрирую, но ведь нельзя быть ни в чём уверенным на сто процентов.
Пока своего читателя я вижу уставшим. Он пришел после работы или учёбы домой, лежит на диване с моей книгой и «уходит в неё» от суровой реальности, чтобы отдохнуть и после тяжёлого трудового дня не загружать голову ещё какими-нибудь глубинными смыслами, а просто насладиться интересной историей. Я представляю читателя, которому хочется получить адреналина, и поэтому он находит в интернете одну из моих страшных историй и с удовольствием её читает, а может быть, слушает. Я представляю читателя, которому хочется любви или волшебства, поэтому, ставя себя на место героини или героя моего фантастического романа с элементами романтики, он будет с радостью погружаться в волшебный мир, сидя за компьютерным столом.
Моя выпускная работа
Преимуществом обучения по специальности «Литературное творчество» я считаю возможность в качестве дипломной работы написать художественный текст, а не исследовательскую работу на выбранную тему. Моей дипломной работой является повесть, над которой я тружусь уже около двух лет. Она называется «От щенка до волкодава». Замысел крутится вокруг собаковода Дармена, который ещё в подростковом возрасте увлекся собачьими боями, а окончив университет, начал выставлять своих собак на этих боях.
Изначально я не думала представлять эту повесть на защите диплома, поскольку её тема казалась слишком смелой и неподходящей. Я была уверена, что замысел не будет по достоинству оценён преподавателями. Но однажды я принесла отрывок текста на мастерскую, и моему руководителю очень понравилась идея, он похвалил меня. Тогда я решила, что дипломной работой станет повесть именно о собачьих боях. Когда заинтересовались остальные преподаватели, все мои сомнения полностью исчезли.
Для того чтобы текст получился реалистичным, я постоянно читала информацию о собачьих боях и даже смотреть видео о них. Первоначальный замысел истории изменился и сильно отличается от того, что я имею в итоге. Персонажи «ожили» и стали сами строить свои судьбы, а я всего лишь записала происходящее. Когда мы наделяем персонажей определенными чертами характера, то уже не можем заставить их действовать так, как нам хочется. Это будет неправдоподобно. Так, один из героев, которого я сначала задумывала сделать злодеем, оказался хорошим парнем.
Что я могу посоветовать ребятам, планирующим поступать на специальность «Литературное творчество»
Самое главное — быть уверенным в себе, дать волю фантазии и не опускать руки.
Почти все преподаватели нашего факультета и направления очень добрые и отзывчивые. Многие недавно поступившие студенты жалуются, что мастера слишком их критикуют и мало хвалят. Нас, творческих людей, очень легко обидеть, я и сама много раз обижалась на преподавателей. Но чем больше работала над собой, тем больше похвалы получала и тем лучше выстраивались отношения с мастерами. Скажу так, зачастую мастера правы, и со временем вы это поймёте. Но бывает, что и мастера ошибаются, поэтому, если вы уверены в своей правоте, можете остаться при своём мнении, и тогда, возможно, мастера сами поймут ошибку.
Например, при поступлении, когда я пришла на собеседование, один из мастеров сказал прямо, что не видит во мне никакого таланта и что писательство — это не моё; второй тактично посоветовал выбрать другое направление. Но я настояла на своём и всё же решила поступать. Как же было приятно спустя время получать похвалу от этих мастеров и слышать, что у меня есть потенциал и я хорошо продвигаюсь в писательском мастерстве.
Единственный минус обучения на «Литературном творчестве» — дорого, если рассматриваете платное. Так что, ребята, если захотите сюда поступать, для начала решите, точно ли вы этого хотите. Если да, тогда не сдавайтесь, фантазируйте, будьте уверенными в себе и пишите, пишите, ПИШИТЕ!
- Узнать больше о специальности «Литературное творчество»
💜 Подписывайтесь на канал Филологам: миссия «Поступление», чтобы не пропустить новый материал о том, как выбрать специальность после 11 класса!