Найти тему
Культурный Шок

Игорь Виттель - о жанре постапокалипсиса и слабой Америке в кинематографе

Постапокалипсис — очень популярный жанр в литературе и кино. Публике нравится пугать себя вымышленными глобальными бедами. Возможно, это позволяет отвлечься от насущных проблем, и убедиться: все не так плохо, как могло бы быть.

В конце 2023 года
американский режиссер Сэм Эсмэйл снял очередную постапокалиптическую ленту — «Оставь мир позади». Две незнакомые друг с другом семьи — черная и белая — случайным образом оказываются вместе в загородном доме посреди леса. И «так себе белые» с подозрением относятся к хорошим, добрым, богатым черным.

Фото с сайта tramvision.ru
Фото с сайта tramvision.ru

Тут начинает твориться странное: исчезает связь, падают самолеты, «Теслы» под управлением автопилота сбиваются в кучу, перегораживая все шоссе. Вокруг дома бегает огромное стадо оленей с угрожающими харями. В бассейн прилетают фламинго. Кто-то скидывает листовки, где на арабском написано, что Америке хана (тем самым намекая: апокалипсис на этот раз локальный, только в США).

До конца фильма мы так и не узнаем, что же произошло. Только то, что кто-то где-то от кого-то слышал, что существует такой план свержения правительства. Мол, надо сначала отключить связь, потом запугать людей, а дальше они устроят переворот. Такой вот заговор.

В конце белая девочка найдет бункер на случай ядерной войны. Нажмет кнопочку, появится электричество, вспыхнет экран мониторчика, и там будет написано: Нью-Йорк кем-то захвачен, идут бои между непонятно кем. Но
девочке плевать — ведь в бункере огромный запас DVD дисков, включая ее любимый сериал.

Даже не подумав позвать остальных в бункер, чтобы спасти, она с упоением нажимает на кнопку «play», и тут фильм кончается. Видимо,
финальная сцена сериала активировала секретный сигнал для уничтожения человечества.

Фото с сайта film.ru
Фото с сайта film.ru

Сдается мне, супруги Обама, продюсировавшие фильм, пытались донести до соотечественников следующий посыл: Америка стала очень хрупкой и уязвимой. Люди избалованы и разобщены. Выросло новое поколение «Снежинок», которое не интересуется ничем, кроме еды, собственного комфорта и развлечений. И скоро это поколение вырастет, будет управлять страной.

Американцы изнежены, трусливы, лишены критического мышления, и неспособны к выживанию в экстремальных ситуациях. Кроме того, в США неиллюзорно существует расизм. Он никуда не делся, он заложен на подкорке

Фото с сайта ria.ru
Фото с сайта ria.ru

Но нет, весь драматизм в ленте представлен двумя монологами. Героиня Джулии Робертс сообщает нам, что весь мир дерьмо, все люди — твари. А супруг героини произносит перед выживальщиком пламенную речь в стиле «Ты заботишься о своей семье, и ты молодец, и все предусмотрел, я тоже забочусь о своей семье, но я лох, и ничего не умею, поэтому дай мне таблеток для моего сына, у которого выпадают зубы».

Итог: слабая попытка сделать «политический манифест». Получилось не очень — почему-то показанную в фильме ТАКУЮ погибающую Америку совершенно не жалко. Жги, господь, ничего не исправить. Мы все пролюбили.


#игорь виттель #сша #постапокалипсис #россия #культура #литература #кино

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК