Найти в Дзене

Электронная бумага против настоящей: что лучше?

Оглавление

Читаем ли мы по-прежнему так же эффективно, как и раньше? Сохранилась ли разница между чтением с бумажного листа и с экрана?

Десять лет назад на YouTube завирусился видеоролик, где годовалая девочка играет с иллюстрированным журналом. Девочка еще не умеет разговаривать, но она усердно повторяет своими ручками жесты, пытаясь «передвигать» картинки и листать страницы. Девочка не понимает, почему журнал «не работает». В описании ролика было написано: «Технологии кодируют разум». Уже тогда многим было понятно: в мире растут «цифровые аборигены». Они перестанут читать бумажные книги, будут считать их непонятными и неудобными.

Приблизительно в то же время в российских городах прошла волна «очищения» от книг. Уличные мусорные баки были завалены еще вполне пригодными для чтения книгами. Люди избавлялись от них как от хлама. Сегодня у многих количество бумажных книг в доме можно пересчитать по пальцам, хотя иллюстрированные журналы встречаются.

Что происходит на рынке?

Даже несмотря на экономические трудности, век электронных книг и планшетов в зените. В народе даже ходит шутка: «Когда в руках оказывается смартфон, то телевизор превращается в радио».

По мере развития цифровых технологий, изобретаются новые и более технологичные способы чтения. Но возникает вопрос: читаем ли мы по-прежнему так же эффективно, как и раньше? Сохранилась ли разница между чтением с бумажного листа и с экрана? Ответ на этот вопрос мы постараемся дать в статье, опираясь на научные исследования.

Бумага оказывает глубокое влияние на качество чтения

Исследования влияния цифровых технологий на сознание человека велись уже с момента появления персональных компьютеров, когда новые технологии стали доступны массовыми пользователям. Они касались в том числе изучения качества чтения с экрана. Первые исследования, которые проводились до 1992 года, в основном сводились к выявлению интуитивных отличий по сравнению с чтением бумажных книг и документов.

Например, выяснилось, что человек читает с экрана медленней, чем на бумаге. Он запоминает меньше деталей среди прочитанного и оценивает прочитанное менее глубоко. В результате уже тогда сложилось устойчивое мнение, что учиться по учебникам и читать художественную литературу лучше именно с бумажных изданий, а не с экрана.

Но популярность электронного чтения роста. Во многом этому способствовало появление планшетов, совершенствование технологий электронного чтения. Результаты лабораторных экспериментов и опросов потребителей показали, что современные экраны и электронные книги не воссоздают в полном объеме «тактильные» ощущения от чтения с бумаги. При чтении с экрана появляется эффект «слишком длинных текстов»: если текст на бумаге психологически воспринимается как единой целое, но при этом естественно делится на рассказы, разделы и главы, то чтении с экрана создает эффект единого потока. У читающих быстрей возникает эмоциональное истощение их умственных ресурсов. Это затрудняет запоминание. Поэтому многие так полюбили «короткий формат». «Лонгриды» стали для них испытанием, а не удовольствием, как при бумажном варианте.

Было замечено, что у людей меняются подходы к чтению. Готовность к обучению стала быстрей истощаться при чтении учебников с экранов планшетов, чем было при бумажных носителях. «В чтении есть «телесность», — заявил тогда психолог Мэриэнн Вульф из Университета Тафтса. — Возможно, она даже больше, чем мы хотим думать, когда переходим к цифровому чтению. Мы стараемся теперь развиваться иначе. Возможно, мы стали слишком мало размышлять и сравнивать».

Выбор платформы имеет значение

До появления электронных устройств люди уже имели в своем арсенале разные платформы для передачи информации. Это были книги, печатные издания, телевидение, радио — каждая из них служила определенной цели. Например, изучать литературные произведения по фильмам считалось уделом «двоечников», потому что интуитивно многие понимали, что книга способна передать больше, тогда как понять смысл фильма даже сложней, чем выучить цитату из книги, чтобы подтвердить свои «знания».

Появление электронных устройств заставило людей задуматься: а что собственно представляет собой «чтение»?

Очевидно, что при чтении мозг человека интерпретирует увиденное в напечатанном произведении. Но как увиденные слова преобразуются в абстрактные мысли? Очевидно, что это не является врожденным свойством, хотя бы потому, что человек не понимает текста, написанного на незнакомом иностранном...

Подробнее на it-world.ru