Найти тему
Без кино всё не то

«Прошлые жизни»: да неразделимы будем

Она уехала из Кореи, когда ей было 12. Через другие 12 лет он нашёл её в соцсетях. Ещё через 12 лет они встретились в Нью-Йорке. У каждого своя жизнь: он работает на некой «обычной работе» за «обычную зарплату» в Сеуле, она — успешный американский драматург, замужем за писателем. Когда-то они были детьми и ходили вместе из школы: она часто плакала по пустякам, а он на неё смотрел. Теперь же, спустя два цикла по 12 лет, есть ли у них шанс? И на что?..

Описывая этот фильм, многие упоминают другой — «Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри. Оно и неудивительно, ведь режиссёр-дебютантка Селин Сон сама вставила эту аллюзию в свою работу. Обе картины посвящены извечному человеческому вопросу: есть ли в любви судьбинность? Суждено ли двум сердцам биться в унисон, или все отношения растут из случайностей и решений самих людей?

Будучи кореянкой по рождению, режиссёр даёт скорее мистический ответ. В корейской культуре есть такое понятие, как «ин-юн»: двум людям суждено быть вместе, т.к. они были вместе в прошлых жизнях. Главная героиня Нора (американское имя было взято ей после переезда) чувствует эту мистическую связь с Хэ-Соном, мальчиком из её прошлого. Но никто из них не знает, что с этим делать, потому что их жизни текут отдельно друг от друга. И вроде бы неплохо текут — так, что не будешь всё ломать ради того, чтобы быть со своей «второй половинкой».

-2

И мне это напомнило ещё один фильм — «Перед рассветом» Ричарда Линклейтера. В обоих картинах звучит одна и та же фраза: «Мне так нравится с тобой разговаривать». Это тот ключик, который показывает нам, зрителям, что двое действительно связаны. Вот только у Линклейтера ты это чувствуешь кожей благодаря диалогам, от которых невозможно оторваться. А в «Прошлых жизнях» диалоги, мягко говоря, расстраивают.

Нора и Хэ-Сон говорят просто ни о чём, о всяких бытовых мелочах. И да, я понимаю, что, когда люди любят друг друга, самые простые диалоги могут быть наполнены чувствами, и совершенно необязательно на каждом свидании обсуждать Кафку в оригинале. Но жизнь мы, зрители, ощущаем целым комплексом чувств, а кино воспринимаем исключительно глазами и ушами. И хороший режиссёр должен понимать, что любовь недостаточно назвать. Её нужно на экране создать.

Селин Сон полностью полагается в этом плане на игру актёров и на атмосферу недосказанности. И то, и другое прекрасно, но лично мне этого не хватило. Как ни крути, а я не прочувствовала этой мистической связи между героями. Я увидела, что мне пытаются её показать, но сердце моё осталось глухо. И это при том, что я обожаю любовные драмы в принципе.

А в финале ко мне закралась такая мысль, что, возможно, этот фильм отражает некоторые реалии современных отношений. Возможно, любовь для нас стала как-то очень прагматична и обыденна. Мы больше не готовы бросить всё и уехать на другой конец света ради любимого человека. Мы оставляем мистические сказки следующим поколениям, чтобы просто лежать в трусах на кровати и болтать о куриных крылышках — с тем, с кем нам удобно, а не с тем, с кем нас связывают 38 слоёв «ин-юн».