Сведения о нравах и образе жизни жителей Древней Скифии историки черпают в первую очередь из книг Геродота. Считается, что он совершил своё морское путешествие в греческие колонии Северного Причерноморья в 455-445 гг. до н.э. и в его путевые заметки вошли многочисленные рассказы Причерноморских эллинов, купцов и мореходов, хорошо знакомых со скифскими обычаями, языком скифов и их бытом. Во многом, именно с его подачи историки воспринимают курганы, как древние захоронения, описывают сопровождающие эти похороны обряды и рассказывают, с каким смыслом клали в «могилу» те или иные предметы быта и т.д. Давайте разберемся, кто этот человек, что он писал о скифах, когда и можно ли всему этому верить (и, вообще, существовал ли он в реальности).
Вот краткая справочная информация о нём, размещенная на сайте Википедии:
Геродо́т Галикарна́сский ( около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.) — древнегреческий историк, по крылатому выражению Цицерона «отец истории» — автор первого сохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры.
Геродот — чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современных Украины, России и Казахстана.
Цитата: Я обязан передавать все, что рассказывают мне, но верить всему не обязан.
«История» (др.-греч. Ἱστορίαι, иначе «Музы») — книга греческого историка Геродота, первое полностью сохранившееся историческое и вообще прозаическое произведение в европейской литературе.
Этот первостепенный по своей важности труд античной историографии дошёл до нас во множестве списков X—XV вв. на греческом языке и был впервые опубликован (в переводе на латынь) Лоренцо Валлой в конце XV в. н. э. Самые древние рукописи X—XI веков известны по так называемым stirps Florentina. Рукописи XIV века известны по stirps Romana. Кроме того, существуют папирусные отрывки труда Геродота, относящиеся ко II—III вв. н. э.
Ниже приведено описание скифского похоронного обряда, данное Геродотом и цитируемое по книге М.И. Артамонова [1]:
«Геродот описывает ряд других скифских обычаев и обрядов. Всего подробнее он останавливается на похоронах скифского царя. Труп умершего скифы очищали от внутренностей и, набив его ароматными травами, зашивали. Затем на повозке покойника обвозили по всем подвластным ему племенам. В знак траура скифы обрезали себе часть уха, обстригали волосы, надрезали руки, расцарапывали лоб и нос и протыкали стрелы сквозь левую руку. Выразив таким образом горе по умершему, они присоединялись к погребальной процессии и следовали с ней до страны Герра, где находилось кладбище скифских царей. Здесь для покойника вырывалась глубокая могила, куда его и клали на подстилке. По обеим сторонам трупа втыкали копья, на них клали доски и покрывали камышом. Рядом с царём в той же могиле хоронили предварительно удушенную одну из его наложниц, а также виночерпия, повара, конюха, слугу, вестника и по отборной штуке разного скота. Из вещей вместе с покойником в могилу клали золотые чаши (серебро и медь, по словам Геродота, скифы вовсе не употребляли). Над могилой совместными усилиями всех присутствующих насыпали большой земляной курган. По прошествии года на могиле царя устраивались поминки. С этой целью из числа оставшихся после покойника слуг отбирали 50 человек самых достойных, а также 50 коней и, задушив тех и других, очищали их от внутренностей так же, как это делалось с трупом царя, а затем, набив их мякиной, усаживали слуг на коней и, укрепив их в этом положении кольями, проткнутыми сквозь туловища, расставляли трупы таких всадников вокруг могилы. Так же, добавляет Геродот, хоронили и прочих скифов. Покойника в течение 40 дней возили на повозке по всем его друзьям, каждый из них устраивал для него и провожающих угощение. Не менее интересные сведения приводит Геродот и о других племенах Евразии. Так, у восточных соседей скифов — савроматов, по его словам, женщины носили одинаковую одежду с мужчинами и вместе с ними выходили на войну; одно из подразделений среднеазиатских кочевников — массагеты, так же, как и западные соседи скифов — агафирсы, хотя и брали себе по одной жене, пользовались женами сообща. Когда кто-нибудь из массагетов очень состарился, родственники убивали его и, сварив вместе с мясом разных животных, съедали. Такая смерть считалась самой почётной, тогда как умерших от болезни они зарывали в землю и считали несчастными. Свою одежду и конское снаряжение массагеты украшали золотом; золотые украшения, по его словам, любили и агафирсы. Тавры, обитавшие в горах Крыма, отрубали врагам голову и, надев её на длинный шест, ставили высоко над домом, а андрофаги, считавшиеся из всего населения Скифии наиболее дикими, ели людей».
Как Вам такое описание? Историки из книги в книгу переписывают эти строки, воспринимая их как реальное описание нравов, быта и обычаев скифов на всей территории их проживания (и всех родственных им жителей степей). Цитирую М.И. Артамонова далее (Артамонов, 1974):
«Скифских царских погребений, полностью соответствующих описанию Геродота, не найдено, но характерные их элементы в виде сопровождающих знатного покойника в могилу людей, коней и дорогих, впрочем, не только золотых вещей обнаружены в ряде курганов, относящихся, однако, не к V веку до н.э., когда был написан труд Геродота, а к следующему, IV веку до н.э. Принимая во внимание небольшое число раскопанных скифских погребений V века, к тому же оказавшихся разграбленными, надо полагать все же, что близкий к описанному Геродотом обряд царского погребения существовал уже к его времени. Составляя свое описание, Геродот не мог дать картину, полностью соответствующую действительным похоронам скифского царя, так как пользовался для этого не личными наблюдениями, а рассказами. Тем не менее, у нас нет оснований не доверять Геродоту».
Не знаю, как у Вас, а у автора есть много серьезных оснований не доверять Геродоту.
Первое, что бросается в глаза, это абсолютно беспочвенная и тем самым переходящая все границы разумного, причем, к тому же, ничем не мотивированная, жестокость обрядов. И, видимо поэтому, чтобы как то сгладить абсурдность написанного, он предупреждает своих читателей приведенной выше цитатой. Повторю её ещё раз: «Я обязан передавать все, что рассказывают мне, но верить всему не обязан». Этими словами он как бы и нас призывает к тому же – не верить всему написанному. Тем более что свои «путевые заметки» он писал не по личным наблюдениям, а по рассказам, и даже не самих скифов, а купцов и мореходов, имеющих к самим скифам опосредованное отношение. Поговорите с любым любителем рыбалки на тему, где и какую он поймал самую большую рыбу, и Вы поймете сомнения автора в правдивости этих рассказов.
Скифы были кочевники, а значит, близки к природе. Обычно такие народы к смерти относятся спокойно и уважительно, и не делают из нее культа. У них не было религий, так почему же мы считаем, что они были так зациклены на каких-то странных и необъяснимых с позиций логики и здравого смысла похоронных обрядах.
Вызывает недоверие и количество описанных Геродотом племён. Вполне вероятно, что это вообще был один народ, а все эти названия – массагеты, агафирсы, агрипеи, ализоны, андрофаги, исседоны, аримаспы, ирки, аорсы, тиссагеты, будины, роксоланы, амиргийцы, дербики, языги, яксаматы, иксибаты, сираки, басилы, бастарны и др. сочинил сам Геродот (или кто-то от его имени). Уж больно это напоминает муки писателя-фантаста, пытающегося придумать уникальные названия племенам, обитающим на выдуманной планете, для своего нового романа.
Особо отметим, что все эти варварские похоронные церемонии и зверства приписываемые скифам Геродотом (например, что они делали чаши из черепов своих врагов и пили из них вино) абсолютно не находят подтверждения в скифском искусстве. В сценках, запечатленных в их прекрасных работах, они объезжают коней, лечат зубы (Рис. 2), охотятся, сражаются с врагами, но никаких сюжетов, связанных с похоронами или ритуальными убийствами в их искусстве просто нет.
Вот что о художественном вкусе скифов говорит Т. Райс [2]: «…скифы не были грубыми людьми. Их умение разбираться в искусстве и любовь к прелестям домашнего очага отражены во всех их предметах быта. У всех кочевников количество бытовых вещей в силу их образа жизни было строго ограничено, и все же ассортимент и разнообразие предметов, которыми они окружали себя, было поистине удивительным. Не менее поразительными кажутся тщательность и мастерство, с которым изготовлены даже самые незначительные предметы. Практически каждый уцелевший образчик скифской работы демонстрирует высокое качество, а самые лучшие изделия поистине великолепны. Помимо таких неотъемлемо важных вещей, как оружие и шорные изделия, а также предметов первой необходимости, обилие домашней утвари так же неожиданно, как и разнообразие материалов, использованных в каждом отдельном изделии».
Но основное возражение, ставящее под сомнение существование самого Геродота, - это наша АИГВП-гипотеза, дающая альтернативное объяснение нахождения в отдельных курганах человеческих останков и сопутствующих им предметов быта – погребением не людьми, а силами самой природы. Оно ставит под большой вопрос саму физическую возможность написания Геродотом этих строк и показывает их вероятный сфальсифицированный характер. В то время, когда Геродот должен был писать свой труд, никаких «историков» не было и не могло быть. В силу сложившихся сразу вслед за катастрофой природных и климатических условий, оставшиеся единичные представители человеческой расы, на протяжении последующей, как минимум, тысячи лет были заняты исключительно выживанием, и ни о каком письменном труде II-IIIвека нашей эры не могло быть и речи. Жизнь человечества более-менее наладилась, по-видимому, только к V-VII векам нашей эры, а до этого, объективно, никакой «истории» еще не было, а были выживание и длительная адаптация спасшихся представителей человечества к изменившимся природным условиям. Так что, во II-IIIвеке нашей эры, когда исторический труд Геродота, по представлению историков, должны были делить в Александрийской библиотеке на 9 томов, поверхность земли представляла собой только-только начинающую возрождаться пустынную местность, обосноваться на которой пытались уже очень дальние потомки людей, чудом спасшихся от Потопа. А все «свидетели» самого существования скифов, вместе с самими скифами и развалинами Александрийской библиотеки уже более чем половину тысячелетия лежали под многометровым слоем осадков.
В связи с вышесказанным, под сомнением становится сам факт существования самого Геродота, как исторической личности, так и его трудов, а не как плода фантазии средневекового писателя - любителя античности. Оригинальных работ Геродота не сохранилось. Самыми древними считаются обрывки пергамента II века н.э. (Рис. 3), когда, по нашим данным, представители человечества только-только выбрались из полудикого состояния. Далее следуют списки X-XI веков. Интересно, кто и что, и откуда мог переписывать, или кому то наговорить, про обычаи скифов, когда они все погибли за 1500 лет до этого. А все материальные свидетельства их существования были покрыты толстым слоем морских осадков.
Кроме Геродота, никаких упоминаний о курганах нет ни у античных, ни средневековых историков. Это не мои слова, это слова профессионального археолога, доктора исторических наук Е.В. Ярового [3]:
«…Сейчас уже установлено, что самые древние курганы были возведены народами-кочевниками, основным занятием которых было скотоводство. Ни одной строчки о них не содержится у античных или средневековых историков. Безымянными они навсегда ушли в историю, оставив после себя только эти странные и мистические рукотворные холмы. В настоящее время лишь большие и малые могильные насыпи напоминают о существовании этих давно забытых народов».
Как же так. Такой, казалось бы, сложившийся и устоявшийся обычай, распространённый на громадной территории, действующий многие сотни лет, по которому в могилы умерших клали всё, что имели, и даже насильственно умерщвляли для этого людей, а потом годами насыпали над могилами курганы, и ни одного упоминания в исторических источниках. Что-то явно не доработала здесь историческая наука.
Раскопки курганов начались только при Петре 1, и, значит, об их существовании могли узнать только в начале 18 века. Труд Геродота был впервые опубликован в конце 15 века, именно тогда, когда «писалась» вся мировая история. Мы сейчас примерно представляем, что, как, и на основании каких «первоисточников», тогда писалось. Так что фальсификация тут налицо.
По мере изучения литературы и ознакомления с фактическими данными по раскопкам курганов, у меня, в отличие от Геродота, сложилось о скифах совсем другое впечатление. Представляется, что это были гордые, свободные люди с веселым нравом, не отягощенные религиозными предрассудками и ведущие полукочевой образ жизни. Жили они, как отдельными семьями, так и небольшими поселениями, в основном, в деревянных домах-срубах, но иногда строили и каменные жилища. Скорее всего, это зависело от наличия рядом подручных строительных материалов. По-видимому, они были совсем не воинственным народом, а скорее искусными наездниками и охотниками. Никаких арсеналов оружия в курганах обнаружено не было, в основном, при них находили акинаки – большие кинжалы и луки с одним двумя десятками стрел. Но акинаки, это не боевое оружие, скорее, предмет, с одной стороны необходимый в быту, как нож охотнику, а с другой, подчеркивающий ранг хозяина, примерно, как кортик у морского офицера. С таким вооружением много не навоюешь. Судя по количеству бытовых предметов, это было не общество потребления, видимо, «вещизм», в отличие от нашей цивилизации, не входил в сферу их жизненных приоритетов. Но женщин и коней они любили и украшали их золотом (Рис. 4). А так, они обходились минимумом личных вещей, посуды, инструментов. Однако, при этом, создавали изумительные произведения искусства, да и дома, что каменные, что деревянные делали на загляденье.
Согласно новым данным, скифы не были настолько подвижны, как им приписывает историческая наука, красочно описывая сокрушительные скифские походы и завоевания. В 2021 году на канале Наука появилось сообщение о результатах работ группы антропологов из Мичиганского университета (США), которые обнаружили, что наши классические представления о скифах далеки от истины. Исследование опубликовано в PLOS One, коротко о нем рассказывает Science Alert:
«Наше представление о народе скифов основано на исторических записях, в том числе греческого историка Геродота, и на археологических находках, богатых атрибутами воинственного кочевого образа жизни: оружием и упряжью лошадей.
Скифские воины на протяжении сотен лет правили евразийской степью благодаря кочевому образу жизни. По крайней мере, так мы всегда считали. Согласно новому анализу, это расхожее представление вовсе не отражает картину целиком.
Команда антропологов провела изотопный анализ скифских зубов и костей, найденных на территории современной Украины. Останки 56 человек были найдены в трех могильниках в Бельске, Мамай-Горе и Медвине.
Исследователи проанализировали изотопы стронция, кислорода, азота и углерода и сравнили их с предыдущими исследованиями популяций людей на территории современной Украины от неолита до железного века. Оказалось, что, хотя люди действительно перемещались больше, чем в предыдущие эпохи, в целом они имели тенденцию к оседанию, выращиванию одомашненного зерна и разведению домашнего скота, а вовсе не к образу жизни брутальных диких «варваров».
«Наше исследование демонстрирует в целом низкий уровень мобильности людей в скифскую эпоху, — отметила антрополог Алисия Вентреска Миллер. — Хотя перемещение на большие расстояния увеличилось по сравнению с предыдущими периодами, оно была ограничено небольшим процентом людей».
Надеемся, что эта серия статей станет началом реабилитации скифских народов от приписываемых им преступлений, которых они никогда не совершали, и снимет с них ярлык жестоких кровавых убийц, не жалеющих для своих ритуалов ни женщин, ни детей, сохранив в памяти человечества, как гордых и свободных «владык степей».
К сожалению, мы не потомки скифов, как бы этого кому-то ни хотелось. Этому народу волею природы суждено было кануть в лету, не оставив после себя потомков. Но коли уж нам посчастливилось родиться и жить здесь, давайте будем гордиться тем, что до нас на этой земле жили отважные и свободолюбивые народы – скифы.
Использованная литература
1. Артамонов М.И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.// Прага — Л.: «Артия», «Советский художник». 1966. 120 с.
2. Райс Т. Скифы: строители степных пирамид - М.: Центрполиграф, 2003. 223 с.
3. Яровой Е. В. Мистика древних курганов. - М.: Вече, 2013, 432 с.