Поздней осенью 1933 года, всего за три месяца до того, как началась эпопея по спасению челюскинцев со льдины, всего один самолет, всего один экипаж, в тех же самых краях, вывез в ходе спасательной операции с трех зимующих пароходов 96 человек. Плюс вывез 11 человек с острова Врангеля после того как стало понятно, что «Челюскин» туда не придет и у зимовщиков назревают проблемы. Итого 107 спасенных.
При спасении челюскинцев больше всех со льдины вывез Василий Молоков – 39 человек. Однако, Василий Сергеевич стал Героем №3, а его бывший ученик и формальный начальник, «командир Чукотского авиаотряда», получил за челюскинцев «только» «Красную звезду». И ничего за спасенных ранее. Не той они оказались категории.
Через много лет Феликс Чуев упомянет этот не совсем справедливый момент в своих стихах о «Герое №1» Анатолии Ляпидевском:
«…И, когда за него прозвучали стаканы:
«Каюсь, хлопцы, не я, —
он вздохнул тяжело, —
самым первым героем был Федя Куканов.
Должен быть. И не стал. Просто не повезло…»
Как рассказывают, Ляпидевский вообще очень переживал, что он стал Героем №1, а его друг, начальник, человек, благодаря совету которого Анатолий Васильевич оказался на Чукотке, тот, кто нашел его АНТ-4 после аварийной посадки между Уэлленом и Ванкаремом, в общем, Федор Кузьмич Куканов остался обойденным почестями. Хотя работал не меньше, а может быть, и больше тех, кто попал в список героев.
Куканов летал на трехмоторном «Юнкерсе-Гигант» "СССР Н-4". С самого начала, когда эта машина только оказалась на Чукотке, этот самолет работал вот так:
«…Начать с того, что самолет валился все время на правое крыло – из-за асимметричности элеронов. Но это только звучит страшно, на самом деле лишь придется пилоту все время поворачивать "баранку" немного влево.
Гораздо серьезнее, что большая часть приборов, контролирующих работу машины, негодна: из 19 приборов, установленных в пилотской кабине, неправильно показывают или не работают вовсе – 13, в том числе такие важные, как показатели числа оборотов, температуры масла и воды в моторах. Из трех показателей скорости один дает 110 км в час, другой 130, третий 170. Указатель количества бензина в баках все время показывает одну цифру …»
И вот на этом самолете Куканов сначала обеспечивал летом 1933 года работу экспедиции Обручева, занимаясь картографированием Чукотки. Потом в сентябре выполнял ледовую разведку для «Челюскина», возил Шмидта на остров Врангеля и мыс Северный, а затем забрасывал продукты и вывозил зимовщиков с острова Врангеля, так как «Челюскин» свою задачу не выполнил.
В конце сентября и октябре пришлось спасать «пассажиров Дальстроя» с трех вставших на зимовку кораблей, так как иначе на зимующих пароходах начался бы голод. За 12 рейсов A Фёдор Кузьмич в условиях наступавшей полярной ночи вывез 96 человек. Один экипаж. Шесть самолетов первых героев вывезли из ледового лагеря 102 человека. Вот такая простая полярная арифметика.
В результате к тому моменту, когда «Челюскин» утонул, самолет Куканова выработал все ресурсы. И это не считая того, что в октябре 1933 года «СССР Н-4» попал в аварию в ходе шедшей спасательной операции. Чтобы починить самолет Фёдору Кузьмичу пришлось прогуляться за запчастями на собаках всего лишь пару сотен километров в одну сторону, а потом в другую.
Злая ирония судьбы заключается в том, что еще 24 ноября 1933 года, когда ничего не предвещало того, что «Челюскин» утонет, отремонтированный самолет Куканова опять отказал на взлете, когда экипаж пытался вылететь к дрейфующему пароходу, чтобы забрать оттуда женщин и детей.
Экипажу еще удалось починить машину после этой поломки. Когда 12 февраля 1934 года «Челюскин» утонул, Куканов, назначенный «начальником Чукотского авиаотряда», несколько раз пытался вылететь и найти лагерь Шмидта. Но 21 февраля отказал мотор, а 24-го шасси рассыпалось на взлете. Экипаж уцелел, но починить «Н-4» на этот раз было уже невозможно. Хотя «Правда» и «Известия» потом еще продолжали рапортовать, что как только шасси отремонтируют, товарищ Куканов тут же всех вывезет.
Фёдор Кузьмич не остановился и тут. Особенно, после того, как 14 марта во время перелета из Уэллена в Ванкарем пропал самолет Ляпидевского. Находившийся в Ванкареме Куканов сел на собачью упряжку и отправился за 500 километров в Уэллен, потому что там стоял «У-2» с неисправным мотором, в надежде починить двигатель и выполнить поставленную перед летчиками задачу. Самолет так и не починили, но по дороге Куканов нашел экипаж Ляпидевского, возившийся около поврежденного АНТ-4 с отказавшим мотором.
«У-2» так и не починили. До завершения челюскинской эпопеи Куканов больше не взлетел, так и остался «безлошадным» «начальником Чукотки». Хоть он и помогал всем участникам эпопеи, Родина посчитала более правильным наградить Леваневского, который всего лишь разбил новый самолет и не спас вообще никого. Но Леваневский вместе с остальными героями и спасенными поехал в Москву к торжествам и наградам. А Куканов остался на Чукотке вместе с небольшим самолетом-амфибией «Ш-2» с «Челюскина».
Вместе с этой амфибией Куканов принял участие в походе ледореза «Литке». С 28 июня по 20 сентября 1934 года без помпы и оркестров этот корабль выполнил ту задачу, с которой не справился отправленный под фанфары и оркестры «Челюскин»: прошел Северный морской путь за одну навигацию. Может быть, потому что больше подходил для такой задачи. А может быть, потому что вышел в нужное время, когда позволяла навигационная обстановка, а не когда решили партия и правительство. Фёдор Кузьмич занимался в этой экспедиции ледовой разведкой, за что получил «Трудовое Красное знамя». Это же был обычный рейс – без громких рапортов и повышенных обязательств. А у нас за просто хорошо сделанную работу без торжественных митингов и преодоления «неожиданно» возникших трудностей слишком высоких наград не дают.
В 1936 году Куканова посадили. Нет, не за то, что он стал врагом народа. За аварию. Потому что у каждого авиационного происшествия должны быть свои «имя, фамилия и отчество». Не то, чтобы Кузьмич был совсем не виноват, за штурвалом разбившегося самолета находился он. И пассажиры не выжили, а летчик чудом уцелел. Но причина той аварии заключалась совсем не только в одной лишь ошибке летчика. Там много всего наложилось, а ответил за все Куканов. За него пытались заступиться Молоков и Ляпидевский. Но все, что они смогли добиться – сократить срок на один год.
Увы, но у нас часто бывает так, что наказывают невиновных, а награждают непричастных. Судьба полярного летчика Фёдора Кузьмича Куканова наглядный тому пример. Подвигов он совершил много, только раструбить о них не посчитали нужным. А попал бы в список первых героев, вся жизнь и у него самого, и у его семьи, возможно, сложилась бы не столь драматично.
«…Космонавтов везут. Будет что-то другое.
Не узнают иных — не напишешь на лбу!
И кого-то из тех,
самых-самых героев,
оттолкнет постовой за канаты в толпу…»
------------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.