Найти тему
Валерий Грачиков

Почему «Начальник авиации Чукотки» не стал Героем Советского Союза, хоть и спас людей больше чем любой из семи первых героев

Поздней осенью 1933 года, всего за три месяца до того, как началась эпопея по спасению челюскинцев со льдины, всего один самолет, всего один экипаж, в тех же самых краях, вывез в ходе спасательной операции с трех зимующих пароходов 96 человек. Плюс вывез 11 человек с острова Врангеля после того как стало понятно, что «Челюскин» туда не придет и у зимовщиков назревают проблемы. Итого 107 спасенных.

При спасении челюскинцев больше всех со льдины вывез Василий Молоков – 39 человек. Однако, Василий Сергеевич стал Героем №3, а его бывший ученик и формальный начальник, «командир Чукотского авиаотряда», получил за челюскинцев «только» «Красную звезду». И ничего за спасенных ранее. Не той они оказались категории.

Через много лет Феликс Чуев упомянет этот не совсем справедливый момент в своих стихах о «Герое №1» Анатолии Ляпидевском:

«…И, когда за него прозвучали стаканы:
«Каюсь, хлопцы, не я, —
он вздохнул тяжело, —
самым первым героем был Федя Куканов.
Должен быть. И не стал. Просто не повезло…»

-2

Как рассказывают, Ляпидевский вообще очень переживал, что он стал Героем №1, а его друг, начальник, человек, благодаря совету которого Анатолий Васильевич оказался на Чукотке, тот, кто нашел его АНТ-4 после аварийной посадки между Уэлленом и Ванкаремом, в общем, Федор Кузьмич Куканов остался обойденным почестями. Хотя работал не меньше, а может быть, и больше тех, кто попал в список героев.

Куканов летал на трехмоторном «Юнкерсе-Гигант» "СССР Н-4". С самого начала, когда эта машина только оказалась на Чукотке, этот самолет работал вот так:

«…Начать с того, что самолет валился все время на правое крыло – из-за асимметричности элеронов. Но это только звучит страшно, на самом деле лишь придется пилоту все время поворачивать "баранку" немного влево.
Гораздо серьезнее, что большая часть приборов, контролирующих работу машины, негодна: из 19 приборов, установленных в пилотской кабине, неправильно показывают или не работают вовсе – 13, в том числе такие важные, как показатели числа оборотов, температуры масла и воды в моторах. Из трех показателей скорости один дает 110 км в час, другой 130, третий 170. Указатель количества бензина в баках все время показывает одну цифру …»

И вот на этом самолете Куканов сначала обеспечивал летом 1933 года работу экспедиции Обручева, занимаясь картографированием Чукотки. Потом в сентябре выполнял ледовую разведку для «Челюскина», возил Шмидта на остров Врангеля и мыс Северный, а затем забрасывал продукты и вывозил зимовщиков с острова Врангеля, так как «Челюскин» свою задачу не выполнил.

В конце сентября и октябре пришлось спасать «пассажиров Дальстроя» с трех вставших на зимовку кораблей, так как иначе на зимующих пароходах начался бы голод. За 12 рейсов A Фёдор Кузьмич в условиях наступавшей полярной ночи вывез 96 человек. Один экипаж. Шесть самолетов первых героев вывезли из ледового лагеря 102 человека. Вот такая простая полярная арифметика.

-3

В результате к тому моменту, когда «Челюскин» утонул, самолет Куканова выработал все ресурсы. И это не считая того, что в октябре 1933 года «СССР Н-4» попал в аварию в ходе шедшей спасательной операции. Чтобы починить самолет Фёдору Кузьмичу пришлось прогуляться за запчастями на собаках всего лишь пару сотен километров в одну сторону, а потом в другую.

Злая ирония судьбы заключается в том, что еще 24 ноября 1933 года, когда ничего не предвещало того, что «Челюскин» утонет, отремонтированный самолет Куканова опять отказал на взлете, когда экипаж пытался вылететь к дрейфующему пароходу, чтобы забрать оттуда женщин и детей.

Экипажу еще удалось починить машину после этой поломки. Когда 12 февраля 1934 года «Челюскин» утонул, Куканов, назначенный «начальником Чукотского авиаотряда», несколько раз пытался вылететь и найти лагерь Шмидта. Но 21 февраля отказал мотор, а 24-го шасси рассыпалось на взлете. Экипаж уцелел, но починить «Н-4» на этот раз было уже невозможно. Хотя «Правда» и «Известия» потом еще продолжали рапортовать, что как только шасси отремонтируют, товарищ Куканов тут же всех вывезет.

-4

Фёдор Кузьмич не остановился и тут. Особенно, после того, как 14 марта во время перелета из Уэллена в Ванкарем пропал самолет Ляпидевского. Находившийся в Ванкареме Куканов сел на собачью упряжку и отправился за 500 километров в Уэллен, потому что там стоял «У-2» с неисправным мотором, в надежде починить двигатель и выполнить поставленную перед летчиками задачу. Самолет так и не починили, но по дороге Куканов нашел экипаж Ляпидевского, возившийся около поврежденного АНТ-4 с отказавшим мотором.

«У-2» так и не починили. До завершения челюскинской эпопеи Куканов больше не взлетел, так и остался «безлошадным» «начальником Чукотки». Хоть он и помогал всем участникам эпопеи, Родина посчитала более правильным наградить Леваневского, который всего лишь разбил новый самолет и не спас вообще никого. Но Леваневский вместе с остальными героями и спасенными поехал в Москву к торжествам и наградам. А Куканов остался на Чукотке вместе с небольшим самолетом-амфибией «Ш-2» с «Челюскина».

Вместе с этой амфибией Куканов принял участие в походе ледореза «Литке». С 28 июня по 20 сентября 1934 года без помпы и оркестров этот корабль выполнил ту задачу, с которой не справился отправленный под фанфары и оркестры «Челюскин»: прошел Северный морской путь за одну навигацию. Может быть, потому что больше подходил для такой задачи. А может быть, потому что вышел в нужное время, когда позволяла навигационная обстановка, а не когда решили партия и правительство. Фёдор Кузьмич занимался в этой экспедиции ледовой разведкой, за что получил «Трудовое Красное знамя». Это же был обычный рейс – без громких рапортов и повышенных обязательств. А у нас за просто хорошо сделанную работу без торжественных митингов и преодоления «неожиданно» возникших трудностей слишком высоких наград не дают.

-5

В 1936 году Куканова посадили. Нет, не за то, что он стал врагом народа. За аварию. Потому что у каждого авиационного происшествия должны быть свои «имя, фамилия и отчество». Не то, чтобы Кузьмич был совсем не виноват, за штурвалом разбившегося самолета находился он. И пассажиры не выжили, а летчик чудом уцелел. Но причина той аварии заключалась совсем не только в одной лишь ошибке летчика. Там много всего наложилось, а ответил за все Куканов. За него пытались заступиться Молоков и Ляпидевский. Но все, что они смогли добиться – сократить срок на один год.

Увы, но у нас часто бывает так, что наказывают невиновных, а награждают непричастных. Судьба полярного летчика Фёдора Кузьмича Куканова наглядный тому пример. Подвигов он совершил много, только раструбить о них не посчитали нужным. А попал бы в список первых героев, вся жизнь и у него самого, и у его семьи, возможно, сложилась бы не столь драматично.

«…Космонавтов везут. Будет что-то другое.
Не узнают иных — не напишешь на лбу!
И кого-то из тех,
самых-самых героев,
оттолкнет постовой за канаты в толпу…»

------------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.