Теперь только и остается, что жалеть о том, сколько интересных деталей упущено безвозвратно.
Вероятно, когда на неокрепший мозг сразу сваливается целый Лувр или Собор Святого Петра, он просто не успевает охватить весь объем информации и впечатлений, поэтому обращаешь внимание на главное. А детали – увы! – остаются за кадром.
Поэтому я сейчас даже и не вспомню, как выглядят дверные ручки Нотр Дам де Пари, а сфотографировать их почему-то не догадались. Или, вернее, не было привычки фотографировать всё подряд, как мы это делаем сейчас – эра пленочных аппаратов только-только сменилась цифрой, и возможности ее еще не были до конца оценены обывателем (мной).
И лишь совсем недавно я дошла до мысли, что все эти приметы милой старины достойны не меньшего внимания, чем мозаики Исаакиевского собора – пусть они не впечатляют масштабами и красочностью, но, несомненно, создают стиль и настроение.
И поэтому, откопав-таки в закромах пару интересных ручек из прежних поездок, я стала с некоторых пор собирать коллекцию, нацеливая камеру на те, что попадаются мне в богатых особняках, храмах и даже на вокзалах.
Поделюсь.
Скромную подборку по праву возглавляет чудесная ручка из Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме – стало быть, номер один.
Хрустальный шар в когтистой лапке не мог не притянуть взгляда и, даже несясь вприпрыжку за экскурсоводом, я запечатлела его. За давностью лет не скажу точно, к какому периоду жизни дворца она относится, но, судя по стилю, это модерн.
Второе место отдаю руке Фатимы на канарский лад. Такая занятная дверная ручка украшала входную дверь совсем простого одноэтажного домика, каких полно в Пуэрто-де-ла-Крус.
Вообще-то рука Фатимы в ее классическом виде плоская и симметричная, но, как известно, в разных религиях она выглядит по-разному, да и значения нанесенных на нее символов различается. Объединяющим началом всех рук является функция оберега, что, видимо, и явилось причиной того, что хозяева поместили ее здесь.
Номер три - ручка входной двери Театрального музея имени Бахрушина.
Листайте:
Ее я запечатлела еще до того, как в здании начался долготекущий ремонт, и она порадовала меня своей надежностью и настоящестью – как говорится, берешь в руку, маешь вещь – сразу видно, что сработана на века.
Владельцам особняка, впрочем, послужила не так долго: построенный в 1898 году готический особняк красного кирпича, сразу задуманный как жилой дом и музей в одном лице, освободили от хозяев революционные пролетарии. Хотели выкинуть и музей, но Алексей Александрович Бахрушин обил все возможные пороги, пытаясь защитить свое детище, и музей отстоял.
Так что, если в процессе реставрации дверная ручка не пропадет, есть надежда пользоваться ею еще долгие годы.
Долго думала, кому отдать четвертое место,
и победила брутальная, но стильная простота соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, что в Марфо-Мариинской обители в Москве. Стилизованное под древнерусское здание храма и мощная, клепаная ручка входной двери отлично подходят друг другу.
Листайте:
Как известно, автором проекта храма был Алексей Щусев, а росписью занимались Михаил Нестеров и Павел Корин. В отличие от классического оформления русских православных церквей, декор храма строг и сдержан, даже минималистичен – возможно, сказывается то, что его вдохновительница Великая княгиня Елизавета Федоровна была рождена в лютеранстве, где излишества не приветствуются.
Вторым же претендентом на это почетное место была
необыкновенная ручка из необыкновенного особняка Алексея Морозова в Подсосенском переулке.
Классического вида особняк имеет совершенно неожиданную начинку: автором интерьеров выступил знаменитый Шехтель.
Комнаты первого этажа, над которыми он поработал от души, декорированы каждая в своем стиле. Моя ручка располагается на двери между невероятным двухэтажным готическим кабинетом, где на камине живут горгульи, и игривой гостиной рококо, щедро украшенной ракушками, как и полагается, шпалерами, виньетками и инкрустацией.
Листайте:
Вот ручка и впитала в себя дух обеих комнат: грозный оскаленный лев соседствует на ней с веселенькими завитушками и цветочками.
«Флоренция в Москве» - номер шесть -
это неожиданное для нашего города палаццо, расположенное на Спиридоновке, аккурат наискосок от знаменитого готического особняка Зинаиды Морозовой (его я уже показывала). В отличие от морозовского жилища, дворец купцов Тарасовых оформлен в едином стиле, обычном для богатых италийских особняков, вот и дверные ручки во всех залах похожи – но как необычны.
Листайте:
А самое потрясающее, что, помимо ручки, сохранился и ключ от входной двери.
И под конец этой ручечной истории – довольно неожиданный кульбит. В сторону здания совершенно другого назначения, а именно – вокзала. Последнего московского вокзала, выстроенного при царском режиме, Киевского.
Кстати, обратите внимание, как славно корова слизала языком жуткие башни Москва-Сити, и наш прекрасный вокзал предстал на своем прежнем фоне. И это не фотошоп, а туманная дымка.
Киевский вокзал, в силу своего расположения на Старой Смоленской дороге, был призван не только приютить пассажиров юго-западного железнодорожного направления. Он был задуман еще и как памятник столетию окончания Отечественной войны 1812 года, а потому совершенно неизбежным стилем для него был выбран «ампир». Напомню, что стиль этот возник во Франции в период правления Наполеона Бонапарта и стал последним из классических «королевских» художественных стилей.
Но, поскольку Москва того времени была городом победившего модерна, то ручки входных дверей все же сделали именно в этом стиле – вот такая эклектика.
Надеюсь продолжить тему по мере накопления интересных экземпляров.
А какая ручка понравилась Вам? Или, быть может, в Вашей коллекции есть собственный фаворит?