Найти тему
Ходячая Энциклопедия

Новые "Мастер и Маргарита": что там "так" и что "не так"

Рубрика "Новости культуры", так сказать...

В общем, пока история фильма обрастает подробностями разной степени скандальности, ваш Дядюшка ХЭ уже заценил этот киношедевр. Сначала поделюсь общей идеей фильма, потом - частными моментами (в этой части будут спойлеры).

Фото взято с сайта mk.ru
Фото взято с сайта mk.ru

Но прежде всего - что касается скандальности.

-2

Получается, что к тому моменту, когда режиссёр пошёл в разнос, основная часть работы уже была сделана, и очень дорогой проект - в котором задействована и куча структур, к которым вроде как нет особых претензий - был на финальной стадии. Не стали его уже сворачивать. Может быть, зря, может - нет. В такой ситуации надо уже смотреть, что получилось.

Ну вот я и посмотрел.

Основной плюс: лучше, чем я опасался.

Основной минус: те, кто не читали книгу, мало что поймут.

Теперь подробнее.

Основная идея фильма - "роман в романе". Структура повествования достаточно сложная. У Булгакова в книге две сюжетные линии... Нет, не так: два пласта реальности. Основной - современная ему (то есть 1930-х) Москва. Второй - Иерусалим начала новой эры. Условно, реальность Мастера и реальность Пилата. А тут временных линий / пластов реальности становится три. По-прежнему есть слой Пилата, но и современность уже делится на два параллельных слоя: Воланда и Мастера.

То есть Мастер пишет не роман о Пилате и Иешуа, а собственно роман "Великий канцлер", который потом переименовывает в "Мастер и Маргарита". Внося туда свои и чужие биографические подробности, творчески перерабатывая то, что видит каждый день - и т.п. Линия Пилата - пьеса, которую Мастер собирался поставить: её запретили, так что он её фрагменты тоже вставляет в роман.

Соответственно, в реальности Воланда происходят события романа "Мастер и Маргарита", а в реальности Мастера - процесс написания этого романа. Роман пишется автором (внешне подчёркнуто похожим на реального Булгакова), которого гнобит литературно-театральная тусовка из-за того, что его пьесу разгромили критики и переметнувшиеся к ним бывшие друзья, а он даже не признал вину на товарищеском суде (или как там это называлось). В общем, автор становится жертвой "культуры отмены", как это именуется сейчас.

Тут есть нечто оригинальное (да и психология художественного творчества показана), но в итоге линия Пилата сильно ужимается, а чисто юмористические-сатирические моменты исчезают вообще (что, конечно, большая потеря).

При том для меня и жены актёрский состав оказался почти "в яблочко": Воланд, Маргарита, Мастер, даже Берлиоз, Латунский, Алоизий - то, что нужно. Но свита Воланда не дотягивает, это да, хотя кот шикарный (Бегемота "играет" настоящий мейн-кун, который в реальности Мастера - просто кот).

В общем, я бы рекомендовал смотреть тем, кто хорошо знает первоисточник, но не прямо вот фанат.

Хотя не знаю: дочери (в её 15) понравилось (я, правда, пояснения давал по ходу - и ещё потом). Жене понравилось, но она сказала, что послевкусие - как от "Лабиринта Фавна".

Ну - теперь СПОЙЛЕРЫ.

Антисоветская чернуха есть, но переоценивать её масштаб я бы не стал, хотя обычно меня это сильно раздражает. Скажем, так: я в этом смысле опасался худшего.

Самое главное: это не "отсебятина". Нечто в этом духе не показывается в романе, но... там об этом рассказывается. Так что если вы показываете именно историю Мастера, то это придётся дать на экране. И разгром в прессе с "культурой отмены". И арест по доносу. И отправка на принудительное лечение (ну мы же понимаем, как он в психбольнице оказался?).

Просто в романе это всё либо лишь мельком упоминается, либо здорово смягчено юмором. А в фильме юмор отсутствует практически полностью (это они зря; но трудно объять необъятное). Из "чернухи", которая была не обязательна - непонятно зачем вставили лечение электротоком в психушке: у Булгакова как раз там-то Мастер чувствует себя совсем неплохо (да и не практиковались столь непроверенные методы в СССР, насколько я помню). Но и оно показано не как специальный садизм, а именно как лечение (мол, ну не знали тогда других способов).

В целом не могу сказать, что авторов на этом всём "клинит". "Культура отмены" показана, это да. Но она, как мы прекрасно понимаем, отнюдь не особенность исключительно Москвы 1930-х гг...

Как уже было упомянуто, линия Пилата здорово сокращена. Матфея, в частности, вообще нет. Наталья Холмогорова так описывает, что там сохранилось:

-3

То есть основные моменты показаны, сцена освобождения Пилата Мастером имеется, но и только.

Основные персонажи хороши. Воланд похож на его описание у Булгакова (кроме цвета глаз). Не тиранический "Князь Мира Сего", как у Басилашвили. Не демон-трикстер, как у Гафта. А именно развеивающий скуку бессмертный падший архангел. Тут всё нормально.

Вот свита Воланда... "Ну такое". Гелла и Бегемот ещё пойдут. Но Азазелло определённо не дотягивает. Коровьев же будто не знает, что ему делать: косплеить Абдулова в этой роли или отыгрывать Джокера. Ему стоило решиться на что-то одно, а он между этими вариантами мечется.

Мастер - убедителен в качестве успешного писателя, и выглядит явно больным в психушке (но так и должно быть же?). Ну и необходимое внешнее сходство с Булгаковым имеется, это да.

Маргарита, возможно, чуть более нуарна-готична, чем в должно было бы быть в моём представлении, но там всё в этом стиле (особенно бал). Ну и... Как я услышал с соседнего ряда, "фильм, в котором есть голая Снигирь, не может быть плохим по определению!"

Ну и наконец:

В связи с тем, что реальности Воланда и Мастера в фильме чётко разделены, вполне явно показано, что в фэнтезийном мире романа Мастер и Маргарита воссоединяются, а вот в базовой реальности - умирают. Сначала он - в больнице. Потом она: читая переданную ей восстановленную рукопись, постепенно глотает всё больше таблеток... Отсюда и ассоциация с "Лабиринтом Фавна".

Теперь - главный момент, который становится понятен не сразу.

СССР там подчёркнуто утрированный. Построен Дворец Советов (который с огромной статуей Ленина на крыше). Дирижабли в ходу (вызывающие ассоциацию даже не с реальным "Осоавиахимом", а с "Кировыми" из игры Red Alert; впрочем, такое впечатление, что по размеру там и "Гинденбург" отдыхает...). Москвичи говорят и о прочих отличиях от реальной Москвы. Плюс чернокожая джазистка, ещё по мелочи...

То есть там не две фантастические линии (Пилата и Воланда) и одна реальная (где герои умирают). Нет: фантастическими являются все три. Базовая "гиперсоветская" реальность тоже не настоящая. Этим и объясняются Дворец Советов, дирижабли и прочее.

Отсюда, видимо, и различие в финале. При уходе Воланда горит не пара домов: пылает практически вся Москва (центр, по крайней мере).
В итоге складывается впечатление, что Воланд её - эту гиперсоветскую реальность - и "сжигает" вместе с тамошней Москвой. И на смену ей приходит наша реальность, смягчённая: Дворца Советов нет, техника более традиционная...

Тогда, получается, Мастер и Маргарита просто преобразуются в реальных Булгакова с его последней женой - Еленой Сергеевной (с которой он Маргариту и писал). И это и есть обещанный им "покой". Очень относительный, но всё же: условный "подвал" на месте, они живы, Маргарита благополучно развелась с мужем и перебралась к Мастеру... И общее положение лучше - "не жалует псарь, но жалует царь": Сталин, как известно, "фанател" по "Дням Турбиных" (а в гиперсоветской реальности Сталина, кажется, и вовсе не было: не припоминается, чтоб его портреты были или что-то подобное; может, не запомнилось просто, но похоже, что у власти там и правда кто-то другой). Вследствие этого, хотя Булгакова и не печатали, за счёт авторских отчислений за эту пьесу средства к существованию у него были (да и в театрах он всё же работал)...

Ну вот где-то так. ИМХО: если бы не скандал с режиссёром, особого криминала бы там не увидели - это сейчас уже активно выискивают под микроскопом. Стоит ли смотреть - каждый решает самостоятельно.

Здравый смысл подсказывает, что должна быть и длинная "режиссёрская" версия фильма. Пара линий там "провисает" (с Наташей - домработницей Маргариты, в частности), которые нужно было уж или полностью убирать, или как-то внятно раскрывать. Ну, подождём.

В простом текстовом виде статья выложена в ТГ-канале:

Дядюшка ХЭ на связи

См. также:

Навигатор по каналу "Ходячая Энциклопедия"

Группа ВКонтакте, связанная с каналом

Канал в Телеграм: Дядюшка ХЭ на связи

Мой второй канал - с научно-популярной тематикой:

Море Ясности