Перечитываю З. Фрейда :-)
На самом деле, хотела найти только одну цитату, хотела уточнить всего одно обстоятельство, но из этих книг почти невозможно "выбраться" )) И ведь знаю, что там написано, и ситуации, и объяснения, а каждый раз, при каждом перечитывании попадает во внимание новый нюанс, и текст затягивает.
Встречная воля и 2 любопытных случая
Очень мне понравилось описание явлений под названием "встречная ВОЛЯ".
З. Фрейд пишет (цитирую копиями страниц книги):
Здесь я остановлю цитирование и перейду к описанию 2-х случаев.
Случай №1. Нежелание приходить на заседание общества
и
Случай №2. Нежелание отдавать медаль
З. Фрейд пишет (цитирую копиями страниц книги):
К чему эти примеры и рассуждения о встречной воле?
Мне кажется, постоянным читателям всё очевидно.
Если у нас что-то запланированное не реализуется, забывается, "не получается" по странным причинам, мы можем предположить наличие встречной ВОЛИ.
Мне очень понравилась эта формулировка З. Фрейда!
- То, что мы на бытовом языке, в нашей обычной жизни, склонны назвать безволием и слабостью, забывчивостью и прочими недостатками, "изъянами" человека,
- Фрейд, напротив, называет волей и утверждением себя, своих желаний в своей собственной жизни.
Есть какое-то требование общества - а есть моя воля, которая этому требованию не хочет подчиняться.
-----
В теории Деятельности, А.Н. Леонтьев называет это иерархией мотивов.
В какой-то момент жизни ребенок неизбежно сталкивается с противоречием:
- вот есть я и МОЁ желание,
- а вот есть требования ВЗРОСЛОГО.
И, при правильном развитии, требование взрослого должно побеждать.
А.Н. Леонтьев описывает это так
(уже приводила эту цитату, чтобы не читать дважды её можно сразу пролистнуть, повторяю для новых читателей, для целостности моего рассказа)
Цитирую Алексея Николаевича:
"Наблюдение легко обнаруживает те первые «узлы», с образования которых у ребенка начинается самый ранний этап формирования личности.
В очень выразительной форме это явление однажды выступило в опытах с детьми-дошкольниками.
Экспериментатор, проводивший опыты, ставил перед ребенком задачу — достать удаленный от него предмет, непременно выполняя правило не вставать со своего места.
Как только ребенок принимался решать задачу, экспериментатор переходил в соседнюю комнату, из которой и продолжал наблюдение, пользуясь обычно применяемым для этого оптическим приспособлением.
Однажды после ряда безуспешных попыток малыш встал, подошел к предмету, взял его и спокойно вернулся на место.
Экспериментатор тотчас вошел к ребенку, похвалил его за успех и в виде награды предложил ему шоколадную конфету.
Ребенок, однако, отказался от нее, а когда экспериментатор стал настаивать, то малыш тихо заплакал.
Что лежит за этим феноменом?
В процессе, который мы наблюдали, можно выделить три момента:
1) общение ребенка с экспериментатором, когда ему объяснялась задача;
2) решение задачи и
3) общение с экспериментатором после того, как ребенок взял предмет.
Действия ребенка отвечали, таким образом, двум различным мотивам, т. е. осуществляли двоякую деятельность:
- одну — по отношению к экспериментатору,
- другую — по отношению к предмету (награде).
Как показывает наблюдение, в то время, когда ребенок доставал предмет, ситуация не переживалась им как конфликтная, как ситуация «сшибки».
Иерархическая связь между обеими деятельностями обнаружилась только в момент возобновившегося общения с экспериментатором, так сказать, post factum:
конфета оказалась горькой, горькой по своему субъективному, личностному смыслу.
Описанное явление принадлежит к самым ранним, переходным.
Несмотря на всю наивность, с которой проявляются эти первые соподчинения разных жизненных отношений ребенка, именно они свидетельствуют о начавшемся процессе формирования того особого образования, которое мы называем личностью.
Подобные соподчинения никогда не наблюдаются в более младшем возрасте, зато в дальнейшем развитии, в своих несоизмеримо более сложных и «спрятанных» формах они заявляют о себе постоянно.
Разве не по аналогичной же схеме возникают такие глубоко личностные явления, как, скажем, угрызения совести?"
Конец цитаты.
Что здесь было описано?
А.Н. Леонтьев говорит - это ПЕРВОЕ рождение личности.
Подчеркну, первое.
Значит, будет и второе?
По логике развития, да, должно быть второе. Но в жизни, в реальной жизни, мы часто не можем позволить себе "родиться второй раз", потому что может быть очень велико давление взрослых, запрещающих набор личного опыта, отхождение от "правильных правил" и развитие нас как самостоятельных дееспособных существ.
- Очень подробно разбирала это совсем недавно:
Второе рождение личности
Сначала скажу в общем виде, а потом 2 примера реальных жизненных ситуаций. Два примера мирового успеха, который не мог бы состояться без второго рождения личности.
Индивидом рождаются,
а личностью становятся (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
В психологии принято делить развитие личности человека на 3 этапа (названия этапов разные в зависимости от научной традиции, я беру нашу отечественную школу):
- 1. Субъект - мы как "зверюшки", да простите меня за такое слово. Наше физическое тело с его особенностями и потребностями.
- 2. Индивид - "при выделении понятия "индивид" в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек ПОДОБЕН всем другим людям, то есть указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом"*
В этот момент ребёнок осознает себя частью своей группы (нескольких групп), где он осваивает социальные способы поведения, и где социальные правила становятся важнее личных "хотелок".
Хочется на уроке встать и смотреть в окно - а нельзя вставать.
Социальные нормы начинают регулировать поведение, зачастую, с преодолением дискомфорта на уровне организма (хочется спать, но встаю и иду в школу).
Здесь главным качеством, обеспечивающим "успех", является послушание.
- 3. Личность (индивидуальность) - "Понятие "индивид" не следует смешивать с противоположным по значению понятием "индивидуальность", с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек ОТЛИЧАЕТСЯ от всех других людей"*
В этот момент человек осознает свою жизнь как принадлежащую именно ему, что именно он несет ответственность за то, что с ним происходит.
Послушание уходит на второй план.
Человек должен САМ принимать решения, САМ делать многие выборы, САМ управлять своей уникальной жизнью.
*приведены цитаты из работы:
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с.
И позволю себе похвастаться :-) Размещу не официальное фото Александра Григорьевича, а кадр из видео:
Александр Григорьевич, доктор психологических наук, зав. кафедры Личности факультета психологии МГУ, идет на нашу лекцию по психологии личности, а я сижу в аудитории (я в белой майке).
Телевизионщики часто приезжали к нам в Университет, снимали наши лекции, лаборатории.
-----
Итак, это была теория о первом и втором рождении личности. А ещё я обещала 2 примера из реальной жизни.
Однажды понять, что твоя жизнь - она твоя, и зависит от тебя
2 истории успеха, мирового успеха, который не мог бы случиться без простого осознания:
- как ни слушайся других, даже очень авторитетных (самых авторитетных в мире), даже очень профессиональных (самых профессиональных в мире),
- пока не возьмешь свою жизнь в свои руки - ничего не получится.
1. Отличницей быть мало, надо брать всё в свои руки
Рассказывает олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Маргарита Мамун:
Череда неудач в 2013, в 2014, в 2015.
В 2015 на предолимпийском Мире я также за площадку туда, сюда (Рита говорит о потерях предметов в момент выступления).
Какие-то вообще нелепые истории были. Я искренне хотела вообще раз и навсегда с этим разобраться. Потому что мне было очень обидно!
Я с утра до ночи сидела в зале, я сидела в зале дольше всех!
Я уходила самая последняя, потом ещё шла в тренажерный зал в пустой.
И естественно мне было обидно почему я работаю-работаю, работаю-работаю, а ничего не получается.
Естественно, это было сложно. <...>
И вот тогда, вроде бы очевидный вопрос и очевидная ситуация и именно тогда я прозрела
И только тогда я поняла, что, класс, 4 месяца до Олимпиады, я только тогда поняла, что надо брать всё в свои руки.
Просто с детства самого девочка-отличница.
«Рита, слушай учителя.
Выполняй, что он тебе говорит, как прилежная ученица».
И я всегда думала, что если ты будешь слушать тренера, и если ты выполняешь всё, что он говорит, значит ты приходишь (Рита показала рукой «к результату»).
Но так не работает.
Нужно самому подключаться, а не плыть по течению. И когда ты уже профессиональный спортсмен, нужно самому находить варианты выходов и решений.
Потому что ты сам знаешь, потому что никто лучше тебя не знает. Никто лучше не поймет, что вообще произошло.
Это же олимпийский год! Значит мне нужно брать всё в свои руки и искать выход.
Вот тогда я съездила к психологу в ЦСКА к фигуристам.
И вот тут я увидела настоящего психолога!
Который дает тебе задания, и ты должен как ты тренируешь свое тело, так ты и тренируешь свой разум. Свое спокойствие. Свою концентрацию.
А это, мы не привыкли это делать."
Дальше я не буду цитировать, т.к. описанные решения выходят за рамки темы статьи.
2. И признаюсь честно, в тот момент я не понимала что происходит.
Рассказывает Анна Щербакова, олимпийская чемпионка по фигурному катанию:
"Скажу так, в последнее время мне часто говорят, что я прекрасно справляюсь с волнением, и на соревнованиях как будто бы его и нет, но так было далеко не всегда.
Был у меня период, в какой-то момент я получила серьезную травму и пропустила долгий период соревнований. И когда я к ним вернулась, я не понимала, что происходит, но я стала бояться выступать.
Я на тренировках могла 10 раз чисто исполнить программу, но на соревнованиях это были полные срывы программы, когда я по 5 раз за прокат падала.
Это вот момент, когда ты начал прокат в полном мандраже и после первого же падения ты просто ждешь, когда программа закончится.
Наверное это вот те ужасные эмоции, которых я больше никогда не хочу испытать, от которых я старалась избавиться, потому что вот это все, когда ты хочешь чтобы поскорее просто закончилось, это наверное самое неправильное. Когда даже не пытаешься исправить ситуацию.
Такое у меня было в течение наверное целого сезона.
Я постоянно на стартах, у меня были срывы.
И признаюсь честно, в тот момент я не понимала что происходит.
И мне пытались как-то подсказать что-то и тренеры, и родители, но потом я поняла, что...
...я могу слушать все их советы, указания, но пока я сама с этим не разберусь – ничего не изменится.
Я на тренировках выполняла все указания, я их слушала внимательно, но всё равно выхожу на старт – ничего не получается.
Поняла, что всё-таки в момент старта всё зависит от меня. И не нужно как бы ответственность перекладывать, что ну я их послушала, значит, наверное, сейчас всё получится.
Нет.
Надо взять самой себя в руки, самой сделать всё что нужно.
Как я это постепенно, конечно, не сразу поняла. И стало чуть-чуть всё лучше и лучше на стартах выступать.
И вот когда я этот момент поняла, больше ни разу у меня не было таких полных срывов. <...>
Я выхожу и всегда всё под контролем. Даже если что-то идет не так, за каждый элемент, за каждый шаг нужно бороться.
И наверное, как только я это поняла, последние несколько лет никогда у меня такого не было, и этому я очень рада!
Итак, у нас у всех есть в психике какая-то иерархия мотивов
Мы можем взять за неё ответственность и начать осознавать, а можем жить без осознания, движимые какими-то непонятными для нас штуками. Тогда стоит ли удивляться встречной воле?
Ведь это именно ВОЛЯ!
МОЯ ВОЛЯ!
А не безволие, слабохарактерность, лень и прочие подобные слова.
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.