Начнём, пожалуй, с бородатого анекдота.
- Так мне Паваротти не понравился, картавит, в ноты не попадает...
- Вы были на концерте Паваротти?
- Нет, мне Рабинович по телефону напел.
О предстоящей премьере я уже писала, ссылка будет в конце статьи.
Так вот, долгожданную (мной точно) премьеру новой экранизации "Мастера и Маргариты" я ещё не посмотрела.
Планировала попасть на премьеру в четверг, но не вышло, не вышло и в выходные. Планировала я и спойлеры не слушать. Но уже и на паблик толк сходила в музей Булгакова (да, на него время нашлось, он идёт час, а кино - почти три, плюс пойдем в кино мы семьей, не я одна), и отзывы посмотрела, и статьи на Дзене. А под ними и некоторые комментарии.
Статья про фильм с моим мнением будет обязательно позже, а пока разрешите поделиться с вами своим изумлением от того, как фильм встретили.
Те, кто читает меня давно, в курсе, что я являюсь горячей поклонницей Булгакова и исследую его творчество и биографию, а финальный роман писателя — "Мастер и Маргарита", мой самый любимый. Так вот, ни одна из существующих экранизаций (кроме последней, её ещё не видела) мне решительно не нравится. Вкусы у всех разные, но мне было настолько скучно смотреть на то, что происходит на экране по сравнению с книгой, что я просто заставила себя досмотреть. Долго время я думала, что роман не поддаётся экранизации, что сделать достойную попросту невозможно. Но... но об этом дальше. Итак!
Нужна смелость, чтобы экранизировать классику
Есть всем известный парадокс, который парадоксом-то кажется только на первый взгляд. Очевидно, вроде бы, что визуальное искусство легко и изящно побеждаем эпистолярный жанр. Посмотреть фильм или даже сериал проще, чем прочитать книгу, а тем более, серию или цикл. И времени меньше займёт, и вообще более необязывающее времяпровождение. Как правило, после удачной экранизации взлетают и продажи книги. Ну, или, как минимум, интерес к ней (не будет забывать, что мы живём в России, где книжное пиратство поощряется).
Так вот, с классикой, под которой я сейчас подразумеванию книги, которые любит народ, это не работает. Любая экранизация классики или постановка пьесы (если только мы не говорим о написанной автором пьесе, которую театр поставил слово в слово) всегда проиграет оригиналу книги. Безусловно, вы можете быть исключением, человеком, которому какая-то экранизация нравится больше. Такие люди есть, хотя среди них и много тех, кто книгу никогда не читал. Но это не отменяет среднестатистического эффекта.
Кстати, вспомним второй парадокс. Вы же знали, что "Мастер и Маргарита" Булгакова по опросам считается одной из самых любимых книг в нашей стране, а ещё (сюрприз-сюрприз) мало читаемой? И этому есть очень простое объяснение, про которое дорогие читатели, несомненно, догадываются и без меня.
Но вернёмся к первому парадоксу. Объяснить его очень просто. У Булгакова такие яркие образы, такие роскошные сцены (полёт Маргариты, бал сатаны), что каждый читатель в своё воображении рисует собственную феерию. Для воображения не нужен многомиллионный бюджет, удивительная графика, спецэффекты, технически сложно выстроенные сцены. Вы просто читаете текст и представляете.
И ваша картинка выиграет всегда тому, что другой человек (такой же, в первую очередь, читатель, как и вы, а потом уже сценарист, режиссер и т.д.) покажет вам на экране или сцене.
Есть ли идеальная актриса на роль Маргариты? А мастера? А Воланда?
Помимо того, что мы всегда сами в своем воображении воссоздаём образы героев произведения, так нам ещё и Булгаков помог в этом, нарисовав образ чарующей Маргариты общими крупными мазками. Думаю, это был совершенно сознательный приём. Кстати, о нём я уже писала. Если не читали, обязательно полюбопытствуйте.
Когда заходит речь об экранизации и читатели называют тех, кто мог бы, по их мнению, сыграть, ну пусть ту же Маргариту, на любое мнение тут же накидываются другие, заявляя, что нет, только не она! Никакого попадания. Актриса слишком стара/молода, худощава/полновата, вульгарная/скромная и т.д. и т.п.
Признаюсь, в моей голове тоже живёт некий образ, который сложился у меня после первого же чтения книги, и экранные Маргариты совершенно на него не походят. Но я повторяю для себя ту мантру, которую
давно проповедую своим читателям:
любые иллюстрации, экранизации, постановки — это возможность посмотреть на произведение взглядом другого человека.
Если относится к этому так, становится намного легче.
А пока напишу свои мысли об очень распространённых вопросах, которые я прочитала в комментариях.
Зачем нужно экранизировать то, что уже снято?
Этот вопрос, который касается экранизаций и, кстати, переводов (о чём мы скоро поговорим отдельно), ревностно задаётся обычно теми, кто нашёл своё "попадание" в любимую экранизацию. Рассуждения очень просты: вот же есть отличный фильм. Вот пусть и смотрят его! Ну мне же нравится! (Часто мы считаем себя эталоном вкуса, но, увы, вкусы человечества разнообразны, и спорить о них бесполезно) Зачем ещё на что-то другое деньги тратить?
У артистов и режиссеров, сценаристов бывает даже определенная ревность к тому, что они начинают считать своим собственным детищам, а попытки сделать альтернативное виденье считают рейдерским захватом. 😉
Кстати, вы знали, что по официальной статистике по поисковому запросу "Мастер и Маргарита" чаще всего ищут именно экранизации, а не книгу? А значит, качественные экранизации важны, как бы такие любители книги, как я, при этом не плевались. 😑
Причины же очень простые:
1. Жизнь не стоит на месте. Рождаются новые поколения, которые иначе переосмысливают классику, которое имеют собственный голос и хотят выражать те смыслы, которые они увидели в романе.
Пока ещё действует авторские права на роман, наследники выдают разрешение на съёмки. Ими, кстати, уже не раз было наложено "вето" на попытки экранизации, которые не пришлись ко двору. Но с окончанием действия авторских прав по закону такие запреты снимутся, и можно будет как издавать книги без авторских отчислений, так и снимать фильмы и ставить пьесы, никого не спрашивая.
2. Устаревают и методы, которые использовались ранее.
Можно сколь угодно долго ругать спецэффекты, но только представьте, какого классного кота Бегемота можно было бы создать. И я думаю, мы ещё увидим эти попытки, среди которых, я надеюсь, будут удачные.
Некоторые недавние экранизации (других книг) ждали своего часа так долго просто потому что просто не было адекватных технических средств для их реализации. В основном это относится к сложным фэнтезийным мирам.
3. Попытка создать приличную экранизацию.
Я уже признавалась в том, что не видела ни одной удачной экранизации романа. Так что же, бесконечно предпринимать попытки? Не нам с вами решать это, дорогие мои. Нас никто не спросит, и, в общем, правильно сделают. Прогресс неумолим. Поколения сменяют поколения, жизнь продолжается. Пока наш шарик вертится и войны не разнесли его в клочья (что, согласитесь, было бы крайне обидно), попытки будут.
Искусство вообще про разнообразие. В нём нет статики.
Зачем писатели продолжают писать книги, когда уже были Пушкин и Булгаков? Разве мало книг написано? Да за всю жизнь не перечитать. Но приходят новые поколения и хотят говорить. Потому что могут. И это правильно.
"Так устроен мир".
А дальше уже решает читательский спрос. В наше время, правда, ещё и маркетинг. Но это совсем другая история.
Будет ли каждая новая экранизация лучше предыдущей? Совсем не уверена. Но, поживём - увидим!
Почему бы не снять фильм близко к тексту?
Физически невозможно снять фильм один в один по книге. Кино и литература — разные виды искусства. Повторюсь, можно сделать классическую пьесу один в один по тексту, но, в случае "Мастера и Маргариты" такого текста нет.
Экранизация — некий образ литературного произведения. Это не сама книга. Сценарист и режиссёр, а ещё и актеры рассказывают нам своё понимание прочитанного.
Отличный мем на эту тему: худшая экранизация, но зато самая достоверная!
А если фильм снят по мотивам произведения, то можно увидеть и совершенно другое прочтение оригинала.
Полюбившийся многим сериал "Шерлок" - снят про героя в современном мире, но при этом оставлена вся сюжетная линия, только переделала под наши реалии. Многие, а том числе ваша покорная слуга, находят, что фильм сделан гениально. Как произведение искусства. Стал ли от этого наш фильм с Ливановым хуже? Потерял ли своё очарование? О нет! В нём съёмочной площадке удалось передать атмосферу, или, говорит молодежь, вайб произведения Конан Дойля.
Это две разные грани, два разных отражения, которые, как мне кажется, все польстили бы автору.
Отдельная боль - что творцы не дожили до своего триумфа. Но здесь мы бессильны.
"Мастер и Маргарита" при своей кажущейся простоте и лёгкости - сложнейший текст. Есть мнение, которого долго и придерживалась ваша покорная слуга, что такие тексты не стоит и пытаться экранизировать. Но кто мы такие, чтобы запрещать? Режиссёры и сценаристы принимают вызов, у их творений есть поклонники, значит, всё не зря.
Жизнь многообразна. Есть очень простая тактика - если что-то не нравится, стоит просто пройти мимо. Разумеется, это не касается случаев, когда это напрямую вредит обществу. Но и тут грань тонка. Когда мы говорим о цензуре - то это очень сложный разговор. Начиная с вопроса "а судьи кто?", заканчивая сферами, в которых она вообще применима.
Мир давно мечется между цензурой и свободой слова, у всех стран разные решения. Мне больше нравится вариант, когда цензура не насаждается сверху, а осуществляется самими гражданами. Всегда можно проголосовать рублём.
***
Уверена, что мои более счастливые читатели уже посмотрели фильм. Если вы это сделали, делитесь впечатлениями! А я обязательно принесу свои в самое ближайшее время.
Что же, никогда не знаешь, покажет Дзен твою статью полутора землекопам или случайно выбросит в рекомендации. Поэтому на всякий случай напомню правила. Я жду любые ваши комментарии и мнения. За мнения на моём канале не банят! Но комментарии с переходом на личности автора статьи или других читателей нещадно удаляются. Также я прошу не писать ничего про политическую повестку, даже если вы считаете, что она связана с фильмом. Для этого есть другие каналы, мы же говорим о литературе. Спасибо за понимание!
Что я думала раньше о грядущей премьере:
Лучший способ узнать меня лучше - прочитать мои книги. Приглашаю вас на Литрес ❤❤❤ Я их писала специально для вас ❤❤❤ Подписывайтесь и на другие соцсети. Будем на связи! ❤❤❤
Напоминаю: в телеграмме больше личного, а также фоторепортажи, рисунки нейросетей и т.д., и что немаловажно — экстренная срочная связь со мной, а также ссылки на все соцсети, в вк — удобного, в ок — привычного.
Подписывайтесь, оценивайте материалы, пишите комментарии. Всё это бесценно для меня!
❤️❤️❤️ Жду вас ТГ | ВК | ОК ❤️❤️ Мои книги на Литрес с реф ссылкой