Найти тему
По ту сторону книги и театра

Тайна булгаковской Маргариты

Оглавление

В прошлой раз мы говорили о любви мастера и Маргариты, и о самой возлюбленной мастера. И этот разговор ещё не окончен.

Но пока прервёмся на вопрос, который неизменно возникает при рассмотрении иллюстраций к роману "Мастер и Маргарита" (если пропустили, все их можно посмотреть в специальной подборке, как и другие материалы по Булгакову), а именно: как же выглядела Маргарита? Какая у неё была внешность?

Кто же он — Михаил Булгаков?

Давайте вспоминать.

Мастер и Маргарита в подвальчике, Геннадий Шлыков
Мастер и Маргарита в подвальчике, Геннадий Шлыков

Обратимся к роману

"...Возлюбленную его звали Маргаритою Николаевной..."

Мы знаем имя и отчество героини, но не знаем фамилии. Впрочем, нам повезло больше, чем с мастером: мы и имени его не знаем. Но о мастере поговорим в другой раз.

Далее:

"...Бездетная тридцатилетняя Маргарита..."

Возлюбленной мастера тридцать лет, она бездетна. Хорошо, а что же с внешностью?

Маргарита,  Gabriela Lutostanski
Маргарита, Gabriela Lutostanski

Михаил Афанасьевич прекрасно умеет описывать своих героев. Например, мы сразу представляем себе мастера:

"...с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми..."

Или Воланда:

"...ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые..."
"...Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар..."

Но нигде на протяжении всего романа мы не встречаем описания внешности Маргариты. Только разбросанные намёки.

Бегемот и Марго, Александр Горбунов
Бегемот и Марго, Александр Горбунов

Так какая же она, Маргарита?

Красивая. С короткими чёрными завитыми в парикмахерской волосами. С острыми ногтями, элегантно одетая. Косит на один глаз. У возлюбленной мастера низкий голос.

"...меня поразила не столько ее красота..."
"...Она была красива и умна..."
"...привлеченный ее красотою и одиночеством..."
"...Какая красивая..."
"...на черном ее весеннем пальто..."
"...свою руку в черной перчатке с раструбом..."
"...туфли с черными замшевыми накладками‑бантами, стянутыми стальными пряжками..."
"...развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза..." "...короткие завитые волосы..."
"...парикмахерская завивка..."
«...вихры неприглаженных черных волос…»
"...кусая белыми зубами мясо, Маргарита..." "...тонкие с остро отточенными ногтями пальцы..."
"...Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови..."
"...женщине, в глазах которой всегда горел какой‑то непонятный огонечек..."
"...косящей на один глаз ведьме..."
"...прозвучал ее голос, низкий довольно‑таки, но со срывами..."
"…хриплым голосом и стуча рукою по столу, сказала…"

И это всё?

Великий бал у Сатаны, Евгений Гритчин
Великий бал у Сатаны, Евгений Гритчин

Почему же Булгаков, которому так легко и изящно удавалось набросать узнаваемые, ни на кого не похожие портреты своих героев, обошёлся без описания внешности Маргариты?

Мне кажется, на это есть несколько причин.

Образ Маргариты должен был быть прекрасен для каждого

Разумеется, читатели представляют героев по-разному, даже если автор дал самое точное и подробное описание. И всё-таки найдутся те, кому не понравится типаж.

Булгаков слегка набрасывает образ Маргариты (чёрные завитые волосы), но совершенно умышленно даёт читателю возможность додумать самостоятельно её образ. Главное, что нам нужно знать: умница Маргарита была красива. А вот характер роскошной женщины, её манеру говорить, принимать решения Михаил Афанасьевич описывает куда тщательнее.

Фоторабота Жана Лурье: Маргарита. В роли Маргариты Изабель Аджани
Фоторабота Жана Лурье: Маргарита. В роли Маргариты Изабель Аджани

Важно другое: каждый читатель получил свою идеальную красавицу Маргариту.

И вот теперь, разглядывая иллюстрации, мы уверенно восклицаем: "Да она же совершенно не такая?" Откуда вы знаете? 😉 Впрочем, вы совершенно правы. Писатель специально сделал так, что вы знаете.

Многих в личном разговоре я спрашивала (когда у них не было возможности подглядеть в тексте или интернете), какая была Маргарита? И что вы думаете? Мне выдавали тщательное описание. Булгаков так хорошо знает своё дело, что нам кажется, что тот образ, что мы придумали, описан в книге. Но это не так.

Крем Азазелло, Сергей Тюнин
Крем Азазелло, Сергей Тюнин

Главное – характер

Писателю было важно, чтобы мы поняли про возлюбленную мастера главное: какой она была. Что двигало ей, каким был её характер.

(Не то чтобы мы не поняли, но спорим до сих пор, начиная от булгаковедов, заканчивая школьниками на переменах.)

Вместо внешности он часто обращается к описанию глаз Маргариты. А они – зеркало души.

"…меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!"
"...женщине, в глазах которой всегда горел какой‑то непонятный огонечек..."
"...Глаза ее источали огонь…"
Фотоиллюстрации Ретроателье
Фотоиллюстрации Ретроателье

Ох уж эти прототипы. Маргарита – самостоятельный образ

Булгаков понимал, что если его роман будет напечатан, все будут задаваться вопросом. Кто же она, Маргарита? Именно это и происходит сейчас.

Кстати, о возможных прототипах Маргариты мы говорили тут:

И облегчать эту задачу он не собирался. Хотя он и наделил возлюбленную мастера чертами своих женщин, Маргарита самостоятельный образ. И подменять его образом, к примеру, своей третьей жены он не хотел.

Внимательные читатели могут возразить, почему же он иногда называл Елену Сергеевну "моя Маргарита". Потому что она была не книжной Маргаритой, а его. А у вас, возможно, есть своя. Или вы чья-то. Если, конечно, Маргарита привлекательный для вас персонаж.

Кстати, косящий глаз Маргариты кое-кто воспринял как убедительный аргумента в пользу конкретного прототипа. Догадаетесь? Пищите свои версии в комментариях.

Маргарита, Надя Рушева
Маргарита, Надя Рушева

Женщины, и снова женщины

Каждая из женщин, кто имел счастье (или несчастье) быть рядом с Булгаковым хотя бы недолго (и это не только три его жены, о чём я уже рассказывала) претендовали на роль Маргариты.

Елена Сергеевна была уверена, что это она.

Если бы Булгаков описал Маргариту тщательнее, возникли бы вопросы. Ему было не важно, кто что думал. Если его женщины хотели быть Маргаритами в своём воображении, он легко подарил им эту возможность.

-9

Ещё больше разных образов Маргариты ищите в тг канале ТГ.

Возможно, дорогие, вы со мной не согласитесь. Обязательно пишите своё мнение в комментариях. И помните, мы здесь, что приблизить друг друга к истине. Я всегда рада слышать ваши аргументы.

Ваша Есипова Оксана | Для вас мой мистический детектив "Опасная связь" и другие книги на Литрес | ❤️❤️ Жду вас ТГ | ВК | ОК ❤️❤️.