ЗАКРЫТЬ БЫ ЗАКРЫТЫЙ ПОКАЗ
Весьма удивился, когда узнал, что Первый канал несменяемого Эрнста решил достать из нафталина и вернуть в эфир ток-шоу «Закрытый показ», ведущим которого, как и прежде, будет Александр Гордон, потерявший свой авторитет и уровень в бабьих склоках дневной программы, которую я сразу переключаю, если попадаю.
Понятно, что Эрнст мечется, не знает, чем заполнить эфир, где найти достойных ведущих, и вот решил дважды войти в обмелевшую реку. Ни у кого не получалось, а у замшелого гендиректора – тем более. Программа «Закрытый показ» выходила на Первом канале с перерывами с 2005 года. Сначала ее ведущими были Варвара Владимирова и Екатерина Мцитуридзе. С 2007 неизменным ведущим шоу стал Александр Гордон. Порой завязывались любопытные дискуссии, потому что и фильмы были с идеей, с подходом… А сейчас - "Холоп-2" обсуждать?
Лично я попал в программу Александра Гордона … через Турцию. В центре города Сиде находится небольшой уютный отельчик 3*. Я приехал туда открыть купальный сезон в конце русской весны и поработать. Вечером сидел на веранде, возле бара, за бокалом плохого турецкого красного вина – караменыз шарап. Вокруг меня и дамы зрелые крутились, и более молодые современники подсаживались. В незнакомой компании заговорили о поэзии, и вдруг блондин по имени Алексей спросил: «А как Вы относитесь к Бродскому?». Дело шло к вечеру, я был уже разгорячен слегка и выдал по полной. Суть – коронная: дутая величина! Тут Алексей спросил: «А можете Вы это же самое, но чуть помягче, повторить в программе Гордона?». – «Да где хочешь повторю – мягче, жестче…». Помощник Гордона попросил у меня визитку и, действительно, вскоре позвонил в Москве, прислал СД с записанным фильмом «Полторы комнаты». Я в два присеста досмотрел эту тягомотину – первый игровой фильм «Полторы комнаты», да ещё наушники пришлось искать для ноутбука, потому что там много бытовых якобы разговоров с помехами, сливающихся бубнящих голосов, заунывного чтения стихов – в основном, Вениамином Смеховым, по-моему.
В общем, подготовился, выписал некоторые цитаты из Бродского, у которого ни одной строфы не могу запомнить, кроме, конечно, цитированной и не осуществлённой: «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать…». Почитал даже дамские рецензии, они просто кишели восторгами: «Фильм наполнен стихами. Они звучат без надрыва и пафоса, звучат не потому, что в фильме о поэте они непременно должны быть, а потому, что они – концентрированное выражение времени». Ну, и конечно, не было пределов умиления по поводу актёров: «Алиса Фрейдлих, Сергей Юрский – вне всяких сравнений, а внешнее сходство и манера речи Григория Дитятковского порой создают документальность истории: так похоже все на правду».
Так что, настроившись смотреть шедевр - двухчасовое полотно режиссёра Андрея Хржановского (сценарий недавно ушедшего Юрия Арабова и самого режиссёра), я испытал страшное разочарование, но затянутый фильм мне на многое открыл глаза. Я сидел в студии, конечно, на той стороне, где высказывались приглашенные гости, считающие, что этот фильм смотреть не стоит. В день съёмок была страшная жара, чувствовал я себя после бурного общения с друзьями накануне – неважно, но понимал, что выступаю у Гордона два раза – первый и последний, а потому без тени сомнений и дипломатичности ринулся в бой. Высказал всё, что думал. Оставили, как всегда, далеко не всё, но – острое и убедительное. Тогда я решил опубликовать рецензию на фильм, высказав попутные впечатления-размышления. Поразительно, что я нигде не смог её опубликовать: в «Советскую Россию» прямо утром, по горячим следам, написал другой автор, а все остальные издания - от «Завтра» до «Литературной газеты» - не проявили к статье интереса. Я ли тому виной или Бродский? – не знаю, но в статье, считаю, кое-что дельное высказал. И тогда я решил: а почему бы не начать со статьи и не написать ПЕРВУЮ критическую и правдивую книгу о Бродском. И написал: «Вечный скиталец» - она выдержала три переиздания, а я – шквал критики от поклонников Бродского.
Но остался благодарен редакторам и Гордону, которые дали высказаться достаточно критично о том, что творилось тогда вокруг Бродского («Бродский – Пушкин ХХ века!», - заявляла свихнувшаяся литературоведка). Но и возрождённую программу смотреть не собирался. Однако пришлось, потому что многие мои студенты пишут работы про образ и роль телеведущих. А тут как раз на съемках программы "Закрытый показ" Гордона произошел скандал. Эфир после стычки с ведущим покинул гость передачи Никита Кологривый. Передача была посвящена не прозвучавшей картине "Подельники". Это российский триллер 2021 года, Кологривый в фильме не снимался, но одной из центральных тем ленты выступают воровские привычки и понятия. Собственно, по ним жили и герои сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте", где у Кологривого одна из центральных ролей. Но когда телеведущий попросил актера рассказать о фильме "Подельники", Кологривый вяло сказал лишь пару общих фраз.
Критика со стороны Гордона вызвала гнев 29-летнего актера. На просьбу кратко пересказать суть фильма, Никита вспылил и предложил закончить всю передачу тремя словами. Александр Гордон потребовал от звезды кино сдерживаться и отвечать на вопросы. Но это только разозлило Кологривого еще больше. Никита заявил ведущему: "У нас тут диктатура или что?"
«Давайте я объясню вам одну простую вещь — это программа, где я выступаю в качестве ведущего, что означает, что я определяю, что хорошо, а что плохо для этой программы. Если вы согласны, то отвечайте на вопрос. Если нет, то никто не заставляет вас оставаться», — поставил взбесившегося участника шоу Гордона на свое место.
Не раздумывая, Кологривый все же решил покинуть шоу. «Я не смогу найти с вами диалог», — заявил он Александру Гарриевичу, снял микрофон и ушел со съемочной площадки, продолжая возмущаться по пути к выходу. «Приходите ко мне в программу... Такой смелый», — возмутился Никита.
После ухода Никиты Кологривого из студии программы «Закрытый показ» Александр Гордон напомнил, что является ведущим авторского шоу, где последнее слово всегда будет за ним: «Вы знаете, я даже сейчас не требую поддержки или осуждения своих действий. Так было и так будет всегда. Это авторское шоу. Здесь я решаю, кто за, кто против», — резюмировал Гордон. Ну что, это может послужить эпизодом и примером поведения телеведущего. Но обогатило ли это неинтересную программу?
Присутствующий на эфире режиссер фильма «Подельники» Евгений Григорьев, комментируя перепалку между ведущим и актером, заявил, что «Саша [Гордон] делает блестяще все!». Ну, это весьма спорно. Блестяще Александр Гордон продолжает менять молодых жён, которые от него рожают и опровергают распространённое заблуждение, что алкоголь этому не способствует. Поздравительный по поводу нового брака оставила и экс-жена Катя Гордон: «Если Саша еще ради юной супруги возьмется за здоровье и бросит пить все, что крепче кефира, - так вообще проблемы в разнице в возрасте не будет никакой. Совет да любовь».
Вот о чём бы «Закрытый показ» снять – о пяти жёнах Гордона.
Но самую острую программу можно было снять по высказываниям Гордона. Например «Об еврейском национализме». Он не раз заявлял в интервью: «Люди не должны думать о национальности. А происхождение волн антисемитизма в России абсолютно понятно. Это реакция на публичное бесстыдство: еврейские междусобойчики и шутки на соответствующие темы. Я имею ввиду юмористическую передачу, в которой собирались, скажем, Шифрин, Шендерович, Хазанов, всех не перечислишь. И начинаются местечковые шутки о том, какие они замечательные и хитрые: мы такие, мы сякие. А потом они удивляются, откуда берется антисемитизм».
Правда, теперь эти компании рассыпались как-то. Хазанов в Риге, Шендерович в Израиле. Их даже Эрнст не соберёт… Но Гордона генеральный нагрузил сверх меры.
4 февраля Александру Гордону стало плохо во время работы в студии Первого канала. Молодожёну вызвали бригаду скорой помощи. Медики в рамках обследования поставили телеведущему диагноз «аритмия» и сделали укол.
А Эрнсту укол?