После того, как прочитана последняя книга цикла, можно, наверное, подытожить все впечатления обо всём цикле в целом.
Цикл из восьми книг ирландская писательница Люсинда Райли (1965-2021) успела завершить незадолго до своей смерти. Переводчик первых семи – З.Красневская, последней – К.Савельев.
Книги очень объёмные, по 500-700 страниц каждая, поэтому это чтение надолго.
В истории мировой литературы, наверное, не так много столь объёмных произведений (циклы детективных романов, фантастики и фэнтези типа Тэда Уильямса, Айзека Азимова и Роджера Желязны я не беру), написанных так качественно. На ум приходят в первую очередь, конечно, «Сага о Форсайтах» и «В поисках утраченного времени», Гарри Поттер, «Тёмная башня» Стивена Кинга, да Анжелика с королём, но по объёму всё же Люсинда Райли их превзошла (о содержании и значимости в истории литературы не говорю, это тема совсем другая и произведения несравнимые, разных категорий).
Может, кто-нибудь назовёт мне ещё известные объёмные саги в мировой литературы, которые я не вспомнила?
Теперь собственно о книгах как о предметах вещного мира.
Эти книги – как раз тот случай, когда руки к ним тянутся, даже не зная ещё, о чём там написано. Увеличенный формат, суперобложки, закладочки… прелесть! Каждая из книг имеет свой цвет: первая – синяя, вторая – красная, третья – зелёная, четвёртая – жёлтая, пятая – сиреневая, шестая – оранжевая, седьмая – жёлтая, восьмая - фиолетовая. Но кроме цвета, в нижней части корешка у каждой книг свой значок, обозначающий знаковое слово романа. На корешке первой книги изображена армиллярная сфера, с которой, собственно, и начались все приключения. На второй – парус, поскольку Алли занималась парусным спортом. На третьей – кошка, потому что… долго объяснять, на четвёртой – раковина, потому что Келено оказалась связанной с добычей жемчуга; на пятой – гитара, ну и так далее...
Каждая из книг рассказывает нам две истории, которые сходятся в конце: одна из них современная (а вернее, разворачивается в 2007-2008 году), а вторая происходит в 19 или начале 20 века. Другая особенность – в каждой книге есть помимо выдуманной истории история реальная. В первой книге это история строительства статуи Христа в Рио-де-Жанейро, во второй – история Эдварда Грига, в третьей – Беатрикс Поттер, в четвёртой упоминается австралийский художник Альберт Наматжира, в пятой - танцовщица фламенко, реальный прототип которой – Кармен Амайя, в шестой - проблемы расовой сегрегации в Америке, наркомания и СПИД в Африке, в седьмой – борьба Ирландии за независимость страны.
Очень важно и то, что Люсинда Райли не просто сочинила семь уникальных историй, она проработала каждую историю детально, съездила на места, где происходит действие её романов (сомневаюсь только, была ли она в России), изучила документально всё, что относится к теме, познакомилась со множеством людей, которые стали её консультантами в различных отраслях жизни.
Люсинда вложила в свои книги много мифологических отсылок, намёков и анаграмм. Семь сестёр – это Плеяды. Семь звёзд созвездия называются Майя, Альциона, Астеропа, Келено, Тайгете, Электра и Меропа. Так зовут и сестёр Деплесси.
Миф о Плеядах я прочитала, усвоила, что это один из самых древних мифов Земли, что созвездие тесно связано с мореплаванием. Больше ничего разгадать я не смогла – ни аналогий, ни анаграмм. Читала просто как увлекательные романы о поисках своих корней, своего места в жизни, ну и, конечно, о любви, не забывая, однако, что в конце должна будет раскрыться тайна Па-Солта – зачем и по какому принципу он удочерял девочек, и кем он вообще был.
Каждой сестре отец в качестве подсказки о её происхождении, кроме письма и координат, оставил некую вещицу, символ. Майе – кусочек отделочного камня от статуи Христа, Алли – лягушку, Стар – статуэтку пантеры работы Фаберже, Сиси – старую фотографию женщины, ну и так далее.
Последняя, восьмая книга, дописанная уже сыном Люсинды Райли Г. Уиттакером, рассказывает о том, кто же такой был таинственный Па Солт, почему он удочерял девочек из разных стран, и почему его личность была такой непонятной даже для собственных дочерей. Рассказываются также истории людей, которые были рядом с Па Солтом – Марины, Клавдии, других персонажей. Все сюжетные линии всех восьми книг в конце грамотно и качественно сведены в единое полотно.
И ещё две мысли не покидают меня. Первая: как хорошо заниматься поисками своих корней, когда ты не ограничен в средствах и можешь разъезжать хоть по всему земному шару)))
Вторая: искать собственных родителей после того, как тебя воспитали другие, достойные люди, не всегда дело положительное, в том числе и для собственной жизни. Возможно, проще было бы оставить всё как есть. Кстати, сначала я немного удивлялась, что не все героини сразу принимались за поиски своих семей: я бы, наверное, не утерпела и сразу открыла бы конверт с информацией. Но, прочитав все книги, я поняла, что героини цикла оказались более мудрыми и поэтому не торопились менять свои жизни.
Пожалуй, если бы я не знала, что последнюю книгу дописывала не сама Райли, я бы и не догадалась. Потому что стиль в принципе соблюдён. Да, в некоторых поступках некоторых героев отсутствует логика (на мой субъективный взгляд), но тут уже неизвестно, задумано ли так Люсиндой Райли или уже додумывал её сын.
Минусы: первая книга набрана замечательным крупным шрифтом, остальные же почему-то гораздо более мелким. А поскольку сами книги большие и тяжёлые – близко к глазам не поднесёшь – это сильно ухудшает качество общения с книгой.
Есть некоторые претензии и к переводу, замечено также небольшое количество ошибок и опечаток, которое, к сожалению, увеличивалось от книги к книге.
Но всё же одно могу сказать точно: читать стоит!