Выяснила для себя, что термин «престиж профессии» рассматривается в социологии, а методы его оценки являются объектами научных исследований. Престиж профессии, как оказалось, исследуется с 1925го года и с тех пор проведены сотни исследований по разным методикам. В течении десятков лет разные измерения давали очень похожие результаты и в 1970х некоторые из ученых пришли к выводам, что социальная оценка профессий не меняется во времени и пространстве. Рассматривалась гипотеза, что даже в исторической перспективе вплоть до XIV века понимание престижа профессий может оказаться неизменным. Вот несколько результатов исследований разных лет и по разным методикам из статьи Методология и основные результаты исследований престижа профессии в зарубежной социологии:
📍В 1931 г. провели серию опросов среди 38 878 школьников. Были получены высокие оценки статуса таких профессий: Врач, Банкир, Священник, Летчик, Юрист, Преподаватель
📍В начале 40х другое исследование дало рейтинг, где первые места заняли Судья, Высшие госчиновники, Банкир, Врач, Президент колледжа
📍В исследованиях 1947го и 1963 года первые места в рейтинге престижных профессий распределились в таком порядке: Судья Верховного суда, Врач, Физик-ядерщик, Ученый, Научный работник (государственный), Губернатор штата, Член правительства
📍 В исследовании 1989 года первые места рейтинга распределились так Врач, Юрист, Системный аналитик\ученый — компьютерщик, Преподаватель в колледже, Физик\астроном
Люди оценивают уровни квалификации, образования, доходов, привилегий, контроля над людьми и ресурсами, а еще существуют субъективные доверие и уважение. Часто думаю об этом. Особенно, когда сталкиваюсь с очередным обесцениванием роли аналитика что бизнес-, что системного.
Так как критерии качества результатов работы аналитика размыты, у многих возникает недоверие к этой сфере деятельности. С разработчиком более-менее понятно - либо работает приложение, либо нет. Тестировщик либо находит баги, либо нет. С аналитиками сложнее. Аналитик может выявить потребность, предложить решение. Решение внедрят через год и обнаружат ухудшение метрик продукта. Опоздали внедрить или аналитик предложил ерунду? Или разработали криво? Мне доводилось видеть и такие случаи, когда команда годами работает по неполным, противоречивым требованиям, удивляется количеству открытых вопросов в каждой задаче, но не может связать это со значением и качеством работы аналитика. Аналитик же написал что-то красивое по шаблону и разве от него нужно что-то еще?
Если честно, то не хочется думать, что социальное восприятие профессий — это константа. Нас точно ждет следующий явный или неявный пересчет показателей. Как думаете, каким он будет для аналитиков?