Найти тему
СВОЛО

Технология анализирования живописи

Продолжаю в стиле начатом ранее, тут во всяком случае.

Отправляюсь я от перечня, данного Кирой Долининой, историком искусства, в одном перечислении солидных вещей. Это ««Мальчик и червяк» Виктора Пивоварова» (http://loveread.me/read_book.php?id=100990&p=60).

Пивоваров. Мальчик и червяк. 1997.
Пивоваров. Мальчик и червяк. 1997.

Абсолютно ничего не понятно, поэтому отправляюсь за помощью к интернету с вопросом: «Художественный смысл «Мальчик и червяк» Пивоварова».

Оказывается, есть басня Крылова с таким названием.

Мальчик и червяк

Не льстись предательством ты счастие сыскать!

У самых тех всегда в глазах предатель низок,

Кто при нужде его не ставит в грех ласкать;

И первый завсегда к беде предатель близок.

.

Крестьянина Червяк просил его пустить

В свой сад на лето погостить.

Он обещал вести себя там честно,

Не трогая плодов, листочки лишь глодать,

И то, которые уж станут увядать.

Крестьянин судит: «Как пристанища не дать?

Ужли от Червяка в саду мне будет тесно?

.

Пускай его себе живет.

Притом же важного убытку быть не может,

Коль он листочка два-три сгложет».

.

Позволил: и Червяк на дерево ползет;

Нашел под веточкой приют от непогод:

Живет без нужды, хоть не пышно,

И про него совсем не слышно.

.

Меж тем уж золотит плоды лучистый Царь,

Вот в самом том саду, где также спеть все стало,

Наливное, сквозное, как янтарь,

При солнце яблоко на ветке дозревало.

.

Мальчишка был давно тем яблоком пленен:

Из тысячи других его заметил он,

Да доступ к яблоку мудрен.

На яблоню Мальчишка лезть не смеет,

Ее тряхнуть он силы не имеет

.

И, словом, яблоко достать не знает как.

Кто ж в краже Мальчику помочь взялся?

Червяк.

«Послушай, – говорит, – я знаю это, точно

Хозяин яблоки велел снимать;

Так это яблоко обоим нам непрочно;

Однако ж я берусь его достать,

Лишь поделись со мной.

Себе ты можешь взять

Противу моего хоть вдесятеро боле;

А мне и самой малой доли

На целый станет век глодать».

.

Условье сделано: Мальчишка согласился;

Червяк на яблоню – и работать пустился;

Он яблоко в минуту подточил.

Но что ж в награду получил?

.

Лишь только яблоко упало,

И с семечками съел его Мальчишка мой;

А как за долей сполз Червяк долой,

То Мальчик Червяка расплющил под пятой:

И так ни Червяка, ни яблока не стало.

1819

Ясно, что Пивоваров не басню Крылова иллюстрирует: здесь нет первого (Крестьянина), кто был предан (Червяком, попросившимся и пущенным Крестьянином в сад). Зная (см. тут), что Пивоваров выражал наикрайнейшее разочарование во всём Этом мире (ницшеанство в виде концептуализма, разыгрывающего ненавистную Неизвестность, пронизывающую Этот гадко изменчивый мир), я предполагаю, что Крылов его соблазнил последней строкой и последним словом басни. И тогда очерёдность нарисованного на шапке Мальчика определяется выживаемостью видов животных на Земле: на краях шапки – исчезшие и исчезающие с лица Земли рептилии и человек, а в центре – насекомое.

«Все в землю лягут, всё прахом будет» – таков был замысел Пивоварова. И «фэ» этому он выразил декоративностью и примитивизмом изображённого. То есть справа у него то, что есть (отталкивающее), а слева – подсознательный идеал: принципиально недостижимое метафизическое иномирие, только тем и позитивное, что, дав ему образ (почти белую пустоту), как бы достигаешь недостижимого, отчего рад.

То есть, в сознании – «фэ» смертности как таковой (чисто отрицательное), а в подсознательном идеале – иномирие (с совсем иной «физикой», чем Тут).

Поскольку я эстетический экстремист (считающий, что самым главным в искусстве является рождённость произведения от подсознательного идеала, неведомого сознанию), то я присоединяюсь к Кире Долининой, что разобранное произведение первосортно. Только она не написала, почему, а я написал.

28 января 2024 г.