Найти в Дзене
Гуляем и смотрим

"Шедевры Императорского стеклянного завода XIX - начала XX веков из собрания Исторического музея" - то самое колдовство в стекле

Тоскливая погода - не повод для тоски. В этом году я уже побывала в калужском Музее стекла художника-волшебника Алексея Зеля. Сегодня же иду смотреть на произведения искусства, в течение века создаваемые целым заводом, основанным в 1777 году. А это, между прочим, собрание гениальных мастеров своего дела от М. Ломоносова до И. Кулибина, от К. Росси до А. Воронихина. Когда Тульский филиал ГИМ анонсировал свои планы на 2023 год, я сразу поняла, что на эту выставку попаду обязательно. Воздушные, изящные творенья Из хрупкого обычного стекла. А в них -  души порыв и озаренье. И сколько в каждом света и тепла! (З. Торопчина) На этот раз показать то, что мне особенно понравилось, невероятно сложно. Дело в том, что на этой выставке прекрасно буквально всё - сто сорок одно уникальное произведение Императорского стеклянного завода из собрания отдела керамики и стекла Исторического музея. Но я покажу вам, конечно же, только небольшую выборку. Это нужно видеть своими глазами. Даже не представляю,

Тоскливая погода - не повод для тоски. В этом году я уже побывала в калужском Музее стекла художника-волшебника Алексея Зеля. Сегодня же иду смотреть на произведения искусства, в течение века создаваемые целым заводом, основанным в 1777 году. А это, между прочим, собрание гениальных мастеров своего дела от М. Ломоносова до И. Кулибина, от К. Росси до А. Воронихина. Когда Тульский филиал ГИМ анонсировал свои планы на 2023 год, я сразу поняла, что на эту выставку попаду обязательно.

-2
Воздушные, изящные творенья
Из хрупкого обычного стекла.
А в них -  души порыв и озаренье.
И сколько в каждом света и тепла!
(З. Торопчина)

На этот раз показать то, что мне особенно понравилось, невероятно сложно. Дело в том, что на этой выставке прекрасно буквально всё - сто сорок одно уникальное произведение Императорского стеклянного завода из собрания отдела керамики и стекла Исторического музея. Но я покажу вам, конечно же, только небольшую выборку. Это нужно видеть своими глазами. Даже не представляю, как можно перевозить это хрупкое чудо.

Вазы парные на подставках в виде треножника-жертвенника, 1820-1830-е гг. Бесцветный хрусталь, бронза, выдувание, гранение, шлифовка, литьё, чеканка, золочение.
Вазы парные на подставках в виде треножника-жертвенника, 1820-1830-е гг. Бесцветный хрусталь, бронза, выдувание, гранение, шлифовка, литьё, чеканка, золочение.

Два зала экспозиции оформлены весьма лаконично. Ничто не отвлекает от созерцания. Из "постороннего" - только большой экран, на котором показывают фильм без звука с текстовым рассказом об отдельных предметах, и чёрно-белые гравюры с узнаваемыми видами Санкт-Петербурга и портретами представителей российской императорской семьи, владевшей заводом.

Я вошла в первый зал, ахнула и буквально потерялась. Захотелось подойти ко всем витринам одновременно. Рассортирую свои впечатления по назначению предметов. Нет, по цвету. Нет, по способу изготовления. В общем, думается мне, что сегодняшний рассказ получится бессовестно бессистемным. А для начала посмотрите на два хрустальных сервиза, встречающие нас у входа.

И сразу же сочетание художественного и исторического. Мне кажется, что поднимать патриотический тост бокалом с изображением, к примеру, великого полководца не только уместно, но и приятно. Да и надписи "Москва отомщена. Европа спасена. Франция восстановлена взятiем Парижа 19 марта 1814 года; Парижъ взятъ 19 марта 1814; Въ память взятiя Парижа 19 марта 1814"... Тут тосты даже придумывать не нужно.

Бокал с портретом А.В. Суворова, 1810-е годы. Бесцветный хрусталь, молочное стекло; гранение, роспись, золочение.
Бокал с портретом А.В. Суворова, 1810-е годы. Бесцветный хрусталь, молочное стекло; гранение, роспись, золочение.

И ещё немного историко-патриотического из самых разных этапов становления Российской Империи. Вроде бы смотришь на красивые столовые предметы, а в голове прокручиваются исторические события.

Раз уж я затронула тему истории, хочу показать вам несколько портретов. Мне кажется, что литография делает женские образы более утончёнными и какими-то поэтичными. А может, на моё восприятие так повлияло окружающее стеклянное великолепие.

Есть на выставке всего одна витрина прикладного искусства. Это пасхальные яйца из стекла. Честно говоря, я это направление не совсем понимаю. Раскрашенные яйца люблю, они вносят свою атмосферу в светлый праздник. Но яйца "живые", с цветами и птицами. А вот искусственные не понимаю. Но это, безусловно, красиво.

Перейдём к предметам, более привычным глазу.

"Ну-с, когда вы входите в дом, то стол уже должен быть накрыт, а когда сядете, сейчас салфетку за галстук и не спеша тянетесь к графинчику с водочкой. Да ее, мамочку, наливаете не в рюмку, а в какой-нибудь допотопный дедовский стаканчик из серебра или в этакий пузатенький с надписью «его же и монаси приемлют», и выпиваете не сразу, а сначала вздохнете, руки потрете, равнодушно на потолок поглядите, потом этак не спеша, поднесете ее, водочку-то, к губам и — тотчас же у вас из желудка по всему телу искры..." (А.П. Чехов)

Пожалуй, пора добавить ярких красок в мой рассказ, поэтому перейдём к цветному стеклу, которое на выставке на любой вкус. В самой большой витрине представлен готический сервиз, изготовленный для Зимнего дворца. Честно говоря, духа готики я в нём не почувствовала, а вот сочетание глубокого синего стекла с прозрачным мне очень понравилось. Изготовление этого сервиза было настолько сложным технически, что в дальнейшем его почти не повторяли.

От синего перейдём к рубиновому. Здесь мой словарный запас пополнился понятием "кабаре". По отношению к посуде это комплект, состоящий из графина и бокалов для вина на подносе. А ещё в этой витрине один из самых понравившихся мне экспонатов - стеклянная ваза для варенья в обрамлении серебряных листьев и фарфоровых цветов.

Движемся дальше к жёлтому. В стекле это не самый любимый мною цвет. Но, например, в сочетании с зелёным в вазе "Одуванчик" он смотрится очень органично.

И, наконец, зелёный. В этом цвете мой второй фаворит сегодняшней выставки - кружка со скульптурой фазана на крышке. Пожалуй, у меня намечается тенденция любви к сочетанию стекла и серебра. И из подсвечников мне больше всех понравился именно зелёный. Представляю, как бы он смотрелся с тёплыми отблесками горящей свечи.

В окончание сегодняшнего рассказа не могу не показать вам несколько по-настоящему роскошных ваз. Все они очень разные и монументально хороши.

Вот такая сегодня прогулка, насыщенная красками и впечатлениями. Поверьте, впервые мне было очень сложно выбирать, что именно показать из всего многообразия увиденного. Приходите и любуйтесь. Это очень интересно посмотреть.

Вазы парные в форме кальяна, 1870-е гг. Синее кобальтовое стекло, выдувание, роспись золотом, цировка.
Вазы парные в форме кальяна, 1870-е гг. Синее кобальтовое стекло, выдувание, роспись золотом, цировка.

С нетерпением жду, когда ГИМ анонсирует выставки, запланированные в Тульском филиале на следующий год. Уверена, что будет что-то интересное, но что именно? К слову, в нашем областном художественном музее коллекция стекла тоже весьма хороша. Но ведь красоты много не бывает...