Тоскливая погода - не повод для тоски. В этом году я уже побывала в калужском Музее стекла художника-волшебника Алексея Зеля. Сегодня же иду смотреть на произведения искусства, в течение века создаваемые целым заводом, основанным в 1777 году. А это, между прочим, собрание гениальных мастеров своего дела от М. Ломоносова до И. Кулибина, от К. Росси до А. Воронихина. Когда Тульский филиал ГИМ анонсировал свои планы на 2023 год, я сразу поняла, что на эту выставку попаду обязательно.
Воздушные, изящные творенья
Из хрупкого обычного стекла.
А в них - души порыв и озаренье.
И сколько в каждом света и тепла!
(З. Торопчина)
На этот раз показать то, что мне особенно понравилось, невероятно сложно. Дело в том, что на этой выставке прекрасно буквально всё - сто сорок одно уникальное произведение Императорского стеклянного завода из собрания отдела керамики и стекла Исторического музея. Но я покажу вам, конечно же, только небольшую выборку. Это нужно видеть своими глазами. Даже не представляю, как можно перевозить это хрупкое чудо.
Два зала экспозиции оформлены весьма лаконично. Ничто не отвлекает от созерцания. Из "постороннего" - только большой экран, на котором показывают фильм без звука с текстовым рассказом об отдельных предметах, и чёрно-белые гравюры с узнаваемыми видами Санкт-Петербурга и портретами представителей российской императорской семьи, владевшей заводом.
Я вошла в первый зал, ахнула и буквально потерялась. Захотелось подойти ко всем витринам одновременно. Рассортирую свои впечатления по назначению предметов. Нет, по цвету. Нет, по способу изготовления. В общем, думается мне, что сегодняшний рассказ получится бессовестно бессистемным. А для начала посмотрите на два хрустальных сервиза, встречающие нас у входа.
И сразу же сочетание художественного и исторического. Мне кажется, что поднимать патриотический тост бокалом с изображением, к примеру, великого полководца не только уместно, но и приятно. Да и надписи "Москва отомщена. Европа спасена. Франция восстановлена взятiем Парижа 19 марта 1814 года; Парижъ взятъ 19 марта 1814; Въ память взятiя Парижа 19 марта 1814"... Тут тосты даже придумывать не нужно.
И ещё немного историко-патриотического из самых разных этапов становления Российской Империи. Вроде бы смотришь на красивые столовые предметы, а в голове прокручиваются исторические события.
Раз уж я затронула тему истории, хочу показать вам несколько портретов. Мне кажется, что литография делает женские образы более утончёнными и какими-то поэтичными. А может, на моё восприятие так повлияло окружающее стеклянное великолепие.
Есть на выставке всего одна витрина прикладного искусства. Это пасхальные яйца из стекла. Честно говоря, я это направление не совсем понимаю. Раскрашенные яйца люблю, они вносят свою атмосферу в светлый праздник. Но яйца "живые", с цветами и птицами. А вот искусственные не понимаю. Но это, безусловно, красиво.
Перейдём к предметам, более привычным глазу.
"Ну-с, когда вы входите в дом, то стол уже должен быть накрыт, а когда сядете, сейчас салфетку за галстук и не спеша тянетесь к графинчику с водочкой. Да ее, мамочку, наливаете не в рюмку, а в какой-нибудь допотопный дедовский стаканчик из серебра или в этакий пузатенький с надписью «его же и монаси приемлют», и выпиваете не сразу, а сначала вздохнете, руки потрете, равнодушно на потолок поглядите, потом этак не спеша, поднесете ее, водочку-то, к губам и — тотчас же у вас из желудка по всему телу искры..." (А.П. Чехов)
Пожалуй, пора добавить ярких красок в мой рассказ, поэтому перейдём к цветному стеклу, которое на выставке на любой вкус. В самой большой витрине представлен готический сервиз, изготовленный для Зимнего дворца. Честно говоря, духа готики я в нём не почувствовала, а вот сочетание глубокого синего стекла с прозрачным мне очень понравилось. Изготовление этого сервиза было настолько сложным технически, что в дальнейшем его почти не повторяли.
От синего перейдём к рубиновому. Здесь мой словарный запас пополнился понятием "кабаре". По отношению к посуде это комплект, состоящий из графина и бокалов для вина на подносе. А ещё в этой витрине один из самых понравившихся мне экспонатов - стеклянная ваза для варенья в обрамлении серебряных листьев и фарфоровых цветов.
Движемся дальше к жёлтому. В стекле это не самый любимый мною цвет. Но, например, в сочетании с зелёным в вазе "Одуванчик" он смотрится очень органично.
И, наконец, зелёный. В этом цвете мой второй фаворит сегодняшней выставки - кружка со скульптурой фазана на крышке. Пожалуй, у меня намечается тенденция любви к сочетанию стекла и серебра. И из подсвечников мне больше всех понравился именно зелёный. Представляю, как бы он смотрелся с тёплыми отблесками горящей свечи.
В окончание сегодняшнего рассказа не могу не показать вам несколько по-настоящему роскошных ваз. Все они очень разные и монументально хороши.
Вот такая сегодня прогулка, насыщенная красками и впечатлениями. Поверьте, впервые мне было очень сложно выбирать, что именно показать из всего многообразия увиденного. Приходите и любуйтесь. Это очень интересно посмотреть.
С нетерпением жду, когда ГИМ анонсирует выставки, запланированные в Тульском филиале на следующий год. Уверена, что будет что-то интересное, но что именно? К слову, в нашем областном художественном музее коллекция стекла тоже весьма хороша. Но ведь красоты много не бывает...