В Риме людей, идущих на смерть ради Христа, сами христиане стали называть "мартисами", то есть "свидетелями". В православных святцах они носят титул мучеников, но все же почитают их не за то, что они стойко переносили пытки и не боялись страданий, а за то, что свидетельствовали о Христе даже перед лицом смерти. То есть это было "экстремальное миссионерство", до последнего вздоха.
Но пока на христиан не доносили соседи или недоброжелатели, они были в относительной безопасности. Ведь, по римским законам, без обвинителя не мог начаться судебный процесс. И поэтому в годы гонений христиане собирались в "тайные сообщества". Именно к такому сообществу и принадлежала Татьяна. Она хорошо знала Священное писание, а в церкви несла особое послушание. Девушка служила диаконисой – готовила неофитов к крещению, заботилась о больных, помогала бедным.
иерей Сергий Заплатников:
Татьяна, можно сказать, совершала одно из самых высоких служений. Все-таки диакониса - это ответственное занятие, требовало очень много времени личного, которое она, как мы знаем из жития, не жалела совершенно. Это помощь людям убогим, обездоленным, незащищенным, которые пребывают в больницах или пребывают в тюрьме. Это мы сейчас с вами знаем, что у нас есть государственная система исправительная. И люди там, в общем-то, получают все, что необходимо. А в древности было не так. Сажали человека в тюрьму и вот принесут тебе поесть, кто-нибудь принесет, поешь, не принесет, не поешь. Поэтому чаще, чаще всего христиане социальное служение выполняли именно в этом - помощь заключенным, приносили еду, приносили какую-то одежду.
Знаменитые римские катакомбы стали первыми церквями в столице империи. Сначала христиане использовали катакомбы только как кладбища. Общины выкупали большие участки и хоронили собратьев по вере рядом друг с другом. А еще у христиан первых веков было принято посещать места погребений мучеников за веру.
Олег Стародубцев, кандидат богословия:
Римское право четко говорит, что любой человек, любая семья, любое общество, сообщество людей вправе собираться на могилах своих усопших сродников, и совершать там поминовения. Это город мертвых. И поэтому туда христиане приходили, приносили с собой вино, хлеб, лампады маленькие с освещением, ставили на эти камни своих предшественников, и совершали богослужения, молитвы. И никто не препятствовал никогда.
В римских катакомбах зародились многие церковные обычаи, которые живы до сих пор. Служить Литургию на мощах святых, совместно поминать усопших. Где-то здесь, по узким, темным тоннелям катакомб, ходила на тайные Литургии и знатная римлянка Татьяна. В нишах она видела останки почивших братьев по вере, многие из которых стали мучениками.
В конце концов, и Татьяна решила посвятить себя и всю свою жизнь Христу. Это было смелым решением. Ведь даже когда гонения со стороны властей утихали, христиан недолюбливал простой народ. По словам писателя Цецилия, их называли "жалкой, запрещенной, отчаянной сектой, набранной из подонков, которые отвергают почести и пурпур, не боятся мучений и смерти".
Римляне пересказывали друг другу самые фантастические сплетни о христианах – что они якобы почитают голову осла, предаются «отвратительной похоти» и даже убивают младенцев.
Недоброжелатели изображали христианского Бога в виде человека с ослиными ушами, с копытом на одной ноге. Такая карикатура даже сохранилась до наших дней на территории Ватикана.Так что настроения толпы для христиан были не менее опасны, чем официальные указы императора.
Продолжение следует
Из документального фильма "День Ангела. Мученица Татиана":