Найти в Дзене

Христианский подход. Воланд и мастер.

В предыдущей части я на примере книги А.В. Кураева разобрал почему создание Антиевангелия в форме художественного произведения как средства дьявольской пропаганды бессмысленно и соответственно не было позицией самого Булгакова.

Однако понимание идеи романа как предупреждения о том, что общество и человек, отвернувшиеся от Бога, становятся добычей дьявола и обречены на гибель, требует рассмотрения. Человеком здесь соответственно выступает мастер, который становится вольным или невольным соучастником сатаны в написании искаженной версии Евангелия, а обществом – москвичи, которые забывают о спасении души и погружаются в материализм, причем даже не идейный, а самый низменный, шкурный. Воланд приходит в земной мир, собирает анамнез и выдает заключение, что он обречен.

Если с обществом все более-менее понятно, то с образом и судьбой мастера стоит разобраться подробнее, в том числе насколько они соответствуют мотивам «Фауста».

Фауст и Мефистофель
Фауст и Мефистофель

Итак, дьявол хочет завладеть душой мастера, который стремится к постижению истины и свободе, при этом мирские заботы интересуют мало. Его разум не втиснут в рамки идеологически установок, он не растрачивает себя на гонку за материальными благами как Босые и Фокичи. Он хорошо знает и само Священное Писание, и исторические события его сопровождающие, хотя сам не является верующим. Также благодаря высокому культурному уровню знает методы воздействия дьявола на человека, в том числе, историю доктора Фауста. Поэтому его душа обладает гораздо большей ценностью для Воланда чем душа какого-нибудь Лиходеева, но, и чтобы ее заполучить нужно очень постараться, действовать тонко и продуманно.

Например, выбирая чем прельстить мастера, славой или чувством обладания тайным знанием недоступным любым другим людям, дьявол выбирает второе, хотя и первое тоже использует:

Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. То есть мастер все-таки не так уж равнодушен к славе, как может показаться на первый взгляд, но всё же не это было стимулом к написанию романа.

Для человека такого типа обладание эксклюзивным видением событий, не просто весьма значимых, а таких что определили ход всей мировой истории – это лучший выбор приманки. Итак, логическая цепочка завоевания Воландом души мастера выглядит так:

1. Мастеру, много размышляющему и изучающему вопросы истории, дьявол посылает свое видение последних дней Иисуса подобно тому как он это проделывает с Берлиозом и Бездомным, как вариант - через сновидение. В тексте романа нет соответствующих прямых указаний, но мы понимаем это так как: а) дьявол в принципе это может б) мастер косвенными признаками связан с Воландом и его рассказом.

2. Мастер воспринимает эти видения как свое собственное прозрение, будто ему напряжением умственных и душевных сил мистическим образом открылась истинная картина событий. У него появляется желание перенести свое откровение на бумагу, но условия жизни не позволяют приступить к этому.

3. Тогда Воланд в куче грязного белья подкидывает выигрышную облигацию, чтобы мастер целиком мог сосредоточиться на романе.

Подарок дьявола мастеру
Подарок дьявола мастеру

4. На следующем этапе дьявол вводит в игру Маргариту, роль которой сводится к тому, чтобы, во-первых, мастер наверняка решил издать свое произведение и тем самым инициировал травлю против себя, во-вторых, в конечном итоге склонить его к передаче дьяволу своей души.

5. Как и мастера, Воланд использует Маргариту втемную через ее чувство глубокого одиночества и страстную натуру, ее душа также является его целью.

6. Дьявол ломает волю мастера в три этапа: травля критиками – тюрьма - клиника. На первом этапе помимо чувства разбитых надежд и преследования мастер начинает испытывать иррациональный, мистический страх понимая, что он написал на самом деле. На втором страх переходит в бесконечный кошмар и доводит мастера до животного состояния: «Но, дорогой мой сосед, вся штука заключалась в том, что страх владел каждой клеточкой моего тела. И так же точно, как собаки, я боялся и трамвая.» В клинике у него не остается ни чувств, ни желаний и он окончательно смиряется со своей участью. Первый этап успешно завершен.

7. Страдающая от исчезновения мастера Маргарита сама вызывает дьявола, чтобы отдать ему душу взамен на информацию о его судьбе: Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!

8. Воланд заключает с ней сделку и возвращает мастера, чья душа является конечной целью. При этом делает Маргариту частью Тьмы сначала ведьмой, затем королевой бала грешников и наконец заставляет принять антипричастие кровью барона Майгеля, которая превращается в вино. Теперь она полностью во власти сатаны, но мастер еще нет.

9. Возвращенный в подвальчик мастер не видит для себя благоприятного исхода в этой жизни и без сопротивления принимает предложение Маргариты вверить свою судьбу в руки Воланда: Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну, что ж, согласен искать там. И тут же появляется Азазелло и забирает их к Воланду.

10. Итак, добровольное согласие и мастера, и Маргариты получено, дьявол забирает обе души с собой в ад.

Теперь давайте рассмотрим какие слабые места есть у такой версии.

Первое на что обращает себя внимание — это несоответствие Воланда ключевым характеристикам библейского дьявола:

1. Дьявол завидует людям и ненавидит их за то, что Бог поставил людей выше ангелов, они любимые творения Господа. Ангелы –слуги, люди – дети.

2. Соответственно главная цель сатаны сгубить как можно больше бессмертных душ людей, не дать попасть им в рай.

3. Дьяволу не дано силы читать мысли людей, он может только пытаться подкинуть греховные помыслы.

4. Дьявол собирается войной на Бога, это подробно описано в Апокалипсисе Иоанна Богослова.

Классический дьявол
Классический дьявол

Что же мы видим в романе?

Воланд философски относится к людям, без негативных эмоций: Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… Людские страдания и ошибки не вызывают чувство торжества или злорадства, что проявляется по отношению к москвичам и гостям бала.

Воланд в романе не проявляет азарта к завоеванию душ, а ведь дьявол должен быть просто одержим этим. Его удивление в беседе с литераторами по поводу победы атеизма по-театральному наигранно, хотя это большая победа для сатаны, ведь атеисты отреклись от Бога, им не спасти свои души. Также он свободно читает мысли людей, что по Библии возможно только всеведущим Господом.

В диалоге с Левием Матвеем на крыше дома Пашкова Воланд не проявляет неприятия света как Левий к тьме и теням, наоборот для него это естественный порядок вещей: Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? И немного позднее добавляет:

– Повторяется история с Фридой? – сказал Воланд, – но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир.

Тот, кто принимает порядок вещей и считает его правильным, не будет пытаться его уничтожить, тем более что последствия бунта против Бога в виде Страшного Суда уже известны, а Воланд в романе не похож на одержимого слепым фанатизмом, готово на самоубийство непонятно ради чего.

Если порассуждать на кого Воланд действительно похож так это на возрастного HR-менеджера среднего звена: у него уже залысины, многовековой опыт, полный рот коронок, больное колено, но он продолжает тянуть свою лямку.

Не он принимает решение по найму людей притом, что берут абсолютно всех подряд, без собеседования и даже резюме. Среди них полно порядочной сволочи, но Воланд вынужден с ними работать со всеми. Сроки по трудовому контракту также устанавливает не он, а полномочия увольнять ограничены по примеру барона Майгеля: И еще более того, есть предположение, что это приведет вас к печальному концу не далее, чем через месяц. Так вот, чтобы избавить вас от этого томительного ожидания, мы решили прийти к вам на помощь.

Не он составлял кодекс делового поведения (заповеди) и правила трудового распорядка, не он отвечает за обучение им сотрудников, но должен следить за их выполнением и участвовать в наказании нарушителей. В то время как самые правильные сотрудники попадают в свет, где видимо находится весь топ-менеджмент, со всяким отребьем приходится взаимодействовать именно сатане. И даже устраивать для них ежегодные корпоративы.

Корпоративное мероприятие Воланда
Корпоративное мероприятие Воланда

Воланд подчеркивает свой функционал и место в иерархии с помощью бюрократического термина «ведомство»: Каждое ведомство должно заниматься своими делами. Точно как департамент HR является неотъемлемой частью большой компании. Таким образом автор обозначает, что вотчина дьявола не является чем-то обособленным или независимым, она встроена в общую архитектуру мироздания.

Тезис, что он не воюет с Богом, а скорее встроен в организованный им миропорядок подтверждается и деятельностью Абадонны: он отвечает за насильственную смерть людей, будь это война или убийство. Когда Бог определяет, что волосок, на котором висит жизнь, должен быть перерезан, то Абадонна выполняет роль лезвия, перерезающего этот волосок: Еще приблизив свой глаз, Маргарита разглядела маленькую женскую фигурку, лежащую на земле, а возле нее в луже крови разметавшего руки маленького ребенка.

– Вот и все, – улыбаясь, сказал Воланд, – он не успел нагрешить. Работа Абадонны безукоризненна.

Другими словами, Абадонна одновременно и служит орудием Господа и состоит в свите сатаны. В современном мире это назвали бы конфликтом интересов, но поскольку сложившийся порядок устраивает обе стороны, значит такого конфликта нет.

Суммируя вышесказанное, а именно образ сатаны в романе, его действия, отношение к порядку вещей, настолько расходятся с библейскими, что считать Булгакова апологетом христианства не представляется возможным.

Но что же с мастером и вышеописанной логической цепочкой из десяти пунктов? Она тоже не находит подтверждения в романе. Классическая история обманутого дьяволом персонажа заключается в поучительном уроке: обещания сатаны лживы и таят в себе яд. Человек, отдавая душу дьяволу, либо не получает ничего, либо не то, что ожидал. Вдобавок после смерти ему гарантирован ад.

Но у Булгакова вместо ожидаемой расплаты за кощунственную ересь об Иисусе и передачи души дьяволу мастер получает долгожданный покой с любимой женщиной. Воланд проявляя себя как форму высшей справедливости спасает художника из мира плохих недостойных его людей и от кошмарных воспоминаний, связанных с романом о Понтии Пилате.

Почему-то некоторые называют последний приют мастера персональным адом упирая на вечный засаленный колпак, гомункула, потери воспоминаний о романе и жизнь с ведьмой Маргаритой. И вообще это место может быть и спокойное, но находится во владениях дьявола, то есть аду, а в аде ничего хорошего не может быть по определению.

Возможно так выглядит последний приют мастера и Маргариты
Возможно так выглядит последний приют мастера и Маргариты

Во-первых, если у Булгакова дьявол не враг рода человеческого, а один из столпов мироздания, то и ад не должен быть исключительно местом наказания грешников. То место, где оказываются мастер и Маргарита, это не пустыня – есть и старый слуга, и Шуберт, и другие интересные люди, которые будут приходить в гости.

Во-вторых, Воланд исполняет истинные желания героев – мастер получает возможность размышлять, философствовать в уютной привычной обстановке (частью которой является колпак). Рядом с ним Маргарита, которая утратила ведьминское обличье еще в московском подвале и снова стала такой как во время самого счастливого периода написания романа. Познание, а не писательство – главная страсть мастера, он стремится постигать суть вещей и описывать их, а не придумывать новые миры и сюжеты. Поэтому для него забывание романа не творческая смерть, а расставание с тем, что утратило актуальность.

Также почему-то некоторые не замечают важные детали: когда мастер и Маргарита идут к дому, начинается рассвет и по словам Воланда скоро зацветут вишни – двойное обозначение начала новой жизни, света и возрождения. С мрачным адом это не ассоциируется никак.

Подводя общий итог можно сказать, что тема веры безусловно важна в «Мастере и Маргарите», отношение Булгакова к оголтелой атеистической пропаганде проявляется однозначно, но вместе с тем называть его роман религиозным и написанным с христианских позиций нельзя.

#Воланд #мастер #мастеримаргарита #дьяволвромане #Фауст