Найти в Дзене
Таня-джан

«Уста мои проклинают, а сердце благословляет тебя...»

Ещё одна книга, мое знакомство с которой началось с памятника — «Я, бабушка, Илико и Илларион» Нодара Думбадзе. Точнее, я случайно заметила на карте памятник с необычным названием и сразу нагуглила книгу. Кстати, если вы читаете меня впервые, то я — Таня, сейчас живу в Тбилиси. В этом блоге рассказываю о своей жизни, увлечениях и путешествиях. До памятника добралась только на этих выходных, а вот книгу мы с Вазгеном с удовольствием прочли друг другу вслух за несколько вечеров. Для меня она оказалась переполненной любовью, тихой и светлой любовью. Цитата, которую я вынесла в заголовок — это слова бабушки Зурико, но они точно отражают взаимоотношения всех четверых главных героев. Проказник по имени Зурико Вашаломидзе живет с бабушкой Ольгой, ближайшие соседи — старики Илико и Илларион. События происходят на фоне Великой Отечественной войны и после нее. Их села война почти не коснулась — известно об одном погибшем парне и о помощи, которую собирали для отправки на фронт солдатам. Зурико

Ещё одна книга, мое знакомство с которой началось с памятника — «Я, бабушка, Илико и Илларион» Нодара Думбадзе. Точнее, я случайно заметила на карте памятник с необычным названием и сразу нагуглила книгу.

Кстати, если вы читаете меня впервые, то я — Таня, сейчас живу в Тбилиси. В этом блоге рассказываю о своей жизни, увлечениях и путешествиях.

До памятника добралась только на этих выходных, а вот книгу мы с Вазгеном с удовольствием прочли друг другу вслух за несколько вечеров.

Для меня она оказалась переполненной любовью, тихой и светлой любовью. Цитата, которую я вынесла в заголовок — это слова бабушки Зурико, но они точно отражают взаимоотношения всех четверых главных героев.

Проказник по имени Зурико Вашаломидзе живет с бабушкой Ольгой, ближайшие соседи — старики Илико и Илларион. События происходят на фоне Великой Отечественной войны и после нее. Их села война почти не коснулась — известно об одном погибшем парне и о помощи, которую собирали для отправки на фронт солдатам. Зурико сначала учится в сельской школе, потом — в одном из тбилисских университетов. И там, и там — с горем пополам😁 Но близкие, особенно бабушка, им гордятся.

Нет во всей Грузии женщины, которая могла бы проклинать лучше, чем моя бабушка.

Шалости и беззлобные приколы друг над другом, брань и раздражение то и дело сменяются признаниями в любви и самопожертвованием. Пусть у них не получается жить спокойно, но каждый из них знает: он любим, ему есть, к кому прийти за поддержкой, советом и утешением. На их примере автор показывает, как люди, неродные по крови, становятся друг другу ближе всего остального света. Читая, я то смеялась, то утирала слезы.

Сегодня мы поехали в центр и заглянули в район Ваке, где на карте я как раз и заметила точку под названием «Я, бабушка, Илико и Илларион». Вот он, этот памятник:

Запечатлен даже Мурада — любимый пёс Зурико, которого не стало почти в самом начале книги
Запечатлен даже Мурада — любимый пёс Зурико, которого не стало почти в самом начале книги

Стоит он недалеко от входа в парк Мзиури, если заходить со стороны проспекта Ильи Чавчавадзе. Авторы — М. Бердзенишвили, Г. Абуладзе, И. Масхарашвили, Р. Чигогидзе.

Читая, главных героев я не такими себе представляла, конечно. Но в интернете пишут, что создан он в 1985 года по фильму (кстати, есть ещё и фильм!) 1963 года:

Обязательно нужно посмотреть. Источник изображения: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/
Обязательно нужно посмотреть. Источник изображения: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

Я очень люблю, когда в книгах встречаются упоминания мест, в которых я была; в этой упоминались Мцхета и Джвари — их Зурико с однокурсниками проезжали по дороге к монастырю Шиомгвиме, куда ехали с экскурсией.

Монастырь Шиомгвиме. Источник изображения: https://madloba.info/blog/sights-of-georgia/shiomgvime/
Монастырь Шиомгвиме. Источник изображения: https://madloba.info/blog/sights-of-georgia/shiomgvime/

Судя по фото, там было красиво, но не так давно рядом с монастырем обвалилась скала, завалы накрыли его полностью. Теперь хочется туда поехать и посмотреть, в каком он состоянии. Странно, что это не приходило в голову раньше, ведь Шиомгвиме не так уж и далеко от Мцхеты.

Стоит еще сказать, что основной целью нашей поездки в центр был пантеон известных людей на Мтацминды. И там я обнаружила могилу автора этой прекрасной книги:

Надпись ნოდარ დუმბაძე на белом камне — имя Нодара Думбадзе — прочла случайно. Не знала, что он тоже покоится в пантеоне
Надпись ნოდარ დუმბაძე на белом камне — имя Нодара Думбадзе — прочла случайно. Не знала, что он тоже покоится в пантеоне

Поскольку я добросовестно выучила алфавит, не отказываю себе в детском удовольствии читать вслух все надписи, которые встречаются. Так я гуляла по пантеону и читала имена на плитах; очень удивилась, когда буквы сложились в знакомое имя.

***