Имя режиссёра Сэма Эсмейла пока на слуху видимо только у поклонников сериала «Мистер Робот» - это наиболее известное из его произведений. Ну и был ещё давно (10 лет назад) славный, но странноватый фильм «Комета». Вот пожалуй и всё, на чём может зацепиться взгляд в его фильмографии.
Тем приятнее неожиданный прорыв в виде предапокалиптического ( есть такой термин? или это я его придумал?) триллера «Оставь мир позади». Причем у Сэма Эсмейла здесь совершенно иной фокус концентрации внимания - вот что он сам говорит по этому поводу:
В фильмах-катастрофах элементы катастрофы, как правило, являются центром сюжета. Персонажи, как правило, второстепенны. Здесь я мог бы перевернуть этот процесс и быть с персонажами, а элемент катастрофы оставался бы на расстоянии.
И действительно в кадре самое пристальное внимание уделено обычным людям - это, во-первых, женатая пара Аманда и Клэй Сэнфорды, превосходно сыгранные Джулией Робертс и Итаном Хоуком.
Имя Итана Хоука, кстати - и я не раз про это говорил, для меня всегда является индикатором качества: актёр очень разборчив и в плохих фильмах не снимается! Могу навскидку посоветовать особо обожаемое мною фантастическое кино «Патруль времени» (там, в обзоре, вы найдете ещё несколько ссылок на другие отличные фильмы с его участием).
Так вот, я отвлёкся, вместе с Амандой и Клэем мы видим в кадре и их детей - подростка Арчи и девочку Роуз. Семья спонтанно подрывается на загородную поездку в арендованный шикарный особняк - с одной мыслью: вырваться из рутинного образа жизни и оставить надоевший мир позади...
Поначалу всё на самом деле очень классно - просторный домище с бассейном, живописная природа вокруг, птицы, солнце, пасущиеся рядом олени - что ещё нужно для счастья?!
Но постепенно начинаются странности - сначала в пляжную полосу врезается явно неуправляемый гигантский танкер, а среди ночи в новое место обитания семьи Сэнфордов буквально вламывается темнокожая пара, представившаяся хозяевами особняка - это отец Джи-Эйч Скотт и его дочь Рут. По их словам в Нью-Йорке произошло массовое отключение электричества и они приняли решение вернуться переночевать в свой загородный дом. Пара явно что-то темнит, да и Аманде сильно не нравится идея разделять столь долгожданный отдых с незнакомцами. Но те настаивают на том, что они всё-таки хозяева здесь и готовы возместить причинённые неудобства, а утром они надеются, что всё утрясётся и они не станут мешать своим гостям.
Но на другой день всё закручивается ещё страннее - связь не работает, Интернета нет, а по телевизору по всем каналам транслируют картинку с предупреждением о чрезвычайной ситуации.
Клэй решает поехать поузнавать, что же происходит, но тупо плутает по окрестностям и с трудом находит дорогу обратно:
У меня нет сотового и GPS. Я совершенно бесполезный без них человек!..
А Джи-Эйч, в свою очередь, решает проехаться по соседям, но видит везде ужасающую разруху, брошенные дома и обломки упавшего самолёта... Найденный в одном из домов спутниковый телефон исправен, но не фиксирует ни одного спутника. В довершение всего, прямо на глазах Джорджа Скотта с небес низвергается ещё один самолёт и разбивается чуть ли не у самых его ног!
Что же происходит? Война, природный катаклизм или вторжение инопланетян?! Автор умышленно особо и не даёт нам подсказок, да это явно и не важно. А важно - как поведут себя обычные люди в такой экстренной ситуации.
Уже даже первые контакты двух семей внесли заметную напряжённость на эмоциональном и бытовом уровнях: Аманда, беспокоясь о своих детях, отговаривает своего мужа впускать в дом незнакомых темнокожих людей, хотя те явно ведут себя как хозяева, имеют ключи от всех дверей, знают где лежат деньги и т.п. И тут уже срабатывают неизбежные расовые стереотипы:
Мне кажется они- мошенники! Может он тут работал, а она экономка? Экономки всегда знают, где хранятся деньги!
А Джи-Эйч с дочерью, оставшись наедине, тоже делятся своими опасениями:
Ты можешь доверять этой семье? Когда рушится мир не стоит доверять никому - особенно белым!
Ну и, конечно, несмотря на всё ширящуюся картину внешнего хаоса: врезающиеся друг в дружку автопилотируемые "Теслы", агрессивно наступающие на людей олени, звуковые удары, оглушающие людей, дроны с веером листовок угрожающего содержания и все другие явные приметы надвигающегося неизбежного коллапса, режиссёр пристально исследует поведение человечества и винит во всех бедах прежде всего нас самих, обросших порой избыточными благами цивилизации, которые могут разрушиться в считанные мгновенья, даже не по чьей-то злой воле, а просто по ужасному стечению обстоятельств. И люди, слабые, вздорные и алчные, сами, своими руками доведут дело разрушения цивилизации до самого конца.
Есть простой трёхэтапный план наступления апокалипсиса :
- Изоляция
- Синхронный хаос и дезинформация
- Люди обратятся сами против друг друга - переворот, война, коллапс
Фильм смотрится очень даже неплохо: умно, достоверно и как-то очень похоже на возможный реальный сценарий конца света - банально, буднично даже, на фоне обычных людских слабостей и страхов.. И отваги, и сплочённости, и самопожертвования, которые тоже присущи нам в трудный час! Посмотрите - не пожалеете, его вполне потом ещё можно пересматривать (я сам, перед написанием обзора, с удовольствием освежил его в памяти), что говорит о несомненном качестве продукта...
И конечно делитесь мнениями и впечатлениями, оставляйте лайки и комментарии, подписывайтесь на канал! Всем - спасибо.
Читайте также на канале "Ветреный день":