Всемирная выставка 1851 г., проходившая в Лондоне, поставила перед собой грандиозную цель - показать все достижения человеческой цивилизации.
Не успело взойти солнце 1 мая 1851 г., а королева Виктория и принц Альберт уже усаживались в карету, чтобы торжественно проследовать из Букингемского дворца в только что построенный Хрустальный дворец недалеко от Гайд-парка. Их сопровождали двое старших детей - Вики в кружевном атласном платье и Берти, будущий король Эдуард VII, в форме шотландского стрелка. Позднее королева описывала этот день как «один из самых радостных и счастливых». Множество экипажей, королевские войска, а главное, толпы народа напомнили ей день коронации. Для принца Альберта он стал завершением огромного труда.
В Хрустальном дворце Лондона впервые проводилась Всемирная выставка достижений человека. Именно принц Альберт был инициатором этого мероприятия и приложил немало усилий, чтобы оно состоялось.
Принц-консорт Альберт, муж королевы, был президентом Королевского общества изящных искусств, где впервые обсуждалось его предложение. На банкете в резиденции лорд-мэра города в марте 1850 г. Альберт определил основную задачу этой выставки:
«Наиболее ярко показать, чего достигла человеческая цивилизация, и определить рубеж, с которого могут стартовать нации в своих дальнейших достижениях».
Супруг королевы был также членом комиссии, которая обеспечивала выполнение весьма трудоемких и сложных планов, имевших противников, порой над этими планами даже потешались. И все же, несмотря ни на что, их удалось реализовать.
По мере того как королевский экипаж приближался к выставочному дворцу, толпы народа становились все гуще. Наконец королевскому взору предстало величественное здание, на котором развевались государственные флаги всех стран.
Под торжественные звуки национального гимна королевская чета вступила во дворец. Альберт произнес речь по случаю грандиозного события, затем несколько слов сказала сама коро-лева, а архиепископ Кентерберийский прочитал молитву. Затем хор исполнил «Аллилуйя» Генделя.
Во время пения гимна произошло непредвиденное забавное происшествие: неизвестный посетитель из Китая, потрясенный великолепием праздника, преклонил колени перед королевой, когда она и сопровождавшие ее лица проходили мимо нового роскошного фонтана.
Под оглушительные приветственные возгласы людей, размахивавших в воздухе платками, королева неспешно обходила залы выставки. Неподалеку шагал престарелый герцог Веллингтонский, герой битвы при Ватерлоо. И хотя под сводами дворца раздавались звуки военных маршей, выставка демонстрировала мир, согласие и свободный обмен товарами между государствами.
На открытии присутсовали аристократы, известные представители науки и искусства, а также организатор самой выставки Генри Коул.
Королева привествовала и архитектора Хрустального дворца Джозефа Пэкстона. Все демонстрировали свою приверженность и лояльность королевскому дому.
Прошло всего 3 года, как над Европой пронеслись вихри революций, а Лондон принимал иностранных гостей, демонстрируя политическую стабильность и промышленный прогресс. В Королевскую комиссию наряду с принцем Альбертом входили инженер Джордж Стефенсон, сын создателя знаменитого паровоза «Ракета», Уильям Кабитт, президент Института гражданских инженеров, а также множество представителей отдельных отраслей промышленности, банковского дела и фермерства.
1 мая 1851 г. королева Виктория и принц Альберт не смогли осмотреть все экспонаты выставки. Впоследствии они неоднократно возвращались сюда, а королева даже отпраздновала во дворце свое 32-летие.
"История мира не знала более значительного события со времен начала промышленной революции, чет открытие Всемирной выставки достижений" - ГЕНРИ КОУЛ - организатор выставки.
Лишь в половине второго королева и принц Альберт вернулись в Букингемский дворец. Они еще раз появились перед восторженной толпой, выйдя на балкон. Позднее был устроен прием в честь герцога Веллингтонского - ему исполнилось 82 года. После обеда детям позволили не ложиться спать подольше, пока королева и принц не уехали в оперу. На следующий день газеты были полны хвалебных откликов о королеве и о самом событии. Один из журналистов «Таймс» сравнивал своды и арки Хрустального дворца с собором «невиданной, неповторимой красоты».
Он был, по его утверждению, свидетелем зрелища, которого ему еще не доводилось видеть, и едва ли мир сможет когда-либо снова увидеть нечто подобное. «Это торжественное посвящение в мир искусства служит, - завершал он свой репортаж, - напоминанием всем народам и нациям о наступлении дня всеобщего единения вокруг их Творца».
Что было представлено на выставке?
Основной достопримечательностью выставки было само ее здание. Джозеф Пэкстон, сделавший его набросок на листе промокательной бумаги, предложил великолепное сооружение из стекла и железа, поистине «союз красоты и мощи».
Журнал «Панч» первым назвал здание Хрустальным дворцом. Железо было основным материалом, используемым в эпоху промышленной революции, а идею стеклянных стен Пэкстон позаимствовал у самого себя: в своем саду он использовал их для парников. Купола, трансепты и арки этого величественного здания были настолько большими, что под ними могли поместиться деревья, огромные скульптуры и любые крупные объекты. Людей больше всего поражали в нем не великие достижения инженерии, а само великолепие сооружения. Восьмиметровый фонтан Ослера, сделанный из 4 т стекла, казался публике настоящим волшебством. Личная собственность королевы Виктории, бриллиант «Кох-и-нор», выставленный в позолоченной птичьей клетке, производил неизгладимое впечатление не только на любителей драгоценностей, но и на людей, которые бриллианты и в глаза никогда не видели.
Неподалеку от входа на выставку, рядом с огромной статуей Ричарда Львиное Сердце покоилась 24-тонная глыба каменного угля. Публика с удивлением взирала на огромный гидравлический пресс и на удивительный станок, который каждую минуту сворачивал и смазывал клеем 45 почтовых конвертов. Не меньшее восхищение вызывали железнодорожные локомотивы и трехколесная паровая машина. Паровым молотом Джеймса Несмита можно было расколоть простой орех или выковать пароходную деталь.
Здесь были представлены экспонаты со всего мира. Французы прислали маленький фонтан, в котором струился одеколон, и статую королевы Виктории из цинка. Американский скульптор Пауэр представил фигуру обнаженной греческой рабыни, выставленной на продажу. Сэмюэль Кольт - свой револьвер, Альфред Крупп (фабрикант из Эссена) - ружье. На выставке дешевые американские замки соревновались с британскими «чаббсами», электрический телеграф Сименса - с британским телеграфом. Был представлен и «типограф», предок современной печатной машины.
Экспонат под названием «Мечтатель» особенно удивлял публику: это был стул из папье-маше, сверху к его спинке были приделаны два крыла, символизирующие полет мечты. Одно крыло, птичье, символизировало счастливые, радостные мечты, другое - крыло летучей мыши - ужасные потаенные мысли. Символическое изображение солнца и надежды дополняло композицию. Предметы Всемирной выставки рождали мысли и мечты.
Кто финансировал выставку?
Выставка финансировалась не из общественных, а из частных фондов. Не было использовано ни шиллинга государственных отчислений. Ее организаторы попытались свести затраты на строительство к минимуму. Выставка не была торговым центром, там ничего не продавалось. Посетители могли покупать лишь освежающие, но не алкогольные напитки, значки, каталоги и цветы. Основная задача экспозиции сводилась к демонстрации уровня человеческого прогресса, особенно в области паровых двигателей, которые существенно облегчили передвижение человека по миру. Это был показ наиболее значительных достижений человечества за всю его историю.
Организаторы хотели, чтобы выставка стала всемирной, поскольку они считали, что продукция британской индустрии в состоянии выдержать любую, даже жесткую конкуренцию на мировом рынке.
Все экспонаты были разделены по классам для оценки жюри. Судя по наградам, Великобритания лидировала в области инженерии, но отставала в дизайне. Что касается мебели и драпировок, изделий из бумаги и папье-маше, лакированных предметов, тут первыми были французы. Они выиграли 4 из 5 медалей. Зато в группе «Машиностроение и инструменты» преимущество было за Великобританией: 17 медалей из 24 возможных.
Насколько удачной была выставка?
Со дня открытия 1 мая и по 15 октября 1851 г., за исключением воскресений и 2 последних дней, когда вход для публики был закрыт, Хрустальный дворец посетили 6 063 986 человек. Некоторые из них, например королева, побывали на выставке несколько раз.
Около 25 000 человек приобрели сезонные билеты. Рекордное число посетителей было зарегистрировано 7 октября, когда через ворота прошло около 110 000 человек, среди них был герцог Веллингтонский, вторично прибывший на выставку. С понедельника по четверг вход стоил 1 шиллинг, по пятницам - полкроны (2 шиллинга и 6 пенсов), по субботам - 5 шиллингов (после 2 августа субботний билет стоил полкроны). Больше всего посетителей было в дни, когда вход стоил 1 шиллинг. Общий оборот равнялся 357 000 фунтов стерлингов.
Но главная цель выставки - достижение мира и согласия - не была реализована. В 1854 г. разгорелась Крымская война. Начались национальные конфликты, обострилась конкуренция в торговле, проповедь мирного труда потеряла всякий смысл. Стекло и железо не стали главными материалами в архитектуре. Изменилась мода на мебель и посуду.
Выставка закончилась. Хрустальный дворец перевезли в Сайденхем, район южного Лондона. И там в ночь на 1 декабря 1936 г. великолепное стеклянное сооружение сгорело дотла. Это полыхающее пламя было видно с любой точки Лондона.
Какие еще были выставки?
Впервые идея индустриальной выставки зародилась у французов. Национальная демонстрация промышленных достижений прошла во Франции в 1798 г., а с 1819 г. такие выставки там стали регулярными и очень популярными. После Всемирной выставки в Англии в 1851 г. французы организовали у себя Международную выставку, которая проходила в Париже в 1889 г. по случаю 100-летней годовщины Великой французской революции.
Великолепный Хрустальный павильон был построен в Нью-Йорке, и в США в XIX в. прошли 2 крупнейшие выставки: одна в Филадельфии в 1876 г., приуроченная к 100-летней годовщине объявления независимости, и другая - к 400-летию открытия Колумбом Америки. За ними через 40 лет последовала экспозиция под названием «Столетие прогресса». Средства, оставшиеся после Всемирной выставки в Великобритании, 168 000 фунтов стерлингов, были использованы государством для приобретения недвижимости в районе южного Кенсингтона, где впоследствии расположились лондонские музеи, штаб-квартира Королевских колледжей изящных искусств и музыки, а также Альберт-холл.
Задача комиссии, которая распоряжалась этими средствами, состояла в том, чтобы развивать технические знания и, насколько возможно, объединить искусство, науку и технику.
Столетие спустя после Всемирной выставки 1851 г. в Лондоне состоялся так называемый британский фестиваль. Это был скорее национальный, чем международный праздник. Но посетители со всего мира с удовольствием прибывали в Лондон, чтобы принять в нем участие.
- Подписывайтесь на аккаунт, заходите и читайте другие интересные статьи по темам истории и искусства.
- Делитесь мнением и дополнениями в комментариях.