Вчера 27 января исполнилось 80 лет со дня освобождения Ленинграда от блокады. Читала, что узор знаменитого Ленинградского фарфора, который называется «Кобальтовая сетка» был придуман как раз в страшные годы блокады. По одной из версий, идею геометричного рисунка из ромбов ленинградской художнице Анне Яцкевич навеяли заклеенные крест накрест окна домов блокадного Ленинграда. И в 1944 году к 200-летию Императорского фарфорового завода (в советское время он назывался Ломоносовский фарфоровый завод) был представлен сервиз с узором «Кобальтовая сетка». В 1958 году этот сервиз получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.
Продукция с синим кобальтовым рисунком прочно вошла в ассортимент фарфорового завода, которому в этом году исполняется уже 280 лет. В 2005 году предприятию вернули историческое название.
Рисунок всегда делали вручную. Кобальтовый пигмент наносят на обожжённый один раз «бисквит», потом покрывают глазурью, вновь отправляют в печь и только после этого украшают золотой отводкой.
Но в последнее время для создания узора "кобальтовой сетки" на заводе перешли на использование декорирования деколью (переводной картинки), что, конечно, быстрее и проще.
Немного истории. Использовать соединения кобальта для получения синей краски, по утверждениям ученых, люди начали еще до нашей эры в Вавилоне, Древнем Египте, а потом и в Китае. Позже секрет краски из кобальта был утерян и вновь обретён уже в средние века. В венецианском стекле, производство которого с 13 века итальянцы сосредоточили на острове Мурано и держали технологию в строгом секрете, использовались кобальтовые краски для придания стеклу красивого синего цвета.
На Руси кобальтовую краску называли «голубец». Она была очень дорогая, но при этом качественная и стойкая. Её использовали в росписи стен Оружейной и Грановитой палат Кремля, Архангельского и Успенского соборов.
Кобальт в чистом виде в природе не встречается, его получают из руд. Некоторое время назад я рассказывала о скуттерудите – минерале кобальта из своей коллекции. Он относится к главным кобальтовым рудам, среди которых линнеит, кобальтин, смальтин и другие.
Промышленная добыча кобальта, начатая в 19 веке, была предпринята именно для получения синего пигмента для красок.
В настоящее время большая часть добытого кобальта используется в сплавах. Но и для красок этот металл по-прежнему нужен. Наиболее широко используемым соединением для этого был и остаётся алюминат кобальта (II) Co[Al2O4]. Его получают прокаливанием смеси оксида кобальта(II) и оксида алюминия при высоких температурах 1200-1300 градусов Цельсия.
Кроме синего, кобальтовые краски имеют и другие оттенки - фиолетовый, зеленый, голубовато-зеленый и даже желтый.