У меня выдалось несколько свободных дней, когда супруга осталась в столице, а я уехал в усадьбу, чтобы грести этот почти бесконечный подмосковный снег. Но давно хотелось мне заняться нашей старушкой Тиккой, поскольку вплотную подошел к тому, чтобы провести ей не просто очистку, а настоящую профилактику – почистить сам механизм и досконально его смазать.
Переделав старинную швейную машину в импровизированный компьютерный стол, я и не думал успокаиваться, ведь машина должна работать, действовать, во всяком случае, мне хотелось, чтобы наша помощница была в полностью боевой готовности, и, когда нужно, ее надо будет просто применить, не цокая разочарованно языком, дескать – да она, наверное, не работает.
Счастливо приобретя оригинальную инструкцию к старой Тикке, я имел теперь возможность грамотно провести техническое обслуживание швейной машины, а совсем недавно получил я и главное снадобье, необходимое для этой процедуры – специальное масло, так что медлить не стал, приступаю!
Первое действие, которое я совершаю – поднимаю машину из стола и накидываю на шкивы кожаный приводной ремень. Казалось бы – он мог высохнуть и растрескаться, но по факту ремень оказался абсолютно работоспособным, эластичным, выглядел и ощущался, как новый, единственное, что пришлось сразу «подшаманить» - это соединение концов на нем. Сейчас ремень соединялся грубой металлической скобой, которую сюда и мастырил ваш покорный слуга, но надо понимать, что дело было давно, и выполнил я тогда работу очень плохо, «на отвяжись». Скоба звонко лупила по шкивам и вызывала очевидный рывок на небольшом по диаметру, шкиве самой машинки, поэтому я сразу удалил этот анахронизм и сделал соединение мягким, легко проходящим по шкивам.
Зачем я сразу попробовал «завести» швейную машинку, поиграв педалью? Да все очень просто: буду слушать работу механизмов, запоминать ощущения и звук, ведь после смазки я вновь нажму на педаль и буду ловить отличия в звуке и в поведении машины.
Первый этап – очистка. Я наклоняю машину вперед, чтобы получить доступ к челночному механизму (где обычно и накапливается основная грязь от обрывков ниток) и к валам. На удивление челночная ниша оказывается абсолютно чистой, я ожидал увидеть тут клок ниточных обрывков, но ошибся.
В принципе, очищать здесь больше нечего, можно перейти к смазочным работам. Для этого необходимо свериться с инструкцией, где показаны места, в которые нужно донести смазку, но в конечном итоге я воспользовался мудрым советом старого мастера, ролики которого частенько смотрю в интернете, и который посвятил много времени в рассказах про Тикку. Для того, чтобы выявить места, куда мне надо капнуть маслицем, достаточно просто покачивать приводное колесо и смотреть, какие детали приходят в движение и где они соприкасаются с неподвижными деталями корпуса.
Носик баклашки с маслом оказывается не очень удачным, доставить масло в дальние потаенные места мне не удается, поэтому я быстро изготовил простую приспособу из кусочка проволоки. В идеале, наверное, воспользоваться медицинским шприцем, но его у меня не нашлось. Кончик проволочки я макаю в масло и на нем задерживается пара капель, а потом подношу проволочку к смазываемому узлу: получается и быстро и аккуратно и самодостаточно, ведь лишнее масло все равно из узла уйдет и будет капать вниз, на фанерный поддон, а зачем мне это надо?
Что мне понравилось при осмотре внутренностей нашей Тикки? А то, что нет никаких люфтов, несмотря на почтенный возраст машины! Многие сопряжения движущихся и статичных узлов тут выполнены при помощи конусных подшипников. Это очень интересное решение, поскольку, в отличие от обычных подшипников качения, конусные поддаются регулировке, их не надо менять, они вечные. В движущихся узлах машины, на удивление, присутствовали остатки старой смазки, которая не потеряла пластичности, не превратилась в «рафинированное» масло и не высохла за столько лет. Мне понадобилось, наверное, полчаса, для того, чтобы пройти все нижние и верхние валы, смазать механизм привода иглы и прижимной механизм лапки и протяжки ткани.
Излишки масла я удалял бумажной салфеткой, убирал я масло и в случае попадания на лакокрасочное покрытие, одним словом, все делал спокойно и максимально аккуратно. Завершив с механизмом самой машины, переместился «в партер», ведь ножной привод также нуждается в уходе. Обработав спиртовой салфеткой места возле подшипников, капаю масло и туда, на удивление звук при движении меняется, педаль работает просто бесшумно!
Завершив работы, вновь накидываю приводной ремень и нажимаю на педаль: теперь необходимо некоторое время погонять машину вхолостую, дабы излишки масла вышли из подшипников. Многие, наверное, знают, что свежесмазанная машина может капризничать, как говорила мама, «петлять», что проявляется в «неуверенной» строчке, с пропусками, со смещением верхней и нижней нитей, одним словом, машина может шить не так, как шила до смазки. Но когда количество масла в подшипниках придет к равновесному состоянию, строчка «вернется» к привычному качественному виду, не стоит сразу бросаться крутить регулировочные винты, и после нескольких минут активного вращения машины я пробую шить.
Скажу честно: для меня это первый опыт, я даже не знаю, как нить заправить, но ведь у меня есть для этого инструкция!
На качество шва влияет множество факторов, и это не только сама настройка машины. Это и толщина и качество нити, и качество иглы, одним словом, я не надеялся на то, что получу от Тикки что-то толковое, супруга, когда я рассказывал о своих планах обслужить машинку, поморщила носик: да не будет она нормально шить!
С волнением я заправил верхнюю нить и намотал челнок. Стартовый поворот колеса, подхват педалью… чук-чук-чук, чук-чук-чук, ткань под лапкой пришла в движение, великое таинство начало твориться!!!
Блин, да она шьет и шьет великолепно, вот тебе и старье, вот тебе и бабушкина Тикка!
У меня от радости и восторга трясутся руки, с педальным приводом я пока справляюсь плохо, навыка нет, педаль то и дело пытается вращать колесо не в том направлении, но это что, дело наживное, тут важен навык. Самое главное, что я теперь знаю: несмотря на то, что в доме уже есть две суперсовременные швейные машины и такой же оверлок, бабулина примитивная прямострочка Tikka с ножным приводом тоже может быть введена в строй, например, когда надо будет сшивать грубые ткани, ведь этой машине тяжелая работа абсолютно привычна, она ее любит. Так что – убираю машину в стол, складываю инструменты, теперь я уверен, что это не чугунный хлам, а абсолютно рабочий механизм, который только и ждет, когда его применят в деле!
Легенда о Тикке: