В начале 2023 года компания Martin Logan полностью обновила ассортимент своей корпусной акустики, что стало громким событием не только для компании, но и для всей индустрии. Но получилось ли сохранить в новинке характер звучания устройств серии XT, или всё изменилось вместе с драйверами и дизайном? Разбираемся на примере полочников Motion XT B100.
Только вперёд!
Новая акустика переняла элементы стиля от прошлой, но ровно до той степени, чтобы остаться узнаваемой. Из основного — разная высота передней и задней панелей. Благодаря асимметрии получается избежать большинства резонансов внутри корпуса, что благотворно влияет на звук. А ещё обратите внимание, как изменился волновод твитера и в целом оформление лицевой панели. Да, похоже на крутой фейслифтинг, но никаких возражений против этого у нас нет. Интересно обыграли грили: они не закрывают всю лицевую панель, а крепятся магнитами прямо на динамик. Ну и логотип бренда теперь крупнее — для пущей красоты.
Кабинет у Martin Logan Motion XT B100 — фазоинверторного типа, сделан из качественного MDF с заметным утолщением на лицевой панели. Внутри — сложная система распорок для придания корпусу дополнительной жёсткости. А снаружи видна безупречная отделка, способная соперничать по качеству с дорогой мебелью. Цветовых решений для Motion XT три: чёрный рояльный лак, белый сатин и ореховый шпон с чёрной лицевой панелью.
Отдельно стоит выделить то, что в основании нижней панели есть четыре резьбовых отверстия. Они позволяют жёстко соединять кабинет полочника с фирменной стойкой, что тоже благоприятно сказывается на звуке. И если вы планируете развить систему до кинотеатральной, то с Motion XT это получится не только удачно, но и красиво. Пары напольников F100 и F200 и центрального канала С100 достаточно, чтобы без труда организовать кинотеатральный сетап.
Новая матчасть
Гораздо больше изменений претерпело железо. Начнём с самого неочевидного — с кроссовера. В предыдущих моделях он был уникальным. Технически решение действительно удачное, так что уходить от него смысла не было. А вот модернизировать — всегда уместно. Так что у нового поколения акустики Martin Logan и новый фирменный кроссовер.
Нельзя не отметить и новый басовый драйвер. Его сразу выдаёт текстура диффузора, схожая с кевларом. Этот материал называется Nomex — он и впрямь близок по структуре к кевлару, а ещё используется при изготовлении динамиков. Конечно, не каждый бренд готов применять подобные материалы. Но преимущества такого решения с лихвой перекрывают любые затраты: оно даёт почти идеальный баланс лёгкости и жёсткости, устойчивость к собственным резонансам и иммунитет к любым влияниям извне, включая температурные.
Добавьте литую алюминиевую корзину, которая тоже устойчива к резонансам, — и получится рецепт идеального драйвера для акустики любого уровня, кроме бюджетного, конечно. Но Martin Logan Motion XT изначально позиционировали как флагманские модели, если не брать во внимание известные всему миру электростаты. Не стоит удивляться, что здесь применены такие технологии. Motion XT B100 получили драйвер с диаметром диффузора 6,5".
Твитер визуально мало изменился, но технически это другой компонент под названием Obsidian FMT XT Gen 2 — прокачанный относительно прошлого поколения фирменный FMT-твитер. Суть апгрейда — в увеличении площади излучателя на 40%, а также переработанном с нуля волноводе. Так что сейчас самое время разобраться, получилось ли у Martin Logan освоить новый для бренда материал диффузоров и как звучат самые лучшие высокие частоты в мире.
Новый характер
Для оценки возможностей Martin Logan Motion XT B100 была собрана стереосистема из интегрального лампового усилителя Fezz Audio Titania, ЦАПа Ferrum Audio Wandla и сетевого проигрывателя Aurender N150.
Сразу займёмся высокими частотами. Для этого хорошо подходит трек «Don't Dream It's Over» в исполнении Neil Finn и Paul Kelly. Запись примечательна тем, что сделана из концертного зала, однако в ней ощутима студийная плотность. Адекватно обработать такой материал по силам далеко не каждым колонкам. Но здесь с первых аккордов становится ясно, что новые твитеры кратно приумножили свою способность переносить воздух из записи в воображаемую сцену. К тому же непривычно плотным оказался центр с вокалом с гитарой. Учитывая особенности построения сцены у ленточных драйверов, такого эффекта мы не ожидали.
Полностью раскрыла эту особенность «Cheek To Cheek» в исполнении Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга. Трек из архива, но превосходного качества. И вот что получается: между левой и правой Motion XT B100 порядка трёх метров, акустика с лёгким разворотом в сторону слушателя, но даже в таких условиях Martin Logan Motion XT строят феноменально насыщенную сцену. Осязаемость вокала близка к предельной, даже с учётом почти не подготовленного зала, где проходило прослушивание. Выходит, при любых условиях у себя дома вы получите читаемую и прозрачную сцену, где различимы все интонации.
Но что будет, если нагрузить сцену до отказа, когда драйверу просто некогда отдыхать, а поток звуков предельно плотный? «Amazonia» от Gojira отлично подходит для такого эксперимента. Было непривычно получать столько информации от этого трека, хотя и недоработки звукорежиссёров оказались как на ладони.
Что касается остальных диапазонов, то в целом звук приобрёл больше лёгкости. Бас стал солиднее и острее, и это приятно сказалось на его фактуре. Количественно же его достаточно и при такой настройке. В целом же, по сравнению с Martin Logan 35 Xti, звучание новых колонок стало взрослее и благороднее. И вообще возникает впечатление, что и новый кроссовер, и новые драйверы созданы именно для того, чтобы приблизить звучание Motion XT к звуку электростатических колонок Martin Logan.
Характеры у них действительно схожи: мелодия наполняет пространство вокруг, сохраняет фактурность во всех диапазонах, оставаясь ненавязчивой и тонально верной. Martin Logan Motion XT B100 придают приятную плотность тарелкам и перкуссиям, раскрывают вокал, размещая его в сцене с точностью до сантиметра. А выбирают для всего этого правильную основу в виде плотных, но при необходимости глубоких низких частот. Иначе говоря, апгрейд получился существенным.
Технические характеристики
РАЗМЕР ВЧ-ДИНАМИКА 1,25" x 2,4" РАЗМЕР НЧ-ДИНАМИКА 6,5" ЧАСТОТНЫЙ ДИАПАЗОН 45 Гц — 25 кГц СОПРОТИВЛЕНИЕ 4 Ом ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ 93 дБ/Вт/м ЧАСТОТА РАЗДЕЛЕНИЯ КРОССОВЕРА 2600 Гц ГАБАРИТЫ 36,8 x 20,3 x 31,8 см ВЕС 9,3 кг
Итоги
Можно говорить, что Martin Logan Motion XT B100 — акустика нового уровня для бренда. Её звучание выстраивает голографически точную сцену, даёт возможность почувствовать, что такое осязаемые высокие частоты, ясные средние и породистый бас. При этом концепция звука остаётся в рамках философии бренда: этот характер остается узнаваемым, но воспринимается как более взрослый и правильный.