Более 40 станций Московского метро являются объектами культурного наследия. Станции метрополитена должны были стать элементами подземного города, продолжением городских улиц и площадей под землей. Эти станции открыты в период с 1935 года по конец 1950-х годов.
Название станции – в первом комментарии после статьи.
Станция открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди метро, колонная двухпролётная мелкого заложения (10 м).
Архитекторы станции Ю.Н. Яковлев, К.Н. Яковлев, по их проекту создан и восточный наземный вестибюль. Авторы западного вестибюля, открытого в 1949 году, – архитекторы В.М. Лисицын и В.М. Андреев. (В Википедии и в книге Зиновьева ошибочно указана архитектор В.Г. Поликарпова)
Проектное название станции «Всехсвятское» по селу, известному еще с XIV века.
Наземный павильон
Станция была открыта с одним наземным павильоном, восточным, его авторами были авторы самой станции – Ю.Н. Яковлев, К.Н. Яковлев (они являются авторами метромоста). Наземный павильон полукруглый с раздельными входом и выходом в торцах. В центре площадки, образованной застекленной колоннадой, сооружен фонтан, выполненный из красного полированного гранита. Верхняя металлическая часть фонтана отлита из бронзы. Такой мини-парк. При открытии в ансамбль входили еще уличные фонари с витой мачтой и плафонами как у торшеров и бра на станции. К сожалению, фонари не сохранились. В 2002 году вокруг восточного наземного павильона построили здание, и сквозь стекла колоннады - только кирпичная стена.
В 1949 году был открыт второй, западный, выход со станции на другую сторону улицы.
Описание наземного павильона, данное самим архитектором В. М. Лисицыным. Наземный павильон, П-образный в плане, располагается в глубину от красной линии. (Вокруг павильона был сквер. М–п) По линии фасада павильона сквер огражден высокой металлической оградой художественного рисунка с каменными тумбами по краям. Вход и выход расположены в двух ризалитах П-образного плана и обращены в сторону улицы. Для придания входу и выходу большей торжественности они решены в вертикальных пропорциях. Перекрытие колоннады соединяет ризалиты П-образного плана здания в единый организм, опираясь в пролете на два ряда колонн. Этим создается крытая колоннада, где располагаются мраморные скамьи для пассажиров. В курдонере наземного вестибюля разбивается зеленый ковер газона с установленной в центре скульптурой. Выходящие в курдонер стены вестибюля решены без оконных проемов; их предполагается украсить вьющимися растениями типа дикого винограда или плюща.
Каждый из дверных проемов имеет по четыре полотнища. Большие вставки–фрамуги богато декорированы бронзовым художественным литьем. Оконные проемы расположены в наружных стенах зданий и заполнены переплетами несложного рисунка.
Еще в 1980-е годы были полностью заменены двери на алюминиевые, уничтожен декор над дверями. В 2008 году западный выход был закрыт, проход к станции был полностью разобран в связи со строительством тоннеля, построен заново и открыт в 2010 году. После этого в "курдонере" были построены двухэтажные магазины. В ночь на 9 февраля 2016 года произошла "ночь длинных ковшей", когда были разрушены все магазины и павильоны, построенные вблизи станций метро. Фотографии из открытых источников:
После всего была проведена реставрация наземных павильонов станции:
"От восточного (старого) наземного вестибюля идут два лестничных марша – для входных и выходных потоков. Эти потоки сохраняют правопутность на протяжении всего движения. (А вы замечали, что в основном наше метро левостороннее, как будто его строили англичане? М–п) Благодаря ромбической системе облицовочного узора, из мраморной мозаики, эти стены оставляют впечатление ажурной легкости." Так писал архитектор С. Кравец, не я.
Сегодня в восточном коридоре полностью потерян пол и все светильники, остались старые надписи и узор на стенах, обезображенный проводами. Фотографии сделаны в январе 2024 года:
Из второго, западного, наземного вестибюля пассажиры попадают в коридор, ведущий к подземному залу.
Полы тамбура вестибюля, тоннеля и лестничных площадок выполняются из мозаики и террацо (разновидность бесшовного мозаичного пола, М–п) по особым рисункам. Стены интерьеров запроектированы с облицовкой мрамором светлых, теплых тонов, ступени лестниц – из светлосерого гранита, поручни – из полированного дерева твердых пород. Решетки воздуходувных отверстий отопления декорированы бронзовым литьем. Лицевая стенка кассового помещения запроектирована из полированного дерева драгоценных пород со специальным подбором текстур. Интерьер кассового зала и тоннеля разработан архитектором В.М. Андреевым. Это уже архитектор В.М. Лисицын, автор западного наземного павильона.
В центре кассового зала был установлен светильник:
В 2010 году тоннель был разрушен в связи со строительством новой автомобильной развязки и воссоздан, как было написано в официальном отчете. Открыт в ноябре 2010 года. Комментировать не хочу, смотрите сами. Это одна из последних работ Гаева, любителя дорого-богато. Фотографии взяты с сайта Метроблог из отчета об открытии входа:
После всего этого возникает вопрос: "Зачем писать воссоздано?!"
К 1960 году станция находилась на первом месте по пассажиропотоку — 158,3 тыс. пассажиров в сутки! (В 2023 году пассажиропоток составлял 64 тыс. пассажиров в сутки). Поэтому из южного торца станции был сделан дополнительный выход в подземный переход. Сегодня он остался уникальным для Московского метро выходом: турникеты стоят прямо на платформе.
Перронный зал
Предполагалось, что на станции не будет большого пассажиропотока, поэтому платформа была запроектирована небольшой ширины — всего 8 м. При такой ширине станцию можно было сделать односводчатую или с одним рядом колонн по центральной оси. Братья К.Н. и Ю.Н. Яковлевы остановили свой выбор на одноколонном решении. Колонны использованы как опоры под горизонтальные своды. Массивные у основания колонны расширяются кверху, пролёты между колоннами прорезаны вертикальными цилиндрами, верх которых завершается куполами с чашами. Чаши служат отражателями для светильников, расставленных по окружности и освещающих зал светом, проходящим через пластины золотистого оникса.
Опоры сводов окружены внизу скамьями и связаны удивительным продольным мраморным ковром. К сожалению, мрамор оказался не способным выдержать огромный пассажиропоток и позже был заменен гранитом, так же как и часть, покрытая асфальтом.
Сегодня полностью заменен пол и полностью потерян свет:
Вход в зал осуществляется по мостику, расположенному в центре зала. Мостик оканчивается двумя лестницами. Со стороны платформы лестницы были украшены торшерами, которые со временем исчезли.
В 1952—1953 годах для улучшения обслуживания огромного потока пассажиров были построены дополнительные лестницы на платформу, что позволило существенно уменьшить нагрузку на центральные лестницы. В это же время были демонтированы торшеры, украшавшие центральную лестницу. В 1954 года был зафиксирован на станции самый большой пассажиропоток для Московского метрополитена — 124 тыс. человек в сутки (как на станции «Комсомольская»!). В 1992 году после обрушения нескольких ступеней одной из дополнительных лестниц они были закрыты из-за плохого технического состояния. К 1994 году лестницы были полностью демонтированы. Фотографии дополнительных лестниц 1992 года (источник: https://forum.tr.ru/read.php?5,433500,434814)
Путевые стены станции в районе лестницы украшены четырьмя огромными панно из мрамора. По первоначальному плану было задумано, что на них будут записаны слова из сталинской Конституции о правах советского гражданина: «Право на труд», «Право на образование», «Право на отдых», «Право на обеспеченную старость». Но не случилось. И теперь совсем непонятно, что это и зачем:
И последнее, о чем хотелось бы упомянуть: при открытии станции на одной из колонн подземного зала напротив лестницы висели часы. Окантовка циферблата, стрелок и цифр была сделана из бронзы со вставкой из оникса. По фото выше видно, что в 1955 году часы еще были. Куда и когда они исчезли неизвестно. Если кто-то знает – пишите.
Но, несмотря на все потери, на мой взгляд, станция осталась самой фантастической и неземной:
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
О других станциях метро читайте здесь.
До скорой встречи!
ИСТОЧНИКИ
Зиновьев А.Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель
Кравец С. Московский метрополитен имени Л. М. Кагановича: Вторая очередь. Сборник статей. – Москва: Издательство Академии архитектуры СССР, 1941
Лисицын В. М. Проект пешеходного тоннеля и второго вестибюля станции метрополитена "Сокол". Журнал "Городское хозяйство Москвы". – 1948, № 10
Яковлев К.Н., Яковлев Ю.Н. Станция метро «Поселок Сокол».
.