Найти в Дзене
ИНТЕРСЕТ

Путешествие по Татарстану. Свияжск. Богородице-Успенский мужской монастырь (часть 1)

Оглавление

Ознакомившись с историей одного из первых русских городов на территории Казанского ханства (коим несомненно является Свияжск) мы приступаем к осмотру его достопримечательностей, список которых открывает Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь,

величественно возвышающийся "над окружающей действительностью".

-2

История основания монастыря

Основание Свияжского Успенского монастыря (ныне Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь) относится к началу второй половины XVI в. (вскоре после покорения царем Иоанном Грозным Казанского татарского царства). В 1555 г. на архиерейскую кафедру в "новопокоренной Казани" избирается св. Гурий, которому выделяют

"сотрудника и помощника в деле христианского просвещения инородцев - архимандрита Старицкого монастыря Тверской губернии Германа, которому поручено было устроить в городе Свияжске монастырь, для чего царь дал и средства...
Прибыв в Свияжск св. Гурий и архимандрит Герман совершив торжественно
крестный ход с молебным пением, избрали и освятили место для обители в юго-западной части города, место возвышенное и спокойное для подвижнической жизни иноков..."

-3

"На этом месте великими трудами и неусыпными заботами преподобного Германа, первого настоятеля обители, был воздвигнут храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, от которого обитель получила свое название, и в 1561 г. 12 сентября был освящен..."

Соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (фотография начала XX в.)
Соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (фотография начала XX в.)

В писцовой книге 1565 г. о храме сказано следующее:

"Церковь камена Успенье Пресвятыя Богородицы об одном верху, лоб железом немецким побит; две стены церковные по восьми сажень, а две стены по девяти сажень; алтарь круглой, а под него погреб камень, да тутоже у церкви приделана на погребном выходе палатка камена, стены по три сажени...На престоле индитья, сверху атлас дымчат, а около престола передняя сторона атлас полосат, а три стороны крашенина, покров на престоле крашениной; да над престолом же небо полотняное, да на жертвеннике покров крашениной..."

Успенский храм весь был расписан:

"нет здесь ни одного места, незанятого живописью: купол и своды, стены и колонны, даже откосы окон носят на себе печать живописного искусства. Мертвые массы здания оживлены и языком наглядных образов вещают о домостроительстве спасения людей..."

Становление обители

Почти что параллельно со строительством Успенского храма в новоиспеченной обители была заложена и другая церковь - во имя святителя Николая, которая была освящена 6 декабря 1556 г. для совершения полного богослужения в монастыре. Вскоре рядом с Никольским храмом появилась и пятиярусная колокольня. Первые три ее яруса, так же как и Никольский храм, были сделаны из "дикого камня", а последние два - из кирпича. На колокольне было установлено пять колоколов ("два зазвонные, а три больше тех") и большие часы "Государева данья".

Храм во имя св. Николая с колокольней (фотография начала XX в.)
Храм во имя св. Николая с колокольней (фотография начала XX в.)

В эти же годы помимо строительства храмов прп. Герман занимается и обустройством территории: было построено

"около 20-ти деревянных братских келий, четыре житницы, амшеник (амбар для муки), поварная, квасная, ледник, погреб, каменная кузница, конный двор со службами. Монастырские здания были обнесены деревянной оградой, в которой были св. ворота, украшенные священными изображениями Деисуса в двух картинах, Успения Богоматери, Пахомия великого и св. Николая чудотворца"

Все работы по строительству и обустройству монастыря осуществлялись за счет царской казны. При этом Иоанн Грозный не скупился, т.к.

"смотрел на Свияжский монастырь, стоявший в центре поволжского нагорного населения инородческого, и на прочие казанские монастыри, как на твердый оплот гражданской власти и как мощных деятелей христианского просвещения и обрусения инородцев..."

Кроме этого, Успенская обитель, пользуясь общим с другими монастырями правом поземельной собственности и владения крестьянами, во времена прп. Германа получила от от царя особые права: соответствующей царской грамотой

Царская грамота, выданная Свияжскому Успенскому монастырю Иоанном Грозным
Царская грамота, выданная Свияжскому Успенскому монастырю Иоанном Грозным

ей дано было право неподсудности гражданской власти, которое освобождало монастырскую братию и "монастырских слуг" от суда царских воевод и подчиняло суду архимандрита. Если же на последнего подавался иск, то тогда над ним мог совершиться царский суд, который производился в установленные сроки - 3 раза в год (в Рождество, Троицу и Семенов день).

Буквально сразу же после создания Успенской обители она становится предметом особого внимания местного (и не только) населения:

"слыша о благочестивой жизни св. Германа, основателя монастыря, исполненной великих иноческих подвигов, народ толпами стал стекаться сюда - одни приходили принять благословение от святого мужа, другие принимали от него иноческое звание, некоторые искали у него убежища..."

Несколько слов о судьбе основателя монастыря.

В 1564 г., после смерти своего наставника св. Гурия, Герман

"был рукоположен в Москве на архиепископа Казанского. На протяжении двух лет он управлял своей паствой, шествуя по следам своего наставника - св. Гурия, после чего был вызван царем в Москву "на свободную митрополичью кафедру". Здесь он "начал часто видеть всю несправедливость, какую причиняли людям злые приспешники царя, и не мог стерпеть: верный своему пастырскому долгу он пытался вразумить грозного царя и указать на его недостойную жизнь, призывал к чистосердечному раскаянию.. Но мог ли грозный царь спокойно перенести такие обличения со стороны смиренного святителя!... и через год и три месяца, 6 ноября 1567 г. последовала кончина св. Германа и несомненно от руки опричников."

После смерти останки Германа были преданы земле при Московской церкви Николы Чудотворца Мокрого (ныне не сохранилась), а после ее перестройки

"нетленные мощи святителя после их обретения были перенесены, с соизволения царя Федора Ивановича и патриарха Иова, в Свияжский монастырь..."

С конца XVII в. началось всеобщее чествование памяти святителя по всей России,

Св. Герман
Св. Герман

а "многоцелебные и нетленные мощи святителя Германа, основателя обители, которые блаженно почивают в Успенском храме" стали главной святыней Успенского монастыря.

Вернемся к истории обители.

Уже в 1568 г. количество иноков достигло 63 человек (на момент создания монастыря их было 35). Благодаря дальнейшей поддержки и содействию гражданской власти (что выражалось в приличном финансировании обители), благосклонности церковного начальства и популярности обители среди народа, Свияжский Успенский монастырь начал постепенно расширяться: в нем сооружаются новые храмы (в начале XVII в. возводятся: храм с двумя престолами: один - во имя св. страстотерпцев Бориса и Глеба, другой - во имя св. Федора Стратилата; деревянный храм с трапезой во имя Параскевы Пятницы), старые приводятся в более привлекательный вид (к Успенскому храму с западной стороны была пристроена каменная теплая трапеза, возводятся два каменных двухэтажных настоятельских корпуса, старые деревянные постройки заменяются каменными зданиями.

В конце XVII - начале XVIII вв. на святых вратах в монастырской ограде вместо деревянной Борисоглебской церкви (разобранной за ветхостью) возводится каменный храм в честь Вознесения Господня.

Храм Вознесения Господня над Святыми вратами (фотография начала XX в.)
Храм Вознесения Господня над Святыми вратами (фотография начала XX в.)

Вскоре кардинально обновляется Никольский храм (расширяется алтарь, главы и крест на них покрываются позолотой, на колокольне увеличивается (до 11 шт.) количество колоколов) и Успенский собор.

В начале XVIII в. Свияжский монастырь становится крупнейшим региональным центром миссионерской просветительной деятельности, направленной на "мухаммедан и язычников, живших по высокому Поволжью." На территории обители вместо прежней Комиссии новокрещенских дел открывается Новокрещенская контора, в которой совершался обряд крещения и велся именной реестр всех тех, кто решил принять новую веру (для этих целей в монастыре при больничной церкви было обустроено особое помещение - крещальня).

В итоге, ко времени секуляризации (перевод церковного имущества в государственную собственность в 1764 г.) монастырских владений

"Успенский монастырь разросся в крупную землевладельческую общину со сложным хозяйством, на которую работало около восьми тысяч человек, населявших 2 слободки, 9 сел, 33 деревни. И с этих 44 селений получал каждый год большие доходы - деньгами, хлебом, сеном, столовыми припасами, конюшенными и дровяными..."

В этот же период времени (XVI- сер. XVIII вв.) монастырь входит в число 20 самых богатых обителей в России. Об исключительном положении монастыря говорит и тот факт, что со дня его основания в 1555 г. им управляли архимандриты, тогда как другие, более древними и более видные по силе церковно-просветительного воздействия на русскую жизнь (Троице-Сергиев, Соловецкий, Кирилло-Белозерский и др.) обители находились в ведении игуменов.

Успенский монастырь после секуляризации

После 1764 г. Богородицкая обитель начала резко испытывать недостаток в материальных средствах, что в значительной степени сказалось на поддержание храмов и других монастырских строений в надлежащем виде: многие из них начали быстро приходить в ветхое состояние. В этот период материальному обеспечению Свияжской Богородицкой обители не мало содействовала благотворительность

" со стороны благочестивых людей разного звания и положения. В древне-русском быту всякий, имевший какое-нибудь состояние, считал своею обязанностью жертвовать в монастыри часть своего имущества, ради спасения души своей "в наследие вечных благ"; даже из имущества состоятельного покойника непременно выделялась доля на помин его души и рода, хотя бы он не оставил никакого предсмертного распоряжения. Древне-русскому человеку вообразить себя на том свете без заказного поминовения на земле было также страшно, как ребенку остаться без матери в незнакомом пустынном месте."

Среди "благочестивых людей" особенно выделялась благотворительница Н. И. Саврасова, усилиями и на средства которой в разные годы был расширен Германовский храм, устроен новый трехъярусный иконостас, осуществилось внутренне обновление Успенского храма, были устроены серебряные оклады и позолоченные киоты для многих древних икон, а в 1843 г. Саврасова устроила из кипарисовых досок новую раку (для мощей св. Германа) и обложила с внешней стороны серебряно-вызолоченными досками чеканной работы.

В 1899-1900 гг. на пожертвования неизвестного лица (выделило 6500 руб.) художником Чириковым (был рекомендован великим князем Сергеем Александровичем) была проведена реставрация настенной живописи в Успенском храме, которая "есть один из редких памятников отдаленной древности..."

Интересные факты о монастыре

В числе братии Свияжского монастыря были подвергшиеся опале лица, известные в русской церковной жизни:

  • в начале XVII в. среди насельников Успенской обители был старец Аврамий Палицын, впоследствии знаменитый келарь троицко-Сергиевой лавры и повествователь об осаде Троицкого монастыря поляками;
  • в конце 30-х годов XVII в. в положении ссыльного здесь находился грек Неофит, выдававший себя в Москве за Метаморфосского митрополита;
  • в 1731 г. в Успенской обители жил, как простой чернец, бывший митрополит Коломенский Игнатий Смола, один из тех страдальцев, которые подверглись суду и сосланы были в монастырь во время бироновщины.

Монастырь в советское время

В августе 1918 г. в Свияжске обосновался председатель Высшего военного Совета молодой советской республики Л.Д. Троцкий,

Троцкий в Свияжске (фотография с сайта https://kazanfirst.ru)
Троцкий в Свияжске (фотография с сайта https://kazanfirst.ru)

который прибыл сюда для организации наступления на Казань (прим. в свое время царь Иоанн Грозный также отсюда занимался этим вопросом). Некоторые историки утверждают, что именно в Свияжске и произошло становление РККА как дисциплинированной регулярной армии. Возможно, что это так и было, но в контексте Успенской обители приезд Троцкого "совпал" с убийством настоятеля обителя епископа Амвросия и др. монахов. Сам же монастырь был разграблен, а рака с мощами св. Германа была вскрыта. Вскоре после этих событий монастырь и вовсе закрыли, а на его территории сначала расположилась детская трудовая коммуна, в последующие годы "преобразованная" в исправительную колонию, а с 1953 и по 1994 гг. бывшая обитель была перепрофилирована в психиатрическую больницу.

Официальное возрождение Свияжского Богородице-Успенского монастыря произошло в 1997 г.

После краткого ознакомления с историей монастыря мы направляемся к его главному входу - Святым вратам,

-10

чтобы узнать все подробности о современной жизни древнего монастыря. Но об этом - уже отдельный рассказ, так что подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить эти публикации.

Источники информации:

1. Город Свияжск Казанской губернии и его святыни. Историко-археологический очерк. А. Яблоков, 1907 г.

2. Официальный сайт монастыря (https://www.sviyazhsk-monastery.ru/)

дл