Найти в Дзене

Ловушка в Вижае. Перевал Дятлова. - 11

Предыдущая часть:

Таким образом, эта отметка Ивдельлага в "Маршрутной книжке" Игоря Дятлова (видимо, эта отметка стояла во всех трех экземплярах "Маршрутной книжки" - ведь товарищ Иванов не приобщил к материалам "уголовного дела" ни один из трех экземпляров) является неоспоримым доказательством того, что дятловцев задержал, а затем отправил на машине до 41-го квартала товарищ Хакимов. В самом деле, не на почте же они эту отметку поставили? Нееет. Такие отметки на почте не делались. Такую отметку в "Маршрутную книжку" дятловцам могли поставить только в комендатуре Ивдельлага. То есть в конторе товарища Хакимова, по его личному распоряжению.

И в этом также состоит "уникальность" истории с дятловцами, так как никаким другим туристическим группам такие отметки Ивдельлага не делались. Я просмотрел множество отчетов других туристических групп, которые совершали походы в этом регионе в эти годы (в том числе выходили на маршрут из Вижая) - и я нигде не нашел упоминания о том, что они делали какие-то отметки Ивдельлага. На почте - да, а в комендатуре Ивдельлага - никогда.

Так, например, Майя Пискарева в свое время взяла обширное интервью у Владимира Гудкова (см. ссылку ниже и Фото 1 ниже) - его группа совершала поход в 1956 году (только летом) примерно по тем же местам: они также вышли из Вижая, потом прошли по Северной Тошемке, вышли к верховьям Ауспии, прошли Холатчахль, поднялись на Отортен, и дальше пошли уже по Пермской области, к западу от Уральского хребта. И именно их записку с Отортена сняла группа Аксельрода 28 февраля 1959 года, во время "поисковых работ".

Maria. Борис Гудков: "Ради похода на Отортен мы отказались от поездки на целину."
Фото 1. Владимир Гудков, руководитель туристической группы из МГУ, которая летом 1956 года совершала поход по тем же местам. Именно их записку сняла с Отортена группа Аксельрода во время "поисковых работ".
Фото 1. Владимир Гудков, руководитель туристической группы из МГУ, которая летом 1956 года совершала поход по тем же местам. Именно их записку сняла с Отортена группа Аксельрода во время "поисковых работ".

Так вот, в то время, в 1956 году, около Вижая еще повсюду вокруг были концлагеря и лагпункты.

"М.П.: В походном дневнике группы отмечалось, на пути в Вижай "картины кругом, в общем, мрачные. Везде лагеря или следы деятельности заключенных". А как и в чем выражалась эта мрачность? Вы писали, что когда группа находилась на 100-м участке, то приходилось дежурить с ружьем всю ночь. И к вашему костру приходили разные люди, отчего было неспокойно на душе. Вас предупреждали лагерные власти об опасности тех мест, об опасности контактов с населением, или же вы сами думали, что находитесь в краю лагерей и поэтому побаивались? Вам кто-нибудь по дороге рассказывал о побегах заключенных? Почему вы решили не стрелять дичь, пока не вышли из зоны лагерей?
Б.Г.: Мрачные картины на пути в Вижай - это, разумеется, вышки и колючая проволока, следы деятельности - сплошные вырубки леса. В тех местах (а мы начинали из Вижая) было тогда много лагерей, и в первые дни мы вынуждены были посменно дежурить по ночам с единственной у нас охотничьей одностволкой. Мы слышали, что местное население (манси) получало серьезные материальные поощрения за помощь в поимке (и только ли поимке?) беглых зеков. В то время мы живо обсуждали между собой "лагерные" версии. Как Вы, конечно, понимаете, мне трудно через 57 лет припомнить все подробности, но тревожные ощущения трудно было бы не испытать в "краю лагерей" даже и без предупреждений начальства. Потому мы и решили не охотиться в первые дни, чтобы выстрелами не спровоцировать возникновение какой-нибудь нежелательной ситуации".
Фото 2. Результаты деятельности советских концлагерей и вертухаев - сплошные вырубки довольно мрачного вида.
Фото 2. Результаты деятельности советских концлагерей и вертухаев - сплошные вырубки довольно мрачного вида.

И далее Майя Пискарева специально задает вопрос, делали ли они какие-либо отметки в Ивдельлаге:

"М.П.: Мне хотелось бы уточнить такой вопрос: когда вы ехали в Вижай, на пути следования Вашу группу останавливали проверяющие посты и сколько раз? Что спрашивали и отмечали? И когда вы приехали в Вижай, должны были идти отмечаться к лагерному начальству, сообщать контрольные сроки похода? Вы помните начальника лагеря? Ходили ли вы к вижайскому лесничему спрашивать о маршруте?
Б.Г.: Никаких проверок со стороны "проверяющих постов" по пути в Вижай не было. А в самом Вижае (скорее всего, именно там) мы, конечно, должны были сделать отметку с печатью в каком-нибудь официальном учреждении, так же как и по окончании похода. Это было строгое требование маршрутной комиссии и вообще общее правило. Где именно мы получили такую отметку я, к сожалению, тоже не помню. Не помню, ходили ли мы к начальнику лагеря. Вряд ли. И к лесничему не обращались. Мы стремились поскорее выйти на маршрут, чтобы не испытывать тех самых неприятных ощущений".

Заметим, это был 1956 год. Всего три года прошло с момента, как большевицкий людоед Джугашвили "склеил ласты", а всю банду кровавых сталинских палачей-чекистов во главе с Берией поставили к стенке. И тогда порядки были еще сталинские, но уже тогда никто никаких отметок в Ивдельлаге не делал. А к 1959 году количество концлагерей сократили, в это время уже начал работать Энерголесокомбинат по заготовке леса, и на нем уже работали вольнонаемные рабочие. И ВДРУГ. И вдруг товарищ Хакимов зачем-то поставил эту отметку в "Маршрутной книжке" дятловцев! И это при том, что Игорь Дятлов уже сделал отметку на почте Вижая 25 января!

Фото 3. Лежневка Ивдель-Вижай.
Фото 3. Лежневка Ивдель-Вижай.

Зачем товарищ Хакимов это сделал?

А для чего товарищ Хакимов сначала задержал дятловцев в Вижае, а потом отправил их на машине Ивдельлага до 41-го квартала?

Естественно, это не было какой-то "случайностью" - все это было частью чекистской "спецоперации" по организации убийства дятловцев. В самом деле, ведь сталинско-бериевским чекистам, которые организовали убийство дятловцев, нужно было не только похитить (через свою агентуру Ивдельлага) какого-то мансийского идола - им нужно было сделать так, чтобы мансюки были абсолютно убеждены в том, что этого идола похитили дятловцы (см. ссылку ниже).

А как это можно было сделать? А для этого дятловцы должны были обязательно наследить у того места, где мансюки прятали этого своего идола. Этого идола мансюки прятали, конечно, не во Втором Северном - там когда-то был действующий рудник, да и позднее туда регулярно наведовались "чужие". Нет, этого идола они прятали где-то на Лозьве, в какой-то пещере: у них и раньше вдоль Лозьвы стояли какие-то идолы (см. ссылку ниже), а позднее они стали их прятать. Эта территория принадлежала мансийским кланам Анямовых и Самбиндаловых, они там постоянно охотились и гоняли своих оленей, и им было удобно по дороге на охоту (или после нее) вытащить этого своего идола, покамлать у него немного - чтобы духи даровали им удачную охоту, а потом снова его спрятать и идти дальше.

То есть эта пещера с идолом находилась где-то на участке Лозьвы между 41-м кварталом и 2-м Северным. И если бы дятловцы вышли утром 26 января из Вижая своим ходом (как они и планировали) - они бы просто прошли мимо этой пещеры. Как дятловцы собирались идти от Вижая до 2-го Северного - этого мы точно не знаем, но, скорее всего, от Вижая до 41-го квартала они пошли бы по дороге (это вполне допускалось - часть маршрута можно было пройти по населенной местности, по какой-нибудь дороге), переночевали бы в 41-м квартале, а до Второго Северного пошли бы уже по Лозьве.

Фото 4. Одна из пещер на Лозьве. Таких пещер по берегам Лозьвы на участке от 41-го квартала до 2-го Северного было несколько.
Фото 4. Одна из пещер на Лозьве. Таких пещер по берегам Лозьвы на участке от 41-го квартала до 2-го Северного было несколько.

Но дятловцы, конечно, и знать ничего не знали про эту пещеру! И про то, что мансюки прячут в ней какого-то своего идола. И уж тем более у них и мысли не было похищать у мансюков этого идола! Поэтому сталинско-бериевским чекистам было обязательно нужно, чтобы дятловцы прошли этот участок от 41-го квартала до 2-го Северного не сами, а в сопровождении их агента - который бы по дороге подвел дятловцев к этой пещере. Чтобы дятловцы у этой пещеры обязательно наследили своими лыжами.

И все! И когда у этой пещеры вскоре появились мансюки, и когда они обнаружили пропажу своего идола - они по этим следам, конечно, быстро поняли, что к пещере подходила какая-то группа лыжников, на "узких лыжах". Мансюки же были хорошими охотниками, и в следах они кое-что понимали. И по этим следам мансюки затем двинулись за дятловцами ко Второму Северному. А там какой-то чекистский агент (возможно, тот самый "лесник", о котором упоминал Юрий Юдин - см. ссылку ниже) им рассказал, что да, были тут туристы:

"10 человек их, две женщины. Один вернулся в 41-й квартал. Идола вашего похитили? Ай-яй-яй! Видел, видел я этого идола! Один турист мне его показывал! С собой забрали! К Отортену они пошли! Догоните их обязательно! Я сам коммунист и атеист, но это же нехорошо - чужие вещи похищать! Верните своего идола обязательно!"

Вот и все. Вот и вся суть этой жуткой "спецоперации" сталинско-бериевских чекистов по организации убийства дятловцев. И после этого нападение мансей на дятловцев становилось уже практически неизбежным. С вполне понятным исходом.

И вот именно для этого товарищ Хакимов и устроил дятловцам в Вижае эту "ловушку" - сначала задержал их в Вижае, а потом отправил в 41-й квартал на машине. Чтобы какой-то другой чекистский агент Ивдельлага, который сопровождал дятловцев на их пути от 41-го квартала до 2-го Северного, обязательно подвел бы дятловцев к этой пещере на Лозьве. И чтобы дятловцы там обязательно наследили.

Продолжение: