Захотелось тихого родного криминального кино после кровавых и динамичных западных триллеров, типа мини-сериала "Лестница"(2022). Кстати, очень советую посмотреть любителям страсть как закрученного кино, мне понравился. И Колин Ферт в такой необычной для него роли мужа-лгуна, альфонса и может быть даже убийцы (фильм с открытой концовской, каждый выбирает свой вариант, это на любителя, конечно, многие предпочитают определенность).
И тут попался мне старый забытый фильм 1968г. Рижской киностудии.
Рижская киностудия всегда славилась постановкой детективов, а режиссер Алоиз Бренч стал настоящим мастером этого жанра. Почти все его фильмы я пересмотрела в свое время, а этот почему-то прошел мимо меня.
Про что же этот фильм, и кто этот 24-25, который не возвращается?
Хотелось выяснить, а заодно понастольгировать по временам советского прошлого, когда Латвия была еще с нами в одной стране, когда на рижских улицах всюду была слышна русская речь и уютные ресторанчики и варьете придавали особый западный оттенок всему прибалтийскому...
Люблю такие старые фильмы середины 60-х, это наша советская "новая волна": когда вместо общественного на первый план выходит частная жизнь героев, их сложный и противоречивый характер, исследуется мотивация их поступков. В этих фильмах нет навязчивого политикоса и притянутой за уши моралистики.
Привлекло, что исполнители главных ролей - Жанна Болотова и Александр Белявский. Молодые, но уже очень известные советские актеры.
Наши актеры всегда неповторимы в черно-белом кино, непонятно почему. То ли "цифра" убивает художественность и загадку в актерах, то ли операторы тогда были гениальные, и каждый кадр - как художественное полотно. И полутени на лицах актеров, и огромные выразительные глаза, и паузы, наполненные смыслом, а не пустотой как теперь.
Молодой следователь Мара (Жанна Болотова) просто воплощение красоты и женственности. Ей бы на подиум, а она бандитов ловит и весьма успешно распутывает сложное дело о хищении экспериментального лекарства из клиники, где работал ее жених-молодой успешный врач, естественно, тоже красавец (Александр Белявский).
Мара очень проницательна, принципиальна, даже когда под подозрение попадает ее жених, она не замалчивает этот факт перед начальством, а пытается во всем разобраться. И, конечно, разбирается и отправляется задерживать преступника сама:)
Но как-то не вяжется образ этой хрупкой барышни в милицейской форме с опасной работой в органах, хотя после Каменской понимаешь, что женщина в погонах может то, что не каждому мужику по плечу. Ведь женская интуация и красота - страшное оружие против преступности:)))
Жанна Болотова в этом фильме такая красивая, молодая, с необычной внешностью и европейским шармом.
Ее героиня редко появляется в форме, в основном на ней шикарные наряды, явно не отечественного производства, да и сама она очень похожа на француженку. Одна ее ассиметричная стрижка, супермодная по тем временам, чего стоит!
Кстати, я кажется догадываюсь, откуда такой образ "а-ля франсе". Первым мужем Болотовой был настоящий парижанин - Николай Двигубский, сын русских эмигрантов. Аристократ-художник, двоюродный брат Марины Влади.
Жанна Болотова всегда была для меня актрисой-загадкой, не раскрывшейся до конца.
У нее было мало главных ролей в кино, где бы она сыграла так талантливо, как в своем первом фильме "Дом в котором я живу"(1957г) Льва Кулиджанова.
Он сделал звездой 15-летнюю Жанну, я всегда поражалась, как практически девчонка так глубоко и по-взрослому могла играть!
А впервые Жанну Болотову я увидела еще школьницей в фантастическом фильме "Молчание доктора Ивенса" (1973), где она играла Оранте - таинственную инопланетянку, вот где ее уникальная внешность и внутренняя хрупкость идеально совпали с образом героини.
Потом посмотрела «Бегство мистера Мак-Кинли» (1977), она играла там Беттл, возлюбленную чудака Мак-Кинли. Очень непростая роль, меня Болотова в ней просто покорила, мой любимый фильм до сих пор!
И еще одна из ее самых успешных ролей в фильме Николая Губенко "Из жизни отдыхающих"(1980). В ней я видела идеальную женщину, на которую очень хотела быть похожа.
Для Губенко она была не только актрисой, но и музой, поэтому он показал все лучшее, что было в Жанне.
Как-то слишком рано она ушла с экранов, может потому что ее второй муж Николай Губенко стал Министром культуры и, надо было посвящать время ему. А может потому, что в период перестройки Болотова не находила себя в пошлых фильмах 90-х. Ведь она была не только необычайно красива, но интеллигентна и умна.
Да, таких великолепных ролей у Жанны Болотовой было немного. Часто были проходные фильмы, где эксплуатировался ее образ немногословной интеллигентной красавицы.
Вот и этот фильм, скорее тоже был проходной в творчестве актрисы. Как детектив не особо интересен - нет острых характеров, напряжения, преступник быстро просчитывается, финал очевиден.
Но все-таки "24-25 не возвращается" я смотрела с интересом. Не так захватил сюжет, как возможность прикоснуться к той эпохе, времени молодости наших родителей, ведь нам тогда было всего-ничего, еще на горшок ходили:)))
И еще, поймала себя на мысли, что просто любуюсь Жанной. И грустно, что нет больше таких актрис.
А может, то кино было особенным и родным, а современное не греет душу потому, что просто молодость прошла...