Найти тему
Наука

Грешник и эгоцентрик. Знакомьтесь, ваш мозг

   Фото: Midjourney
Фото: Midjourney

Картотека памяти

«Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню», — помните эту фразу из главного новогоднего фильма? История, которая рассказана в киноленте — событие яркое и значимое, оно изменило судьбы героев. И все они, конечно, навсегда запомнили это 31 декабря. Но не другие свои предновогодне-банные встречи. Те, скорее всего, слились в единое воспоминание, в котором не удается уже вычленить хронологию событий того или иного года. Так и устроена память. Поэтому, скажем, памятные фото нам очень даже нужны, они помогают вспомнить детали конкретного события и выделить его из череды похожих.

Конечно, хотелось бы верить, что хранилище нашей памяти выглядит, как упорядоченный архив. Но в действительности это похоже на две коробки, в одной из которых порядок, а в другой свалка всякого хлама.

В первой коробке будут те знания и воспоминания, к которым мы постоянно возвращаемся, а во второй — лишь обрывки, такие фантики без конфеток.

И как бы ни пытались ученые сравнить нашу память с памятью компьютера и измерить ее в условных терабайтах, на деле нейроны и синапсы работают совсем не так, как чипы или микросхемы. Кроме того в работе нашего мозга часто возникают помехи. Это так называемые когнитивные искажения или системные ошибки мозга.

Грехи мозга

-2

За работу памяти отвечают связи, которые формируют нейроны головного мозга. Их называют синапсы. Эта величина непостоянная, на протяжении жизни человека синапсы то образуются, то исчезают. По сути, хранилище наших воспоминаний — это живой организм, который постоянно меняется и в котором возникают ошибки.

Известный гарвардский психолог Дэниел Шектер аллегорично сравнил их с библейскими смертными грехами, разделив по образу и подобию тоже на 7 категорий: приписывание, внушаемость, навязчивость, предвзятость, блокировка, рассеянность и скоротечность.

А забывчивость — это некая эфемерность памяти, когда мы отлично помним события вчерашнего дня, но вряд ли сможем сказать, что делали полтора месяца или уж тем более полгода назад.

Этот феномен еще в конце ХIX века описал немецкий психолог Герман Эббингауз. В течение четырех лет он проводил масштабный эксперимент по заучиванию бессмысленной информации — карточек с различными сочетаниями букв. Анализируя результаты, ученый получил график, который до сих пор называют «кривая Эббингауза». Его суть в том, что продолжительность хранения информации часто зависит от того, как она была обработана.

Так, около 60 % информации теряется в первый же час, а затем процесс замедляется и в течение следующих 10 часов забывается всего 5 %. При этом даже через неделю после заучивания Эббингауз мог воспроизвести около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов. Столько же оставалось в памяти через месяц.

Приемы запоминания

Для лучшего запоминания необходимой информации есть несколько приемов, которые можно использовать в повседневной жизни. Больше всего в этом помогает эффект уровня обработки.

Зрительная обработка

Например, нужно запомнить информацию о книге. Акцентируем внимание на том, каким шрифтом она написана, какой имеет цвет обложки и то, что слово «Мир» написано с заглавной буквы и жирным шрифтом. Допустим это были: курсив, красный и «Мир». Это пример самой простой зрительной или структурной обработки.

Фонологическая обработка

Фонологическая обработка — более глубокая. Она предполагает размышления о звучании и значении каждого слова. Пример: рифмуются ли слова «бутылка» и «бутырка»? Да, рифмуются. А слово «бутылка» и «лось»? Нет. В памяти отложатся эти сравнения.

Семантическая обработка

-3

А теперь чуть усложним и составим предложения со словами. К примеру: «овощ», «стул» и «навигация». Овощи очень полезны. Стул подо мной шатается. Навигация нужна в метро. Таким образом, применив семантику, мы придали словам значения, смысл, связав предложенные слова с другими, создав целое предложение.

При семантической и фонетической обработке уровень запоминания будет выше, чем при зрительном.

Мнемонические подсказки

Причем, эффект уровня обработки часто используют для создания так называемых мнемонических подсказок.

Пример — известное запоминание последовательности цветов радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — красный, оранжевый желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Или очередность падежей: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку» — именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Этим способом можно запомнить что угодно, например, адрес. Допустим, это проспект Ленина 15, квартира 42. Составляем предложение: «При Ленине 15 девчонок не ели по 42 конфеты». Здесь работает на запоминание даже предлог «при», мы уже не перепутаем адрес по проспекту с аналогичным на одноименной улице или площади.

Куда пропадает память

-4

Ученые до сих пор не знают, как именно происходит процесс забывания. Что происходит с теми впечатлениями, которые мы помним спустя день, но не можем вспомнить через год? Исчезают ли они полностью, или просто теряются где-то там глубинах сознания?

Хотелось бы, конечно, иметь устройство считывания воспоминаний, но нет такого. Наша память больше напоминает транзистор радиоприемника, в котором при вскрытии музыку найти невозможно, одни микросхемы и шурупчики. То же самое и с памятью. Даже при трепанации черепа вынуть из мозга память нельзя. Нейронные связи — это схема, а не музыка.

Но исследовать память все-таки можно. Например, с помощью томографии. Тот же Дэниел Шектер провел эксперимент с заучиванием слов, пока его подопытные проходили процедуру МРТ. При наблюдении за активностью разных участков мозга ему удалось заранее предсказать, какие слова люди запомнят, а какие забудут.

Согласно последним исследованиям, забывание подразумевает полную потерю информации.

Это аналогично программному архиватору, который собирает данные из разных источников, объединяет их, удаляет лишние, кодирует, сжимает в некий файл и убирает в архив, а новую информацию записывает поверх предыдущей. Скорее всего поэтому похожие воспоминания, особенно повторяемые в одной обстановке и с одними и теми же людьми, сливаются у нас в единый комплекс, не оставаясь впечатлением о каждой отдельной ситуации.

Эффект телескопа

-5

Особенно плохо мы запоминаем время однородных событий. Мы еще можем помнить «что» или «где», но не помним «когда».

У памяти нет календаря, куда вносятся пометки, а внутренний хронометр напрямую связан со скоростью забывания.

«Эффект телескопа» — одна из главных ошибок памяти. Принцип действительно похожий. Если посмотреть в окуляр телескопа, то далекие объекты будут казаться ближе. А если поменять фокус — близкое станет далеким.

Кстати, этот эффект очень не любят маркетологи. И вообще все, кто работает в сфере продаж. Ведь события, связанные с крупными покупками телескопируются особенно часто. Человек приобрел телефон два или три года назад, а ему кажется, что он еще не устарел, вот и не идет покупать новый. Именно поэтому продажники так интересуются, сколько времени вы пользовались тем или иным изделием, чтобы стимулировать на покупку нового. На это работают и специальные индикаторы, которые напоминают об устаревании прибора или окончании лимита ресурса. Им оснащены, например, современные зубные щетки и фильтры для воды.

Это довольно удобная функция, если учитывать нашу природную рассеянность. Или, выражаясь языком Дэниела Шектера — греха памяти.

«Грех памяти» проявляется, когда, например, в бытовых ситуациях мы делаем что-то «на автомате». Например, память рук музыкантов. Но, если мы положим очки или пульт не на постоянное место, то наша краткосрочная память этого скорее всего не сохранит, и нам придется искать пропажу.

Слепота к переменам

-6

Слепота к переменам — это еще один феномен памяти.

Продемонстрируем это наглядно тестом на внимательность. Задача: в коротком спортивном видео нужно подсчитать количество передач, учитывая, что интересуют только игроки в белой форме.

Сфокусировав внимание на конкретной задаче, человек с большой долей вероятности даст правильный ответ. Но, если затем ему задать вопрос было ли что-то странное в этом видео, ответа не будет. А на самом деле по полю ходил человек в костюме гориллы, которого практически нельзя было не запомнить.

Авторы этого забавного эксперимента, Крис Шабри и Дэниел Саймонс, доказали избирательность нашей памяти — большинство испытуемых или не замечали гориллу, или запоминали ее, но сбивались со счета.

Парадокс свидетельских показаний

-7

Этот же эффект демонстрирует и эксперимент психолога Валерии Мухниной под названием «Нападение».

Ситуация-инсценировка: во время лекции неизвестные вооруженных люди нападают на профессора, после чего тот исчезает. Студенты, понятное дело, в шоке, на смену которому приходит изумление, когда профессор живой и невредимый возвращается в аудиторию и задает вопрос о количестве нападавших и способе исчезновения лектора.

Ответы самые разные: 5, 6, 7, вооружены были все или трое были с автоматами, а трое похищали, профессор ушел сам, его увели или даже мешок на голову надели... Но точной уверенности ни у кого из студентов не было, что они сами объясняли тем, что события произошли слишком быстро и неожиданно, они не были готовы и настроены запоминать происходящее. Таким образом, данный эксперимент доказал, что показания свидетелей могут быть ошибочными, даже если свидетель не намерен ввести в заблуждение окружающих. Подобная подвижность воспоминаний ученые связывают со спецификой кодировок памяти.

Ученые под руководством нейробиолога Маркуса Рэйкла провели ПЭТ-сканирование, в ходе которого показывали добровольцам существительные и просили их назвать близкие по смыслу глаголы — например, увидев слово «собака», испытуемые могли подобрать в ответ слова «лаять» или «ходить». В первый раз подбор глаголов вызвал масштабную активность головного мозга, ведь людям приходилось размышлять о свойствах собак и их возможных действиях. А когда картинки повторялись снова и снова, ответы давались уже на автомате, при этом активность нейронов мозга снижалась.

Вывод: автоматическое поведение в повседневной жизни — основной источник ошибок по рассеянности, связанный скорее всего со снижением активности нейронов в нижней области левой лобной доли.

Что главнее?

Рассеянность связана не только с памятью, но и вниманием. Чем больше мелочей нас отвлекает, тем меньше мы способны сфокусироваться на главном. Мозг не воспринимает важную информацию, когда занят обработкой этих мелочей.

Один из самых известных феноменов — детская или так называемая инфантильная амнезия, при которой мы не помним ранние годы жизни, когда мозг усиленно работал на запоминание главного — а оно все было новое: названия предметов и людей, вкусов и запахов, цветов и размеров, движений и слов...

Мозг предвзят

С раннего детства начинает проявляться и предвзятость. До 4-5 лет человек не способен понимать конкретные ситуации с точки зрения другого человека, а потому мыслит субъективно предвзято. Поясним на конфетках.

Покажем двум детям две коробки, одна из которых будет полна конфет, а вторая пустая. Теперь потом попросим одного ребенка отвернуться и переложим конфеты в другую коробку.

Ребенок, который все видел, будет предвзято считать, что и второй знает, в какой из них находятся конфеты, а значит, выберет правильную вторую. В раннем возрасте эта предвзятость строится на том, что, если знаю я, знают и другие, и иного мнения быть не может.

А на самом деле, ребенок, который не видел перепрятывания, также предвзято, откроет ту, в которой он видел конфеты до этого.

Эта ошибка мышления называется эгоцентрическое искажение.

Эгоцентрическое искажение

-8

Эгоцентричны все без исключения живые существа.

В ходе одного из экспериментов испытуемых просили записывать на бумаге самые разные честные и нечестные поступки. Выяснилось, что большинство честных историй начинались со слова «я».

Именно из-за эгоцентрического искажения мы часто не можем адекватно оценить свой вклад в какое-то общее дело, каждый раз его немного завышая.

Согласно исследованиям в большинстве семейных пар каждый из супругов считает, что именно он выполняет больше бытовых рутинных обязанностей. По той же причине мы почти всегда считаем, что на работе нам недоплачивают, а вот некоторые коллеги, наоборот, получают слишком много.

Впрочем, во всем этом есть и положительные стороны. Вкупе с уже известным нам эффектом уровня обработки, эгоцентрическое искажение помогает в работе памяти, так как соотношение информации с самими собой стимулирует запоминание, порождая яркие ассоциации и личностные оценки. Также на руку процессам запоминания работает так называемый эффект контекста.

Эффект контекста

Память лучше сохраняет совокупность ощущений. Мы легче вспоминаем отдельные элементы в контексте некоего обобщающего события или ситуации.

Так, мы куда охотнее покупаем те товары, знакомство с которыми произошло в приятной обстановке или связано с доставляющими удовольствие ароматами, музыкой и дизайном. Этим эффект контекста уместно сравнить с пазлом, разные части которого разбросаны по нескольким «файлам» памяти. Условная «папка» зрительной памяти содержит информацию о форме и цвете яблок, обоняние помнит его аромат, тактильная — гладкость, сочность, вес плода, его упругость, слуховая — хруст при надкусывании, а вкусовая, соответственно — вкус.

И именно в этом наша память отличается от камеры или фотоаппарата. Мы помним контекст.

Не только видео или звук, но и палитру эмоций. Со временем эти ощущения могут искажаться из-за различных ошибок в работе памяти. Поэтому психологи советуют почаще вспоминать то, что хочется помнить как можно дольше. Но есть и другая проблема. Вполне возможно то, что вы в итоге вспомните, на самом деле никогда не происходило. Но, это, как говорится, совсем другая история.

В статье использованы материалы программы «Включай голову» телеканала «Наука»

Не верь воспоминаниям своим: даже кратковременная память может обманывать человека

Загадки мозга: жамевю, дежавере и эффект Манделы

Как рождается память: гиппокамп имеет свою «грамматику», показывает исследование

Самые ранние воспоминания все еще могут храниться в вашей голове — и вот почему