Найти тему
Имиджмейкер NJBaudey

Забытый король моды Поль Пуаре

Оглавление

Таких кутюрье как Шанель или Диор знает практически каждый человек в мире. Про Поля Пуаре же знают лишь те, кто интересуется историей моды. А ведь именно Пуаре в свое время сыграл огромную, если не ключевую, роль в становление и развитии концепции современной индустрии моды.

История Поля Пуаре - это быстрый и головокружительный путь к колоссальному успеху и столь же грандиозному падению. Родившись в семье рабочего класса, Пуаре использовал свою природную харизму, чтобы попасть в одно из самых известных ателье Парижа, и в конце концов стал одним из величайших кутюрье двадцатого века. Однако, отказавшись адаптироваться к изменениям, происходящим в мире после Первой мировой войны, он остался в нищете, а его некогда великий лейбл давно забыт.

Первые шаги

Поль Пуаре родился 20 апреля 1879 года в семье торговца тканями в парижском рабочем квартале Ле Халль. Когда он был ребенком, его отправили в ученики к производителю зонтиков. В мастерской Поль собирал лоскутки шелка, оставшиеся после раскройки, и использовал их, чтобы создать наряды для деревянной куклы, которую ему подарила сестра.

Эскиз Поля Пуаре
Эскиз Поля Пуаре
Эскиз Поля Пуаре
Эскиз Поля Пуаре

Еще будучи подростком, Пуаре отнес свои эскизы Мадлен Шерит. Сейчас это имя мало о чем говорит, но в свое время Мадлен была известна как одна из самых влиятельных женщин в индустрии моды конца XIX века. Она лично контролировала работу престижных домов моды, направляя курс их развития и сезонные тренды. Мадлен Шерит купила у Пуаре дюжину его эскизов. Это позволило Пуаре продавать свои работы крупным парижским домам моды, пока его не пригласил на работу Жак Дусе, один из самых известных столичных модельеров. На тот момент Полю Пуаре было всего девятнадцать лет.

Эскиз Поля Пуаре
Эскиз Поля Пуаре
Эскиз Поля Пуаре
Эскиз Поля Пуаре

Он начал с должности младшего ассистента, но вскоре стал руководителем отдела пошива одежды. Дебютный дизайн Пуаре для Doucet - красный шерстяной плащ на серой крепдешиновой подкладке - получил 400 заказов от покупателей.

Эскиз Поля Пуаре
Эскиз Поля Пуаре

После двух лет обязательной военной службы (1914-1918) он вернулся в Париж с намерением вновь заняться пошивом одежды. Он обратился к своим бывшим клиентам - модному дому House of Worth, когда-то основанному Чарльзом Уортом (одним из первых модельеров высокой моды, автором идеи современного варианта показов мод), а теперь перешедшему во владение его сыновей Жану и Гастону.

Гастон пояснил Пуаре, что их модный дом всегда одевал самых именитых клиенток, но времена изменились, и даже принцессы стали иногда ходить по улицам пешком или садиться в омнибус. Брат Гастона Жан наотрез отказывался шить на заказ платья, к которым он не испытывал интереса: простые и практичные. Он сравнил их дом с рестораном, в котором отказывались подавать что-либо, кроме трюфелей. Поэтому им нужно было создать отдел жареного картофеля. Возглавить этот отдел и предлагалось Пуаре.

Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре

Пуаре не раздумывая согласился на предложенную ему должность, понимая, насколько выгодными были условия. Создаваемые им модели подвергались суровой критике со стороны продавщиц, но нравились покупательницам.

Молодой дизайнер многому научился работая в House of Worth. Ему хотелось изучить все, что было сделано до него, и он по нескольку раз подряд рассматривал все модели, что позволило ему познакомиться с типом одежды, которая раньше ему никогда не встречалась. Пуаре с особым интересом рассматривал альбом с эскизами и акварельными набросками Чарльза Уорта, которые красноречиво говорили ему о вкусах двора императрицы.

Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре

Особенно Пуаре запомнилось платье с кринолином, вся нижняя часть которого была сделана из телеграфной проволоки, на которой были закреплены ласточки. Хотя Пуаре не пытался приблизить свой собственный стиль к стилю модного дома, он наблюдал за тем, как работал Жан Уорт, черпавший вдохновение в картинах старых мастеров, и работающий с элегантными женщинами, которые были его музами, и во многом брал с него пример, четко осознавая что рядом с Уортом является простым обывателем.

Однако сам Уорт испытывал к работам Пуаре совершенно другие эмоции. Жан не был доволен тем, что в их модном доме появился элемент, который, по его мнению, снижал их высокий уровень. Пуаре олицетворял собой новый дух, который разрушал все прежние мечты. Жан мог легко оскорбить работу Пуаре в присутствие остальных его подчиненных, но, в конечном итоге, эта работа вызывала интерес у клиентов. Братья Уорт вели бурные споры по поводу Пуаре. Гастон больше думал о коммерческих успехах и предвидел, что будущее моды за более простой одеждой Пуаре.

Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре

Хотя далеко не все клиентки модного дому Уортов были довольны нарядами Поля. Русская принцесса Барятинская, увидев пальто-кимоно, которое Пуаре был удостоен чести ей представить, пришла в ужас. Пуаре испытал настоящее унижение и отчаялся когда-либо понравиться русским принцессам.

В 24 года, полный уверенности в себе, Пуаре уходит в самостоятельное плавание. Он надеялся, что Уорты захотят вложиться в его дело, но они вежливо отказали ему, тогда Пуаре занял денег у матери и открыл собственный бутик на улице Обер. Его яркие витрины сразу же привлекли к себе внимание, а пальто-кимоно становится визитной карточкой бренда.

Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Обувь Поля Пуаре
Обувь Поля Пуаре

Пуаре часто обращался к античной и этнической одежде, таким как греческий хитон, японское кимоно, североафриканскому и ближневосточному кафтану. В основе его моделей лежали прямые линии и прямоугольные конструкции.

Источники вдохновения Поля Пуаре

В 1905 году Пуаре женился на подруге детства Дениз, будущей матерью его пятерых детей. Позже Пуаре говорил, что Дениз была чрезвычайно простой, и многие из тех, кто восхищался ей с тех пор, как он женился на ней, не посмотрели бы в ее сторону в том виде, в котором она была до встречи с ним.

Дениз Пуаре сыграла важную роль в работе и творчестве Поля. Она стала художественным руководителем модного дома и музой дизайнера. Дениз нередко называют первой моделью, так как она на себе демонстрировала наряды мужа во время их поездок по Европе. Вскоре Дениз завоевала репутацию законодательницы моды, женщины, вдохновившей женственный силуэт ХХ столетия. Это достижение ее муж, конечно, приписывал себе. Он говорил, что имел взгляд дизайнера и смог заметить в ней скрытые достоинства, которые подчеркнул при помощи своих нарядов.

Пуаре говорил, что его жена - источник вдохновения для всех его творений, выражение его идеалов. По его мнению, она должна была стать одной из королев Парижа.

Поль и Дениз Пуаре
Поль и Дениз Пуаре
Поль, Дениз и их дети
Поль, Дениз и их дети
Дениз Пуаре
Дениз Пуаре

Разработанный Пуаре дизайн с использованием драпировки стал источником современных фасонов. Его одежда ниспадала с плеч, была удобной, простой, но оригинальной. С 1906 по 1911 года он создавал одежду, которая демонстрировала силуэт эпохи возрождения с завышенной талией.

Одним из главных талантов для любого дизайнера является умение угадать желания современной женщины. В 1910-х годах оракулом моды был Поль Пуаре, которого в Америке окрестили "королем моды". В Париже он был известен просто как "Le Magnifique" (великолепный), в честь Сулеймана Великолепного, султана Османской империи. Это было подходящее прозвище для кутюрье, который активно использовал язык ориентализма в своем творчестве, используя мотивы стран Востока.

Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Дениз Пуаре
Дениз Пуаре

Огромное влияние на дизайнера оказали "Русские балеты" Сергея Дягилева, которые с 1908 по 1929 год гремели в Европе. В одежде Пуаре сочетались романтичность и театральность. Экзотические тенденции выражались в ярких цветовых сочетаниях и загадочных силуэтах, такие как его известная туника с абажуром, пальто-кимоно или шаровары.

Дениз Пуаре
Дениз Пуаре
Дениз Пуаре
Дениз Пуаре
Дениз Пуаре с дочерью
Дениз Пуаре с дочерью

Пуаре удалось установить канон современной одежды и разработать концепцию современной модной индустрии. Пуаре не только изменил ход истории костюма, но и направил его в русло современной истории дизайна.

Чтобы понять насколько революционными были идеи Пуаре, достаточно сравнить его наряды с теми, что предлагались другими дизайнерами. Например так выглядело бальное платье Doucet 1898 – 1902 года.

-28

А это наряд от House of Worth 1902 года.

-29

Инновации Пуаре не всегда и не всеми воспринимались в позитивном ключе. Однажды леди Асквит, жена премьер-министра Великобритании, пригласила Пуаре продемонстрировать его одежду на Даунинг-стрит 10. История о полуобнаженных моделях, беснующихся в резиденции премьер-министра вызывала массу разговоров в прессе, и разразившийся скандал едва не вынудил Асквита уйти в отставку.

Наряд от Поля Пуаре
Наряд от Поля Пуаре
Наряд от Поля Пуаре
Наряд от Поля Пуаре
Сумка Поля Пуаре
Сумка Поля Пуаре

Инноватор

Пуаре считают первым кутюрье, отправившим свои коллекции в турне по Европе и Америке. Он посетил Берлин в 1910 году, а в следующем отправился в шестинедельное путешествие (на машине с водителем) в Москву, Санкт-Петербург, Варшаву, Вену, Франкфурт, Берлин и Бухарест, где был арестован в связи с отсутствием надлежащего разрешения. В 1913 году Пуаре посетил Нью-Йорк, чтобы совершить экскурсию по универмагам и прочитать серию лекций. По этому случаю "Нью-Йорк Таймс" опубликовал восторженный заголовок "Пуаре, создатель моды, здесь".

-33
-34
-35

В 1911 году модный дом Пуаре начал заниматься не только одеждой, но и мебелью, декором и косметикой. Это был первый "тотальный стиль жизни". Пуаре был первым кутюрье, который представил свою линию парфюмерии “Parfums de Rosine”. Парфюм, как и линия косметики, были названы в честь старшей дочери Пуаре.

-36
-37
-38
-39

Презентации парфюма модного дома прошла в чрезвычайно яркой манере. 24 июня 1911 года в роскошном доме Пуаре состоялся грандиозный званный вечер, костюмированный бал, на котором собрались сливки парижского общества и мира искусства. Пуаре окрестил мероприятие "Тысяча вторая ночь". Сады были украшены фонарями, палатками и живыми тропическими птицами. Мадам Пуаре играла роль наложницы, она пребывала в золотой клетке, ожидая хозяина, который должен был ее освободить. Шелковые шаровары Дениз был вдохновлены постановкой "Шехерезады" Дягилева и стали основой для нового силуэта абажур, вскоре вошедшего в моду. Сам Пуаре играл роль султана, дарившего каждому гостю флакон новых духов Nuit Persane (Персидская ночь). Гостям, одетым не в стиле праздника, предлагалось выбрать что-нибудь из нарядов Пуаре, либо покинуть мероприятие. Маркетинговая стратегия Пуаре оправдала себя, поскольку событие стало настоящей сенсацией и еще долго обсуждалось в Париже.

-40
-41
-42

В том же 1911 году издатель Люсьен Фогель предложил фотографу Эдварду Стейхену продвигать моду как изобразительное искусство с помощью фотографии. Стейхен сфотографировал платья Пуаре, а затем эти фотографии были опубликованы в апрельском номере журнала Art et Décoration. В настоящее время это считается первой в истории фотосессией в сфере моды.

Наряд от Поля Пуаре
Наряд от Поля Пуаре
Обувь от Поля Пуаре
Обувь от Поля Пуаре
Поль Пуаре был одним из первых дизайнеров, который поднял вопрос лицензирования. Его одежда часто копировалась и он боролся с этим в суде. Со временем Пуаре стал главой Syndicat de Défense de la Grande Couture Française (Синдиката защиты французской моды, организации по защите прав дизайнеров).
Предупреждение против фальшивых ярлыков
Предупреждение против фальшивых ярлыков

Закат эпохи

Время Первой мировой войны стало переломным для Поля Пуаре. Когда началась война, он покинул свой модный дом и ушел служить. В армии он изучил военную униформу и предложил идеи по ее усовершенствованию, что позволило сократить расход ткани и время пошива. Пуаре ненадолго возвращался в Париж с целью разработать осеннюю коллекцию, но отказался от этой идеи из-за страшных событий . Вначале от ушной инфекции умерла его старшая дочь Розин, а позже от испанского гриппа младший сын Гаспар. Поэтому до конца войны его модный дом бездействовал. За это время Пуаре также собирался выпустить парфюм “Sang de France” (Кровь Франции), но он был запрещен властями.

Обувь от Поля Пуаре
Обувь от Поля Пуаре
Наряд от Поля Пуаре
Наряд от Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Вернувшись в Париж после демобилизации в 1919 году, Пуаре знакомится с Эльзой Скиапарелли. Именно Пуаре уговаривал ее открыть свой модный дом, что она и сделает несколько лет спустя.

Пуаре вернулся в новый Париж, которому требовалась новая одежда, и стилистика Пуаре была ему чуждой. Молодые дизайнеры создавали элегантную, более простую одежду, которая затмевала работы Пуаре. Его дизайны были новаторскими, тщательно продуманными и красиво смотрелись издалека, но вблизи они казались несколько неряшливыми и по-театральному грубыми.

Модный дом Пуаре оказался на грани банкротства, поэтому Поль решил продать права на свой бизнес группе спонсоров. Однако посетители описали его дом как "богатый и безвкусный". Его стремление к необычности сделало его наряды неподходящими для повседневной жизни. Он предлагал кондитерские изделия в то время, когда мир нуждался в хлебе.

Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре

В 1928 году произошло еще одно неприятное событие. Поль и Дениз решили развестись. Он обвинил ее в том, что она оскорбляла его, а она ответила на это встречным обвинением в жестокости. Хотя Дениз все так же продолжала высоко ценить работу своего бывшего мужа. Она сохранила свой впечатляющий гардероб и передала его своим детям и внукам.

Пуаре вышел из моды, оказался в долгах, деловые партнеры отказывали ему в поддержке, и в 1929 году (по некоторым данным в 1927), Поль Пуаре закрыл свой модный дом в Париже. Остатки его одежды килограммами продавались словно обычное тряпье.

Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
Наряд Поля Пуаре
-54

В 1931 году, желая поправить свое финансовое положение, Пуаре выпустил автобиографию "Король моды", описывающую историю его успеха.

Одно время в Синдикате высокой моды даже обсуждался вопрос о выделении ему ежемесячного пособия, но эта идея была отвергнута Уортами. В то время Жан Уорт занимал пост президента Синдиката, который был основан его отцом Чарльзом Уортом. Только помощь его подруги Эльзы Скиапарелли спасала его имя от полного забвения, и именно Скиапарелли была человеком, оплатившим похороны Пуаре.

Поль Пуаре
Поль Пуаре

Возрождение бренда

Бренд "Paul Poiret" вызывал интерес у многих компаний и долгое время за него велась борьба. В начале прошлого десятилетия права на него выкупила компания, которая специализируется на возрождение забытых брендов Luvanis, которая занялась поиском покупателя. В конечном итоге им был выбран южнокорейский Shinsegae International, который также является дистрибьютером таких брендов как Givenchy и Céline, Права на бренд были проданы в 2015 году. В 2018 был официально подтвержден перезапуск бренда, главой дома была назначена Энн Шапель, а должность креативного директора заняла французский дизайнер Ицин Инь. Однако уже в декабре 2018 года было объявлено об уходе Ицин Инь с поста, а бренд переключился на косметику и средства по уходу за кожей.