Найти тему
Журнал «Баку»

Приключения Орудж-бека: путевые заметки по Европе начала XVII века

В 1604 году в Испании была издана «Книга Орудж-бека Баята – Дон Жуана Персидского». Орудж-бек – азербайджанец из кызылбашского племени баят – прибыл в Испанию в составе персидского посольства и остался там навсегда. В своей книге, которая посвящена испанскому монарху, он описал нравы и обычаи его новой родины и пережитые по дороге из Персии в Испанию приключения.

В самом конце XVI века персидский шах Аббас I решил договориться с испанским королем о союзе в борьбе против турок. Для этого в Испанию было направлено посольство. По дороге оно должно было посетить Англию, Шотландию, Францию, Речь Посполиту, Священную Римскую империю, могучую Венецианскую республику и великую Российскую империю с целью обрести единомышленников в этой борьбе. Ехали долго, но еще больше отдыхали: то пять месяцев у одного короля погостят, то два у другого... В Испании посольство оказалось только через два года. До Англии, Шотландии и Речи Посполитой так и не добрались, Францию проскочили, даже не заехав поздороваться в Париж с Генрихом IV, но впечатлений у послов было предостаточно. Те монархи, которых миссия смогла посетить, обещали шаху Аббасу дружбу и военный союз.

Посольство было небольшим: посол, четыре секретаря (среди них Орудж-бек) и 15 слуг. Сопровождали посольство два монаха, францисканский и доминиканский, и английский искатель приключений сэр Шерли. Орудж-беку в тот момент было около 30 лет. Участник многочисленных сражений, красивый, блестяще образованный, он был близок ко двору шаха Аббаса и идеально подходил для исполнения должности посольского секретаря. Путевые заметки Орудж-бек начал писать сразу, еще в Персии, чтобы по возвращении издать их и преподнести шаху. В Персию он не вернулся, но записки издал. На титульном листе книги Дон Жуана, как стали называть Орудж-бека на его новой родине, было выведено посвящение новому господину – испанскому королю.

Итак, 9 июля 1599 года из прекрасного Исфахана по направлению к Каспийскому морю вышел караван, тяжело груженный подарками для европейских властителей. Караван проследовал через Кашан, Кум, Саве, Казвин и Гилян и достиг Каспийского моря, где путешественники простились с провожатыми и сели на корабль…

*Шах Аббас I из династии Сефевидов взошел на престол в 1587 году и оставался у власти до 1629 года. Он был самым энергичным и успешным правителем Персии. Расширял территории, строил дороги и мосты, украшал города, торговал с Индией и многими странами Европы. Перенес столицу в Исфахан и сделал его прекраснейшим городом своего государства. Войны с турками не прекращались на протяжении почти всего его царствования.

-2

РОССИЯ

Начало путешествия было неблагоприятным. Каспийское море бушевало, слуги роптали, жалуясь на непогоду и опасаясь гнева небес, монахи ссорились с англичанином. Путников долго носило по морю, и лишь два месяца спустя изрядно потрепанный корабль вошел в устье Волги. Первым русским городом на пути оказалась Астрахань, потом были Царицын, Самара и Казань, не так давно покоренная Иваном Грозным, но уже приобретшая черты русского города (с обязательными, по описанию Орудж-бека, кремлем, церквями с куполами, красивыми женщинами в ужасной одежде и шубах до пят), Чебоксары… На берегах реки резвились куницы и медведи, тигры и львы – Орудж-бек явно фантазировал, чтобы поразить русскими диковинками испанского читателя… У Чебоксар река замерзла, и дальше пришлось ехать на санях, «похожих на небольшие носилки или маленькую карету», установленную на полозья. Сани оказались надежнее морских средств передвижения и быстро домчали путников от Нижнего Новгорода до Мурома, от Мурома до Владимира, а оттуда – до самой Москвы.

Москва оказалась городом многонаселенным и шумным. Встречать посольство вышли все «московиты» – «народ, падкий на церемонии». Орудж-бек писал: «…Когда ко двору князя прибывает какой-либо принц или иностранный посол, общественным указом объявляется праздник, и в этот день никто не работает… каждый должен там появиться, одетый в самые лучшие и красивейшие одежды, чтобы пойти на место встречи у входа в город». В палатах «великого князя» Бориса Годунова посольство встретили «пять сотен вельмож двора, одетых в парчовые одежды, отороченные мехом куницы, в головных уборах, усыпанных драгоценными камнями, и у всех одежды были расшиты невероятными драгоценностями», а сам князь «сидел на троне, на ступенчатом возвышении. Это сиденье было сделано из массивного золота, инкрустированного драгоценными камнями».

Русское гостеприимство задержало путешественников в Москве на пять месяцев, после чего они отправились дальше, снабженные деньгами, провиантом и пожалованными им высочайшим повелением боярскими «мантиями». Через Переславль, Ярославль, Рыбинск и Холмогоры послы достигли Архангельска – огромного порта, где стояли корабли всех европейских стран. Здесь они вновь вышли в море. «Мы пустились в плавание и в течение сорока дней не видели ночи – солнце всегда стояло высоко», – писал Орудж-бек. Плавание обошлось почти без приключений, если не считать встречи с пиратами, которые по неизвестным причинам не попытались захватить ценный посольский груз.

*Россия уже в те времена была самым большим государством Европы, хотя семь миллионов ее жителей были расселены по стране крайне неравномерно. 100 тысяч проживало в Москве, население других городов было значительно меньше – от трех до восьми тысяч. До Москвы посольство следовало по торговому пути, связывавшему Россию с южными странами. Из Москвы в Архангельск добиралось дорогой европейских купцов. Архангельск, отстроенный лишь 15 лет назад, уже был важнейшим международным портом.

В Москве путники оказались в конце 1599 года. Принимал их Борис Годунов. Попади они сюда несколькими годами позже, застали бы разруху и самозванца Лжедмитрия. Москва времен Бориса Годунова – строящийся город. Здесь возводят первый водопровод, по которому вода из Москвы-реки поступает на конюшенный двор, каменный мост через Неглинку, обновляют стены Китай-города, пристраивают последний ярус к колокольне Ивана Великого в Кремле, прозванной «Годунов столб». А вот кремлевским стенам, описанным Орудж-беком, было уже более 100 лет – кстати, это именно те стены, которые мы видим сейчас.

-3

ПО ЕВРОПЕ

Через 40 дней плавания по Северному морю корабль с персидским посольством вошел в устье Эльбы. Пересев на два судна, путешественники двинулись вверх по реке. Орудж-бек старательно описывает европейские «диковинки»: крыши из свинца, которые «днем, когда светит солнце… блестят и выглядят, как покрытые серебром», головные уборы женщин, похожие «на круглый щит, который выступает как раз над головой, и можно сказать, что он прикрывает лицо от непрерывных дождей и снега этого климата», чистоту улиц, обед, целиком приготовленный из сахара, которым послов угощали в Касселе...

Императорский двор находился в Праге. Сюда, пересев с кораблей в кареты, и направилось посольство. Император Рудольф II принял послов милостиво, поселил их во дворце и обещал «тщательно ознакомиться с тем, о чем просит его царь Персии» и «исполнить то, что позволят обстоятельства». «В следующие дни мы часто выезжали в экипажах посмотреть город… – писал Орудж-бек. – Затем его величество приказал показать нам свой арсенал, зал драгоценностей, императорский гардероб и конюшни: в каждом из них мы увидели множество замечательных вещей. Затем нам показали клетки с необычными животными, особенно нас поразили четыре льва и четыре тигра таких огромных размеров, каких мы и вообразить не могли». Три месяца послы отдыхали в императорском дворце, пока весной 1601 года император не дал разрешение продолжить путешествие.

Из Праги послы поехали в Италию. Венецианцы отказались их принять («…именно сейчас они обсуждают с турецким послом важные государственные дела»). Пожалуй, это было единственной неудачей персидского посольства. Посланникам шаха Аббаса пришлось ограничиться визитом к великому герцогу Тосканскому и поездкой в Рим. При выезде из Рима обнаружилось, что сэр Шерли исчез, а вместе с ним и все персидские подарки…

*Войдя в устье Эльбы, посольство оказалось в Священной Римской империи. В конце XVI века это был союз более или менее независимых государств, объединявший как собственно немецкие земли (Тюрингия, Саксония, Вюртемберг, Франкония, Рейнская область, Бавария, Швабия и др.), так и обширные территории в Центральной Европе (Австрия, Венгрия, Чехия, Моравия, Лотарингия, Эльзас и др.). Император выбирался коллегией курфюрстов. Рудольф II из династии австрийских Габсбургов (к той же династии принадлежал и король Испании Филипп III), принимавший персидское посольство, жил в Праге. Здесь он основал первую кунсткамеру – огромную коллекцию книг, рукописей, картин, драгоценных камней и минералов, которую, судя по всему, осмотрели послы. В это время Священная Римская империя переживала относительно спокойный период: сражения католиков и протестантов уже отгремели, в стране воцарился долгожданный мир, построенный по принципу «чья страна, того и вера».

Италия времен Орудж-бека состояла из множества крупных и мелких государств. Самыми влиятельными были Венецианская республика, Папское государство и Великое герцогство Тосканское. Венеция была богатым торговым городом с могучим флотом, который делал ее одним из самых сильных противников турок. С последними Венеция вела постоянные войны, но посольству не повезло – как раз в момент его приезда в Италию между противниками воцарился мир.

Главой Папского государства был Папа Римский. Центр государства – город Рим – незадолго до прибытия персов украсился прекрасными постройками Микеланджело. Послам довелось познакомиться с Папой Клементом VIII – тем самым, с одобрения которого за год до приезда посольства в Риме сожгли Джордано Бруно. Флоренцией правил великий герцог Тосканский Фердинанд I, сын знаменитого Козимо Медичи. Герцоги-банкиры – так называли эту семью. Благодаря огромным капиталам и деловой хватке Медичи сделали Флоренцию процветающим городом, а Ливорно, строительство которого наблюдал Орудж-бек, – одним из центров итальянской торговли.

-4

КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ

После пересечения «трудных и опасных теснин Пиренеев» посольство наконец оказалось в Испании. Встреченные каталонскими дворянами неподалеку от Барселоны, Орудж-бек и его товарищи вошли в город и, отдохнув десять дней, двинулись в Сарагосу, а оттуда в Вальядолид.

Вид персов вызывал всеобщее удивление; по словам Орудж-бека, вслед за ним «по улицам шла целая толпа». Отправленный вперед, чтобы организовать торжественный въезд посольства в город, Орудж-бек был встречен герцогом Лерма, могущественным первым министром, «на плечах которого лежала вся тяжесть управления королевством». Через неделю после этого посольство получило аудиенцию у испанского короля Филиппа III. Обряд передачи письма был необычайно торжественным. «Посол выступил вперед с Посланием, которое по персидскому обычаю было написано золотыми и цветными чернилами на листе бумаги более ярда длиной и шириной в три пальца… – писал Орудж-бек. – Это послание, вложенное в мешочек из золотистого сукна, посол нес в тюрбане, почти на голове, откуда теперь достал его, сначала поцеловал, приложил к глазам, а затем вручил его королю».

Время при дворе Филиппа III летело незаметно: товарищи Орудж-бека посещали корриду, веселились на карнавале и даже танцевали на балах. Через два проведенных таким образом месяца король дал посольству денег на обратную дорогу и ответ на письмо шаха Аббаса. В Персию решили добираться морем из Лиссабона. В Лиссабон двигались медленно, осматривая все достопримечательности: храмы Сеговии; знаменитый Алькасар – дворец испанских королей, построенный на круто обрывающейся скале, что делало крепость неприступной; акведук, сохранившийся со времен древних римлян и продолжавший использоваться по назначению; монетный двор, машины которого приводились в движение водяной мельницей; Эскориал – дворец-монастырь, построенный отцом Филиппа III – Филиппом II… Убийство одного из членов посольства заставило Орудж-бека вернуться назад в Вальядолид, чтобы добиться розыска и наказания убийцы. Но, оказавшись вновь при дворе, Орудж-бек решил навсегда остаться в Испании.

Здесь заканчивается путь Орудж-бека и начинается история Дон Жуана Персидского – такое имя было дано ему крестной матерью, королевой Испании Маргаритой Австрийской. Обласканный королевской четой, Дон Жуан стал одним из придворных, получив от короля деньги и пожизненную пенсию. Книга о путешествии персидского посольства вышла в свет в 1604 году и была посвящена Его Католическому Величеству. О дальнейшей жизни Орудж-бека практически ничего неизвестно.

*В конце XVI века Испания была одной из самых могущественных стран Европы. Ее огромные владения были разбросаны по нескольким континентам: ей принадлежали бескрайние земли Нового Света, африканские Тунис и Оран и находящиеся в далекой Азии Филиппины, Милан, Неаполитанское королевство, Сицилия и Сардиния. Филипп II, отец описанного Орудж-беком Филиппа III, объединил под своей властью весь Пиренейский полуостров, присоединив к Испании Португалию. В 1571 году испано-венецианская эскадра разгромила турецкий флот в битве при Лепанто, тем самым остановив турецкий натиск на Европу, – надежды шаха Аббаса I на Испанию как на сильного союзника имели под собой реальную почву.

Испания была страной богатой благодаря колониальному золоту, воинственной (из-за недавно закончившихся войн с маврами) и ученой (в начале XVI века в стране существовало 32 университета, включая старейший – в Саламанке). В крупнейших городах Испании проживало до 100 тысяч жителей – огромная по тем временам цифра. Множество типографий издавало, кроме религиозной литературы, сочинения античных классиков, итальянских гуманистов, романы испанских и португальских авторов. Современниками Дон Жуана были автор «Дон Кихота» Мигель де Сервантес Сааведра, художник Эль Греко и Лопе де Вега, придумавший комедию «плаща и шпаги». Единственное, с чем Испании не повезло, так это с королем, которого Дон Жуан восхвалял в своей книге. Современники считали его человеком слабым и нерешительным. Если верить анекдоту того времени, он умер, обгорев у камина, так как придворные не смогли вовремя отыскать единственного гранда, который имел право двигать кресло короля.

Читайте еще:

По следам Дюма: путешествие знаменитого писателя по Азербайджану

За тридевять земель: Музей Востока повторяет путешествие Афанасия Никитина

Текст: Диляра Мурадова

Иллюстрации: Игорь Меглицкий и Галина Чекмарева

https://baku-media.ru