Найти тему

Краткий обзор компании Яндекс (YNDX)

Яндекс — нидерландская высокотехнологичная интернет компания, которая основную детальность ведет в России.

Основные направления деятельности.

Поисковый портал Яндекс Поиск после начала СВО занял доминирующую позицию в России. 62,6% — доля на российском поисковом рынке в конце третьего квартала 2023 года. Это самый крупный сервис Яндекса и основа рекламного бизнеса компании.

Яндекс Директ - единая платформа размещения контекстной и медийной рекламы на Яндексе и на сайтах-партнерах его Рекламной сети. Доля Яндекса в сегменте онлайн-рекламы выросла до 70% в 2022 году.

Райдтех - сервис заказа такси, каршеринг (Яндекс Драйв), самокатов. Сервис «Яндекс.Такси» признан ФАС доминирующим на рынке служб для заказа легкового автотранспорта на территории РФ. В 2021 году Яндекс занимал 66% этого рынка. С этого времени мониторинг не проводился, но уверен, что доля рынка «Яндекс.Такси» только росла.

Яндекс Доставка Логистические решения для физических и юридических лиц на базе технологий Яндекса.

Яндекс Маркет сервис для онлайн-покупок с собственным фулфилментом, логистикой и сетью пунктов выдачи заказов, десятками тысяч партнеров и десятками миллионов товаров в разных категориях. Маркетплейс Яндекс имеет долю рынка 8% и занимает третье место после Озон (25%).

Сервисы по доставке готовой еды и продуктов: Яндекс Маркет, Яндекс Лавка, Яндекс Еда, Маркет Деливери. Один из ведущих игроков на рынке доставки готовой еды и продуктов в России.

Мультисервисная подписка Яндекс Плюс, которая включает стриминговый аудиосервис Яндекс Музыка, онлайн-кинотеатр Кинопоиск, сервис электронных и аудиокниг Букмейт.

Алиса - ведущий умный голосовой помощник в России.

Yandex Cloud - публичная облачная платформа, которая предоставляет B2B-клиентам и частным разработчикам не только масштабируемую инфраструктуру и сервисы хранения, но и инструменты для разработки новых цифровых сервисов и приложений, технологии для полного цикла работы с данными и решения задач с помощью машинного обучения и искусственного интеллекта.

Сайты объявлений Авто.ру, Яндекс Недвижимость, Яндекс Аренда, Яндекс Путешествия.

По всем направлениям Яндекс занимает либо лидирующее положение на рынке РФ, либо является крупным участником. При этом бизнес Яндекса быстро растет, что подтверждается показателями в финансовых отчетах.

Показатели по МСФО
Показатели по МСФО

Выручка группы компаний выросла с 2018 по 2022 год в 4 раза. Выручка за 2023 будем около 700 млрд. а значит рост с 2018 года уже в 5 раз. Соответственно среднегодовой прирост выручи примерно 80%, это очень хороший рост. Но при этом аномально низкий показатель рентабельности. Компания только получит прибыль на уровне 2018 года, что при пятикратном росте выручки крайне мало.

Как указано выше, компания уже занимает доминирующее положение во многих направлениях своей деятельности, а значит потенциал роста в значительной мере исчерпан.

Все годы роста компании пропорционально выручке росли операционные расходы, съедая всю прибыль.

Если бы прибыль съедали расходы на основные средства (склады, транспорт, сервера и т.д.), то можно было бы подождать, пока компания приобретет все, что нужно для деятельности и начнет получать хорошую прибыль, но CAPEX очень низкий. Исходя из этих цифр, даже если компания вырастет еще в несколько раз, то также вырастут и операционные расходы, а значит потенциальная прибыль будет ограничена 20-30 млрд. рублей. Прибыль 30 млрд. рублей оптимистичный, но реальный прогноз.

Всего акций компании 361 482 282 (325 783 607 класса A + 35 698 674 Класса B). В случае достижения прибыли 30 млрд. рублей прибыль на акцию составит всего 82 рубля. Если взять для сравнения государственные компании, которые платят 50% от прибыли по МСФО, то дивидендная доходность составила бы 41 рубль на акцию. Текущая цена акций чуть выше 2 800 рублей, и сколько они будут стоить когда акционеры увидят такую дивидендную доходность?

При этом Яндекс не платит дивиденды, еще не достиг прибыли в 30 млрд. рублей и не известно когда достигнет. Как я не старался, но не нашел ни одного основания для покупки акций этой компании с инвестиционными целями.

Яндексу предстоит редомициляцию в Россию и раздел активов с головной нидерландская компанией Yandex N.V., это событие вызовет высокую волатильность в акциях, на которой можно спекулятивно заработать, других идей по этой компании нет.