Напоминаем, что уже несколько лет в России действует мораторий на плановые проверки Роспотребнадзора. Данная мера была введена для поддержки малого и среднего бизнеса - чтобы бизнес мог развиваться и расти. Но есть и обратная сторона этой медали - многие предприниматели, особенно новички в ресторанном бизнесе и ритейле, "забивают" на все санитарные нормы и правила, и это приводит к массовым отправлениям (недавнее закрытие службы доставки в Челябинске)
Внеплановые проверки (например по жалобам) никто не отменял! Многие предприниматели думают, что если объявлен мораторий, то проверка РПН к ним не придет. Это не так. Внеплановая проверка приходит и сотрудники Роспотреба и прокуратуры отрабатывают жалобы граждан очень быстро - 1-2 дня.
Еще: Мораторий на проверки не действует на предприятия 1 и 2 категории риска. Существует 6 категорий риска:
- чрезвычайно высокий риск;
- высокий риск;
- значительный риск;
- средний риск;
- умеренный риск;
- низкий риск
Предприятия общепита чаще всего попадают под категорию "значительный риск" - 3 категория. Но есть случаи, когда общепиту присваивали категории 1 и 2
Как РПН присваивает категорию риска? В этой статье все подробно написано.
Поэтому, важно периодически мониторить план проверок ЮЛ и ИП. В этой статье ссылки на актуальные планы проверок.
Внеплановые проверки бывают нескольких видов:
- По жалобе - гость, например, отравился и вызвал скорую. Скорая госпитализировала больного и опросила, что и где он ел. После этого больница предоставляет в РПН данные о факте отравления и РПН вместе с прокуратурой выезжают с проверкой на места потенциальной опасности массового отравления. Не факт, что гость отравился именно у вас в заведении. Роспотребнадзор обязан провести внеплановую проверку и сделать заключение.
- По приказам или распоряжениям местной администрации - например, после факта массового отравления, администрация города, края выпускает приказ на внеплановую проверку всех заведений общепита в городе. И Роспотребнадзор проводит рейд внеплановых проверок. Ваше заведение может быть идеальным с точки зрения СанПиНов, но под проверку оно все равно попадет. В таких случаях РПН может даже не предупреждать заведение о предстоящей проверке!
- Дистанционный запрос документов - РПН может прислать запрос на предоставление документов, на основании которого будет принято решение о выездной проверке заведения (то есть Вы предоставляете запрашиваемые РПН документы и, после ознакомления с ними, РПН принимает решение проверять ваше заведение или нет). Обычно запрашивают следующие документы:
- ППК (программа производственного контроля);
- Акты и протоколы исследований по ППК;
- Программа ХАССП;
- Договоры с обслуживающими организациями;
- Журналы;
- Меню с ТТК (редко, но могут);
- ЛМК (личные медицинские книжки) сотрудников;
- Сертификаты на закупаемую продукцию.
К нам постоянно обращаются предприниматели, у которых уже была внеплановая проверка или будет "завтра", с просьбой разработать ППК, ХАССП, и провести санитарный аудит - коллеги, не тяните до последнего.... Сделайте все необходимые документы сразу - это поможет не только "пройти проверку", но и сделает Ваше заведение более безопасным, с точки зрения санитарии, для гостей!!!