Найти тему

Каким должен быть учитель: строгость или свобода?

Знаете, проводя уже который год уроки и встречая разных учителей, вспоминая своих школьных преподавателей, я наблюдаю, что как бы по-разному учитель не преподавал, как бы себя не преподносил, у него находятся те ученики, которые с удовольствием у него занимаются, так же как и те, кому что-то не нравится. Сегодня хотелось бы поговорить об учителях и выборе модели поведения.

Сразу поясню: я прекрасно понимаю, что к каждому человеку от другого человека может быть как позитивное, так и негативное отношение. Оно может быть объективным, может быть субъективным. И есть люди, которым нравятся строгие учителя, а есть те, кому они не нравятся. Так и в отношении любого поведения любого учителя. Суть не в этом.

Моим принципом в преподавании (может это связано и с предметами, ведь история и обществознание очень дискуссионные дисциплины) является создание позитивной атмосферы и формирование ответственного отношения к учёбе и себе одновременно. На мой взгляд, дискуссия, обсуждение, формирование ответственного мышления, формирование своего мнения - основа, фундамент, на котором строится общество и формируется личность.

Круглый стол с 11 классом #1
Круглый стол с 11 классом #1

Конечно, это имеет свои издержки - больше лени, больше "я не сделал, можно принесу потом", больше "можно ли как-то исправить" спустя месяц, больше пофигизма в каких-то вещах. Могут быть не самые приятные ситуации, когда люди пользуются хорошим отношением, но это, в принципе, можно легко прекратить.

Но есть и другие примеры - "авторитарные" учителя. Беру в кавычки, потому что строгость и авторитаризм часто приравнивают друг к другу. Я говорю именно об отсутствии компромиссов, о жёстких рамках, в которых существует чёткая дисциплина и исполнительность. И это либо нравится, либо не принимается никак и ни в каком виде.

У меня и в педагогической среде встречались такие примеры, и когда я сам учился в школе. Суть заключается в том, на мой взгляд, что стиль преподавания, тишина на уроке и сама модель поведения зависит от личности. И обычно человек, который всегда открыт к дискуссии, не может быть строгим и бескомпромиссным. Так же как строгий человек не будет допускать больших вольностей и лишних разговоров, частого выражения своего мнения. Такое может быть только в случае, если человек осознанно согласен на эту дискуссию. Либо формирует свой урок и отношение изначально так, чтобы все воспринимали строгость как норму, тогда можно достаточно легко выходить на дискуссию. Хотя, опять же, это в общем, а индивидуально бывают разные варианты.

Самое интересное, что одним из моих любимых учителей была как раз учительница максимально строгая. Но её отношение к людям, к возможности высказываться, умение быть нестандартной, я запомнил навсегда. Она могла пошутить, при этом быть строгой до такой степени, что было стыдно чего-то не знать или не сделать.

Почему она так могла? И почему так могут не все? Ответ на этот вопрос я не нашёл. Может дело в особых умениях (педагогических), может дело в характере, может та самая харизма, из-за которой ты приходишь к учителю и понимаешь, что именно у него лучше молча всё выполнять и не спорить.

У меня на уроках часто очень шумно, но мне это не особо мешает. Наверное, если бы я был другим человеком, то особенно 5-6 классы я бы старался жёстко ограничивать, чтобы потом постепенно отпускать. Но я смотрю на них на всех и вижу, что каждый может дать результат, каждый формируется как личность. И, честно говоря, мне кажется, что я последний человек, который должен решать, кого и как ограничивать. Поэтому через озвучивание норм, постоянное выслушивание, объяснение и разъяснение, мы приходим в итоге к улучшению поведения, и при этом живым, говорящим, интересующимся классам. По крайней мере, у меня, в основном, получается так.

Как учитель, я могу влиять на формирование личности, приобщать к ответственности, давать шанс исправиться, заинтересовать предметом, может быть своим отношением. Но все люди твой предмет никогда знать не будут, как бы кто не заставлял учить и каким бы важным не был предмет. Поэтому главное, что я могу сделать - сделать так, чтобы выходя из школы, человек был ответственным, грамотным, умеющим защищать своё мнение. А если в общем - был ответственным гражданином. И на данный момент, мне кажется, мой выбор работает. Но при этом говорить о том, что строгость - это плохо, я тоже не могу. Каждый выбирает по-своему, каждый имеет право на свой выбор - этим и прекрасно общество, в этом и плюс для общества и каждого человека - его выбор.

Круглый стол с 11 классом #2
Круглый стол с 11 классом #2

А каких учителей чаще вспоминаете Вы? Учителя должны быть очень строгими или давать обучающимся свободу и формировать ответственность и самостоятельность?