Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Российский "Доброфлот" - корабли, перелетавшие с гражданского на военный флот и обратно, как в пинг-понге

Он и создавался-то с такой целью - сегодня это торгово-пассажирский пароход частной компании, а завтра достал из трюмов заранее уложенные там орудия, установил силами команды на готовые уже площадки, и вот вам крейсер-рейдер во всей красе. Надобность исчезла - и это снова благопристойный перевозчик грузов и пассажиров. Изюминкой было то, что изначально создавался он исключительно на добровольные частные пожертвования, хотя позже тесно был связан с государством.

Не всем его судам пришлось выступить в роли, для которой предназначались, но некоторым - таки да :) Давайте познакомимся с судьбой "Петербурга" - второго:

Построен по заказу Добровольного флота в Британии и 06.06.1894 г. прибыл в Кронштадт. Оттуда отправился в первый рейс на Дальний Восток, вернулся оттуда в Одессу и стал на постоянную линию Одесса-Владивосток. Вот он где-то в тех экзотических для того времени местах:

-2

В апреле — июне 1895 г. в связи с японско-китайской войной временно находился в распоряжении начальника Соединенных эскадр в Тихом океане и использовался в качестве транспорта. В ноябре 1897 г. участвовал в спасении парохода «Кострома», севшего на риф в Красном море. В апреле 1898 г. находился в распоряжении Военного министерства для доставки в Порт-Артур военных грузов и личного состава сухопутных войск.

После этого до 1903 года вновь использовался Доброфлотом на дальневосточной линии. Один из салонов парохода:

-3

В связи с началом русско-японской войны в Севастополе погрузил в трюмы артиллерию, получил остальное снабжение и 20.06.1904 г. вышел из Севастополя, имея фиктивные документы на груз угля, провизии и артиллерии для Владивостока. Миновав под флагом Добровольного флота турецкие проливы и Суэцкий канал, в Красном море установил на штатные места 7 — 120-мм и 18 — 37-мм орудий и поднял военно-морской флаг. После этого приступил к поиску и досмотру нейтральных судов на предмет обнаружения недозволенного груза. 30.06.1904 г. у острова Малый Ханиш задержал и арестовал английский пароход «Malacca» (4045 брт) с военной контрабандой, адресованной в Японию. Всего же остановил и досмотрел 10 пароходов разных стран.

-4

Обратите внимание на флаг на его корме.

Совместно с рейдером "Смоленск" было досмотрено 19 судов, четверо из них арестовано.

-5

"Малакку" наша призовая команда сумела довести только до Алжира. Британия раздула политический скандал, угрожала разрывом дипломатических отношений, в Красное море направились три боевых корабля: английские броненосец и крейсер в сопровождении египетского крейсера. Вскоре туда же для обеспечения свободного прохода английских торговых судов послали еще один английский крейсер в сопровождении двух миноносцев.

России пришлось прогнуться, арестованных освободили, наши рейдеры из Красного моря отозвали. Вот ещё один наглядный пример того, как флот является "длинной рукой" государства. А тем, у кого такие ручонки слабоваты, приходится уступать даже тогда, когда право на их стороне.

12.10.1904 г. "Петербург" официально был зачислен в список судов флота в качестве крейсера II ранга с присвоением наименования «Днепр». С эскадрой Рожественского дошёл до Жёлтого моря, где отделился для действия против судоходства противника в южной части Желтого моря. 22.05.1905 г. в 100 милях от Гонконга потопил английский пароход «Sent Kilda» (3269 брт), следовавший из Гонконга в Японию с грузом риса. 30.07.1905 г. исключен из списка судов Морского ведомства и 05.11.1905 г. возвращен Добровольному флоту с восстановлением наименования «Петербург». После этого выполнил одиночный рейс во Владивосток для переброски войск в европейскую часть страны.

11.10.1906 г. первый раз вышел из Либавы по эмигрантскому маршруту в Нью-Йорк. Затем совершил несколько рейсов через Атлантику, а осенью 1908 г. последний раз ходил на Дальний Восток. Больше он так далеко не забирался. 15.11.1920 г. ушел с 8500 беженцами при эвакуации Крыма из Феодосии в Стамбул. В 1921 г. прибыл в Бизерту, где был интернирован французскими властями. В апреле 1922 г. продан на слом в Марселе итальянской фирме за 365 000 франков и затем разобран на металлолом в Генуе.

А вообще, первые контракты компания заключила с Министерством внутренних дел на доставку на Сахалин ссыльных и каторжников и с Военным министерством на перевозку во Владивосток солдат и военных грузов. Несмотря на довольно большой объем заказов, деятельность Добровольного флота оставалась убыточной.

Чтобы поддержать его существование, правительство стало выделять субсидии около 600 000 рублей в год. Государственная поддержка позволила обществу увеличить свой флот. К тому времени стали появляться торговые суда со скоростью до 20 узлов. Как бы с ними боролись старички Доброфлота, не выжимавшие более 13-ти? И в 1890 году у нас появился "Орёл", способный развить 19 узлов и нести три120-мм, двенадцать 75-мм и шесть 47-мм орудий.

На следующий год появился практически аналогичный "Саратов" (имена первоначально давались по названиям столиц губерний, собравших наибольшее количество пожертвований).

Однако пожертвования пожертвованиями, но В 1892 году правление Добровольного флота обратилось к правительству с ходатайством о продлении ему субсидии еще на десять лет. Государственный Совет счел возможным его удовлетворить, но выдвинул несколько условий: построить в этот срок четыре парохода-крейсера и два грузовых судна.

Кстати, интересный момент: Добровольный флот, пытаясь способствовать развитию отечественной судостроительной промышленности, хотел построить «Херсон» в России, однако цена, заявленная Балтийским заводом, единственным заинтересовавшимся этим заказом предприятием, оказалась в два раза выше английской. Поэтому все пароходы-крейсеры построила фирма «Хозон, Лесли и К°», за исключением «Москвы», которую заказали фирме «Клайдбэнк инжиниринг энд шипбилдинг К°».

Однако жить на одни субсидии было невозможно и были заказаны 6 судов с экономичными машинами, скоростью 12 узлов, но зато отбивавшие затраты на них и приносившие стабильный доход. К тому же стали избавляться от судов, так сказать, "первых наборов", которые уже устарели: "Петербург" -1, "Россия", "Москва" - 2. Все они вошли в состав Черноморского флота как учебные суда «Березань», «Днестр» и «Прут».

Таким образом, к началу XX века положение Добровольного флота как судоходной компании значительно упрочилось. Более того, именно пароходам общества принадлежит приоритет в установлении прямых морских перевозок русских товаров на Восток, а с Востока – японских и китайских, в частности чая, доставляемого до этого в Россию на иностранных судах через Лондон. Годовой грузооборот общества к тому времени достиг 176 тыс. т. Возрос также поток пассажиров на восточной линии, однако из-за открытия транссибирской железной дороги он резко сократился. Кстати, Добровольный флот сыграл важную роль в строительстве дороги: в период с 1895 по 1902 год его суда перевезли на Дальний Восток свыше 192 тыс. т разных материалов.

Количество судов в компании продолжало расти, как и число обслуживаемых линий - в основном в морях Дальнего Востока. Замахнулись было на трансатлантические рейсы в Америку, но пришлось уступить давно обосновавшимся здесь европейским конкурентам.

Наконец-то зашевелилась и наша промышленность - для охотско-камчатской линии и линии Татарского пролива общество 10 августа 1911 года заказало Невскому заводу шесть товаро-пассажирских пароходов водоизмещением 3750 тонн и скоростью 10,5 узлов. Эти суда стали крупнейшей серией коммерческих судов, построенных отечественной промышленностью до революции. Сдача пароходов, получивших названия «Тверь» (2694 брт), «Симферополь» (2696 брт), «Тобольск» (2693 брт), «Томск» (2693 брт), «Эривань» (2693 брт) и «Астрахань» (2693 брт), состоялась в феврале – октябре 1913 года.

Первая мировая война для Добровольного флота началась неудачно: через три дня после вступления в нее России немецкий крейсер «Эмден» захватил в Корейском проливе «Рязань», шедшую с пассажирами из Нагасаки во Владивосток. Вооруженную восемью 105-мм орудиями, немцы затем использовали ее как вспомогательный крейсер «Корморан». 25 июля 1914 года во время стоянки в Коломбо по неизвестной причине загорелась «Пермь», следовавшая во Владивосток с грузом боеприпасов. Для предотвращения взрыва пароход пришлось затопить.

Наши тоже не терялись и 16 августа 1914 года Добровольному флоту передали для усиления восточной линии интернированные в русских водах Дальнего Востока немецкие пароходы «Дортмунд», «Сабине Рикмерс» и «Специя». Это приобретение обошлось обществу в 323 тыс. рублей.

Чтобы удовлетворить потребности в доставке в Россию стратегических и военных грузов из портов союзных стран, руководство Добровольного флота приняло программу увеличения судового состава на семь единиц. Все последующие приобретения общества в годы войны сделаны при содействии Морского и Военного министерств. Так, в марте 1916 года Морское ведомство реквизировало пароходство графа Г. Кейзерлинга и передало его суда Добровольному флоту.

В ходе военных действий общество потеряло еще шесть пароходов: «Киев» и «Полтава» разбились на камнях, «Тургай», «Тобол» и «Нонни» потопили немецкие подводные лодки, а «Сучан», выполнявший рейс из Нью-Йорка в Архангельск, захватила подлодка U-48. Большинство остальных судов по согласованию с правительством сдавались во временное пользование (чартер) союзникам для усиления их транспортных средств. К примеру, в конце 1917 года Английское адмиралтейство зафрахтовало на длительный срок «Воронеж», «Екатеринослав», «Каменец-Подольск», «Красноярск» и «Курск».

С этими и другими судами, оказавшимися после революции в иностранных портах сложилась непростая ситуация. У бывших союзников России возникло непреодолимое желание наложить на них лапу. Надо сказать, что правление Добровольного флота не признало Советскую власть и переехало в Париж. Казалось бы, Британия и США должны были передать компании захваченные суда, но не тут-то было. Вернули только часть.

Меж тем, долги компании росли, обслуживание возвращённых судов влетало в копеечку, постепенно их начали распродавать тем же англичанам.

Советской Россия нуждалась в коммерческом флоте и был организован советский Доброфлот. На тот момент в его распоряжении было всего три судна.

11 января 1922 года декрет Совнаркома возвестил о возрождении Добровольного флота на прежних, дореволюционных началах. Необходимо было собрать разбросанные по всему миру пароходы. Затем удалось договориться с парижским правлением о передаче имевшихся в его распоряжении пяти пароходов Аркосу – вновь созданному Англо-русскому кооперативному союзу (его еще называли Англо-русским Добровольным флотом)

После изгнания интервентов с Дальнего Востока удалось выцарапать ещё некоторое количество, а всего к середине 1923 года у Добровольного фота имелось 18 пароходов (в том числе семь в распоряжении Аркоса) и буксир «Диомид».

24 июля 1924 года Совет Труда и Обороны утвердил договор между наркоматами путей сообщения и внешней торговли об образовании акционерного общества «Советский торговый флот». В состав нового общества вошли пароходы Госторгфлота и Добровольного флота. Деятельность же самого Добровольного флота с этого момента прекращалась, а его административные структуры подлежали расформированию. Вскоре реорганизация произошла в Аркосе – его суда стали частью Черноморской и Балтийской главных контор Совторгфлота.

Суда, принадлежавшие компании, создававшейся на народные деньги, вновь вернулись в народные руки, по крайней мере так это считалось в СССР.

При написании использованы материалы сайта "Ретрофлотъ" и статьи В.В. Ярового "Краткий очерк истории Добровольного флота".

Начало статьи о Доброфлоте:

..........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: