Найти в Дзене
Транспортный Глобус

Чебоксарский троллейбус - вторая по размеру система в России, практически образовцая!

Интересный факт, что второй по размеру троллейбусной системой в России после Санкт-Петербургской является троллейбус .. Чебоксар! Вот такой интересный факт: ни Екатеринбург, ни Новосибирск, ни Самара, а именно Чебоксары обладают самой обширной системой после северной столицы. Когда-то они были третьими, но в 2020 году мы все знаем, что произошло в Москве.

Чебоксары - не очень большой город - порядка 300 тысяч населения. Поэтому, очень удивительно наблюдать тут такую мощную систему.

-2

В городе действует 3 депо, порядка 250 машин, 17 маршрутов.

-3

Общая протяжённость сети - 192 км.

-4

Есть 2 маршрута с автономными участками (причём, у одного из них их три: два по краям и один в середине).

-5

С другой стороны, можно считать Чебоксары самым троллейбусным городом России: примерно один троллейбус на каждые 1,2 тысячи жителей - самый высокий показатель среди всех городов.

-6

Да и доля троллейбуса в пассажирских перевозках здесь одна из самых в стране - порядка 55%.

-7

Троллейбус охватывает практически все районы города. Слегка устаревшая схема (отсюда), сейчас маршрутов стало ещё больше (в частности, 14 маршрут продлён на автономке на обоих концах).

-8

На большинстве улиц проходит по несколько маршрутов. Практически в любой район можно уехать максимум с одной пересадкой.

-9

При этом, в отличие большинства российских городов, в Чебоксарах троллейбусная сеть постоянно расширяется и растёт вместе с городом.

21-й маршрут, запущенный в 2006 году по новой линии по Президентской улице до Медицинского центра.
21-й маршрут, запущенный в 2006 году по новой линии по Президентской улице до Медицинского центра.

Например, в 2019-21 годах была, например, построена линия в свежепостроенный микрорайон Новый Город. Причём, сперва сюда продлили запустили маршрут №3, объезжавший район против часовой стрелки, потом изменили движение на объезд по часовой, а потом добавили 20-й маршрут, который снова стал объезжать район против часовой.

-11

Можно обратить внимание, что до сих пор в Чебоксарах сохранилось очень много троллейбусов ЗиУ-9!

-12

Конечно, возможно не всем это понравится - всё же современному городу нужен современный подвижной состав, а не техника модели, разработанной 50 лет назад..

-13

С другой стороны, ну вы посмотрите, какие это красавцы! Какими бы Зиушки не были устаревшими, в чебоксарских депо они содержатся в очень хорошем состоянии: свежепокрашены, чисты, хорошо ходят.

-14

Что подтверждает тезис: не столь важен возраст подвижного состава, сколько то, насколько регулярно он ходит и в каком состоянии содержится.

-15

А чебоксарские зиушки выкрашены прямо по классике - в сине-белый цвет.

Полное ощущение, что Советский Союз тут ещё не закончился!

-17

Раньше, правда, разнообразия в раскраске было больше: попадались и красные и зелёные машины. Впрочем, это тоже всё - классика.

-18

Фото будто из советского журнала, но это - 2010 год!

-19

Или вот это, снято тогда же!

-20

Конечно, чебоксарский парк потихоньку обновляется: несколько лет назад была закуплена партия "мегаполисов". Все они оборудованы УАХ и ходят по 10-му маршруту.

-21

Есть, правда, небольшая партия "мегаполисов" из Москвы. Они уже без автономного хода и работают на обычных маршрутах.

-22

В 2021-22 годах подвижной состав заметно освежился стильными "горожанами"!

-23

Их сейчас на балансе предприятия примерно 60 штук, и они весьма заметны в общей массе!

-24

Многие из них окрашены в национальные чувашские узоры!

Внутри "горожан" часто висят схемы маршрутов. Машины с автономкой закреплены на 14-м маршруте, имеющим автономные участки на обоих концах маршрута: Университет и Микрорайон Солнечный.

-26

Есть совсем немного "горожан" самой первой партии, ещё в кузовах автобусов "Нефаз". Они тоже работают на "автономной" 10-ке. Напомню, что троллейбус "Горожанин" производится на Уфимском трамвайно-троллейбусном заводе (УТТЗ).

-27

Тем не менее, поскольку троллейбусов очень много, всё сразу быстро не обновишь. Поэтому "старички" продолжают трудится на благо чебоксарцев.

-28

Кстати, Чебоксары - очень фотогеничный город. Он расположен на холмах на берегу Волги. Через рассекающие холмы овраги проложено несколько мостов: Гагаринский, Сугутский.

-29

Остановки обозначены вот такими двуязычными трафаретами.

-30

В окрестностях Чебоксар расположен город-спутник Новочебоксарск. В нём также имеется своя троллейбусная сеть, не связанная с чебоксарской. Тем не менее, нумерация маршрутов тут сквозная. Обновление подвижного состава проникло и сюда, а связать 2 сети единым маршрутом пытаются уже очень давно. Благо между крайними точками сетей всего около 3 км.

-31

Пару лет назад даже пускали прямой междугородний маршрут на автономном ходу №100, но из-за недостатка машин он был отменён, а троллейбусы перевели на внутригородские маршруты. Кстати, от недавно построенной конечной "Новый город" по Чебоксарскому проспекту строится линия в сторону Новочебоксарска. Пока она заканчивается в "нигде", и, похоже, предназначена даже не для междугороднего маршрута, а для строящегося микрорайона. Тем не менее, после её ввода расстояние между сетями станет ещё меньше (2,3 км)!

-32

В общем, очень хорошо, что есть в России такие троллейбусные системы, как Чебоксары! По-хорошему, во всех городах подобного размера должна быть такая концентрация троллейбусов и их доля в городских перевозках.

-33