Интересный факт, что второй по размеру троллейбусной системой в России после Санкт-Петербургской является троллейбус .. Чебоксар! Вот такой интересный факт: ни Екатеринбург, ни Новосибирск, ни Самара, а именно Чебоксары обладают самой обширной системой после северной столицы. Когда-то они были третьими, но в 2020 году мы все знаем, что произошло в Москве.
Чебоксары - не очень большой город - порядка 300 тысяч населения. Поэтому, очень удивительно наблюдать тут такую мощную систему.
В городе действует 3 депо, порядка 250 машин, 17 маршрутов.
Общая протяжённость сети - 192 км.
Есть 2 маршрута с автономными участками (причём, у одного из них их три: два по краям и один в середине).
С другой стороны, можно считать Чебоксары самым троллейбусным городом России: примерно один троллейбус на каждые 1,2 тысячи жителей - самый высокий показатель среди всех городов.
Да и доля троллейбуса в пассажирских перевозках здесь одна из самых в стране - порядка 55%.
Троллейбус охватывает практически все районы города. Слегка устаревшая схема (отсюда), сейчас маршрутов стало ещё больше (в частности, 14 маршрут продлён на автономке на обоих концах).
На большинстве улиц проходит по несколько маршрутов. Практически в любой район можно уехать максимум с одной пересадкой.
При этом, в отличие большинства российских городов, в Чебоксарах троллейбусная сеть постоянно расширяется и растёт вместе с городом.
Например, в 2019-21 годах была, например, построена линия в свежепостроенный микрорайон Новый Город. Причём, сперва сюда продлили запустили маршрут №3, объезжавший район против часовой стрелки, потом изменили движение на объезд по часовой, а потом добавили 20-й маршрут, который снова стал объезжать район против часовой.
Можно обратить внимание, что до сих пор в Чебоксарах сохранилось очень много троллейбусов ЗиУ-9!
Конечно, возможно не всем это понравится - всё же современному городу нужен современный подвижной состав, а не техника модели, разработанной 50 лет назад..
С другой стороны, ну вы посмотрите, какие это красавцы! Какими бы Зиушки не были устаревшими, в чебоксарских депо они содержатся в очень хорошем состоянии: свежепокрашены, чисты, хорошо ходят.
Что подтверждает тезис: не столь важен возраст подвижного состава, сколько то, насколько регулярно он ходит и в каком состоянии содержится.
А чебоксарские зиушки выкрашены прямо по классике - в сине-белый цвет.
Полное ощущение, что Советский Союз тут ещё не закончился!
Раньше, правда, разнообразия в раскраске было больше: попадались и красные и зелёные машины. Впрочем, это тоже всё - классика.
Фото будто из советского журнала, но это - 2010 год!
Или вот это, снято тогда же!
Конечно, чебоксарский парк потихоньку обновляется: несколько лет назад была закуплена партия "мегаполисов". Все они оборудованы УАХ и ходят по 10-му маршруту.
Есть, правда, небольшая партия "мегаполисов" из Москвы. Они уже без автономного хода и работают на обычных маршрутах.
В 2021-22 годах подвижной состав заметно освежился стильными "горожанами"!
Их сейчас на балансе предприятия примерно 60 штук, и они весьма заметны в общей массе!
Многие из них окрашены в национальные чувашские узоры!
Внутри "горожан" часто висят схемы маршрутов. Машины с автономкой закреплены на 14-м маршруте, имеющим автономные участки на обоих концах маршрута: Университет и Микрорайон Солнечный.
Есть совсем немного "горожан" самой первой партии, ещё в кузовах автобусов "Нефаз". Они тоже работают на "автономной" 10-ке. Напомню, что троллейбус "Горожанин" производится на Уфимском трамвайно-троллейбусном заводе (УТТЗ).
Тем не менее, поскольку троллейбусов очень много, всё сразу быстро не обновишь. Поэтому "старички" продолжают трудится на благо чебоксарцев.
Кстати, Чебоксары - очень фотогеничный город. Он расположен на холмах на берегу Волги. Через рассекающие холмы овраги проложено несколько мостов: Гагаринский, Сугутский.
Остановки обозначены вот такими двуязычными трафаретами.
В окрестностях Чебоксар расположен город-спутник Новочебоксарск. В нём также имеется своя троллейбусная сеть, не связанная с чебоксарской. Тем не менее, нумерация маршрутов тут сквозная. Обновление подвижного состава проникло и сюда, а связать 2 сети единым маршрутом пытаются уже очень давно. Благо между крайними точками сетей всего около 3 км.
Пару лет назад даже пускали прямой междугородний маршрут на автономном ходу №100, но из-за недостатка машин он был отменён, а троллейбусы перевели на внутригородские маршруты. Кстати, от недавно построенной конечной "Новый город" по Чебоксарскому проспекту строится линия в сторону Новочебоксарска. Пока она заканчивается в "нигде", и, похоже, предназначена даже не для междугороднего маршрута, а для строящегося микрорайона. Тем не менее, после её ввода расстояние между сетями станет ещё меньше (2,3 км)!
В общем, очень хорошо, что есть в России такие троллейбусные системы, как Чебоксары! По-хорошему, во всех городах подобного размера должна быть такая концентрация троллейбусов и их доля в городских перевозках.