Найти в Дзене
Вечерний картограф

Мифы и правда о туалетах в Польше и России (часть 2)

В первой части этого мини-исследования речь шла о том, как в Польше пытаются доказать, что российское правление (закончившееся более ста лет назад) до сих пор отражается на уровне развития ее восточных воеводств. А, именно, на оснащении домохозяйств туалетами. Было бы неправильно, изучив туалетный вопрос в Польше, не обратиться к родным просторам. Но речь снова пойдет не столько о самих туалетах, сколько об интерпретации данных. В России интерес к туалетному вопросу возникает волнами. Одним из первых значимых толчков (простите за каламбур) стал в 2015 г. доклад организации WaterAid, согласно которому 27,8% населения страны не имеет «безопасных частных туалетов». Ссылки на доклад, к которому мы еще вернемся, впоследствии появлялись во многих статьях на эту тему. А в прошлом году мощнейшую волну интереса к ней вызвал сюжет украинской пропаганды о краденых унитазах В России, в свою очередь, задавались вопросом, почему он получил такое распространение: вот, например, подробный материал об

В первой части этого мини-исследования речь шла о том, как в Польше пытаются доказать, что российское правление (закончившееся более ста лет назад) до сих пор отражается на уровне развития ее восточных воеводств. А, именно, на оснащении домохозяйств туалетами. Было бы неправильно, изучив туалетный вопрос в Польше, не обратиться к родным просторам. Но речь снова пойдет не столько о самих туалетах, сколько об интерпретации данных.

В России интерес к туалетному вопросу возникает волнами. Одним из первых значимых толчков (простите за каламбур) стал в 2015 г. доклад организации WaterAid, согласно которому 27,8% населения страны не имеет «безопасных частных туалетов».

Ссылки на доклад, к которому мы еще вернемся, впоследствии появлялись во многих статьях на эту тему. А в прошлом году мощнейшую волну интереса к ней вызвал сюжет украинской пропаганды о краденых унитазах

-2

В России, в свою очередь, задавались вопросом, почему он получил такое распространение: вот, например, подробный материал об украинской унитазной фиксации. По мнению автора, главная причина в том, что унитаз является воплощением достатка для значительной части украинского сельского населения (см. украинскую же статистику ниже), а потому использование этого образа в пропаганде работает. Может, и так.

-3

Но что же у нас на самом деле? Пожалуй, лучший материал на эту тему опубликован в Т–Ж, оттуда и эта карта:

-4

Заголовок не совсем корректен: приходится ходить не только в туалет на улице, но и в общий туалет, как, например в общежитии (о чем и говорится в статье). В городах туалетом оснащены 99,1% квартир и 74% частных домов, а в селах – 92,1% квартир и 58,3% частных домов.

В общем, львиная доля бестуалетных домохозяйств предсказуемо находится на селе. Более того, их владельцы далеко не всегда горят желанием изменить эту ситуацию: причина в тарифах на подключение к канализации и центральному водоснабжению (подробнее об этом здесь).

И теперь, внимание, вопрос!

Как же получилась эта карта доступа населения к организованным с соблюдением требований безопасности услугам санитарии (дальше будут просто безопасные), на которой Россия того же цвета, что и Индия?

-5

По данным ВОЗ, к таким услугам есть доступ у 61% населения России и 52% ­­– Индии (для сравнения, в Польше это 98%, на Украине 72%). Вероятно, данные, на которых она основана, – те же, что и у доклада WaterAid. Продолжаем расследование.

Средства санитарии (sanitation facilities) ВОЗ делит на две группы: улучшенные и неулучшенные. Улучшенные делятся на ограниченные/общественные, базовые, и безопасные. Базовые и безопасные объединяются в как минимум базовые. Все, что за пределами этих категорий, представляет собой дефекацию на открытом воздухе.

-6

Первое проседание России по безопасным средствам санитарии связано с тем, что на 33% на селе приходится на неулучшенные, что в общенациональном масштабе дает 11%. По неулучшенным средствам санитарии нашел два определения, первое от ВОЗ, второе от ЮНИСЕФ:

1) Networked sanitation: Flush and pour-flush toilets flushed to open drain or elsewhere (excreta are not being discharged into a sewer, septic tank or pit latrine but into the local environment). On-site sanitation: Flush and pour-flush toilets or latrines flushed to open drain or elsewhere / Pit latrines without slabs / Open pits / Hanging toilets/latrines / Bucket latrines, including pans, trays or other unsealed containers

2) туалет со сливом / смывом в открытую трубу [«в открытый сток», поправляют из Мастерской синхронного перевода], выгребные ямы без настила, уборную-навес или пудр-клозет.

И вот если первое попахивает Африкой, то второе отчасти применимо и к нам: пудр-клозет, он же компостный туалет, является привычным делом, есть и такие уникумы, которые сливают сточные воды в канаву. Но чтобы аж треть селян??? Вопрос о том, откуда такие данные у ВОЗ (кажется, их нет даже у Росстата) оставим открытым. Цитата в тему:

...в стране насчитывается более 64 млн домохозяйств. Однако на вопросы о наличии благоустройства в месте проживания предпочли ответить только 54,4 млн человек. Оставшиеся — промолчали. А значит, статистика не располагает данными об условиях проживания почти 20% россиян [...]
Более 2,6 млн человек не имеют вообще никакой канализации. В 117,6 тысячи домохозяйств Росстат не обнаружил признаков туалета ни в доме, ни на придомовой территории.

Эээ, а у нас точно все в порядке со статистикой?

И вот еще. В другом документе ВОЗ компостный туалет относится к улучшенным средствам. Вопросик к ооновским переводчикам (выгребная яма с постаментом – вообще шедевр!).

-7

Ладно, перейдем теперь к безопасным средствам санитарии. Согласно определению ВОЗ, они предполагают, что экскременты безопасно удаляются в месте образования или транспортируются и обрабатываются на удаленных площадках. И вот теперь начинается интересное. Оказывается, безопасным и небезопасным может быть технически любое средство санитарии.

Составил такую диаграмму по России, Украине и Польше (по данным ВОЗ):

-8

В левом столбце видим типы сброса сточных вод. В России и Польше к канализации (синий сектор) имеет доступ около 75% населения, на Украине около половины. Но при этом в Польше почти 100% средств санитарии классифицируются как безопасные (синий сектор в правом столбце), на Украине – 72%, в России – 61%. Пресловутые неулучшенные средства, согласно ВОЗ, используются только в России (зеленый сектор).

На вопросе о том, что делает польские и украинские выгребные ямы безопасными, а российскую канализацию небезопасной, расследование зашло в тупик.

ВОЗ заявляет:

[in Russia] sewer coverage is high, and much of the wastewater receives secondary treatment (qualifying as safely managed sanitation) but does not meet relevant discharge standards, and so is not counted as safely treated.

Означает ли это, что речь идет о нарушении нормативов очистки сточных вод? Вот, в 2019 г. Генпрокуратура сообщала, что в России 11 % сточных вод в России очищают до необходимых пределов. Откуда же у ВОЗ данные прокуратуры?

В общем, вопросов больше, чем ответов, но я честно попытался разобраться, faciant meliora potentes.

А если сюда придут специалисты по канализации, будет вообще шикарно!