Найти тему
ДУХОВНЫЕ ПОСЕВЫ

Покаяние и Исповедь своих грехов в земной жизни, приведут ли человека на Страшный Суд

Пророк Иеремия (Сикстинская капелла - худ. Микеланджело)
Пророк Иеремия (Сикстинская капелла - худ. Микеланджело)

В прошлой статье был рассмотрен самый страшный грех человека — это упорство и непреклонность нераскаянного сердца.

Как же преодолеть это упорство и принести Богу плоды Покаяния?

Господь призывает устами пророка Иеремии:

возвратись, отступница, дочь Израилева… Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, — не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали… Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. (Иер. 3, 12-13, 22).

Когда человек не признаёт свою вину, запирается в своём сердце и считает, что он не согрешил, тем самым он отворачивается от Бога.

Но если человек хочет наладить с Богом связь и примириться с Ним, то он открывает для Него своё сердце только с одним чувством: “Боже, я грешен, помилуй меня, ибо я:

несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.” (Откр. 3, 17).

С таким чувством и сокрушением сердечным жили православные подвижники и святые отцы.

Не случайно Святая Церковь возлюбила притчу о блудном сыне и установила богослужебную Неделю о блудном сыне, который возвращается к своему отцу с покаянием и исповедью своих грехов… 

Именно признание и осознание своей вины лежит в основе правильной духовной жизни и дальнейшего общения с Богом.

То есть на вопрос людей впавших в различные грехи: “Вот я согрешил, что мне делать?”, Бог устами пророка Иеремии отвечает:

Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. (Иер. 3, 22).

Когда мы возвращаемся к Богу, с покаянным чувством и мыслями, какие были у блудного сына, то Бог Сам идёт к нам навстречу и исцеляет наше непокорное сердце.

В Библии есть повествование о грехопадении, когда Адам нарушил заповедь Бога и съел запретный плод, который дала ему Ева, а когда всевидящий и всеведущий Бог приглашает его исповедать свой грех:

Адам, где ты? (Быт. 3, 9),

Адам прячется от Бога, ему становиться стыдно, страшно и он, вместо того, чтобы раскаяться и исповедать грех, замыкается в себе.

Более того, он оправдывает себя и сваливает вину на Еву, и, даже, косвенно обвиняет в своём грехопадении Бога:

жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. (Быт. 3, 12).

Такое упорство в своей правоте и отсутствие покаяния делает катастрофу грехопадения необратимой, а ведь возвратиться к Богу было ещё возможно и райская дверь ещё не закрылась перед Адамом и Евой.

Если сравнить апостолов Иуду и Петра, то оба они согрешили одинаково, то есть отреклись от Христа и, по сути, совершили предательство.

Иуда, когда осознал свой грех — не захотел покаяться, замкнулся в себе, отчаялся и удавился.

Пётр же, после своего падения, не прячется, не впадает в глубокую депрессию, его сердце переполнено покаянием, поэтому как только пришло известие, что Христос Воскрес, он первый бежит к месту погребения, чтобы увидеть Господа…

А когда он встречает Христа, то сразу же приносит ему своё покаяние и исповедует:

Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. (Ин. 21, 17).

Таким образом, основа духовной жизни человека — это готовность раскаяться в своих грехах.

Святые отцы православной Церкви говорят, что без самоукорения и самоосуждения возрасти в духовной жизни невозможно.

Многим невоцерковлённым людям это кажется очень странным, ведь все гуманисты и западные психологи говорят обратное: “Надо любить себя, хвалить, беречь…”.

А преподобный Пимен Великий говорил своим ученикам:

  • “кто всегда обвиняет только себя, чтобы с ним не произошло, тот устоит от падения”.

То есть какие бы внутренние и внешние искушения, и скорби не случились с человеком, если он корень зла всегда будет искать в себе, а не в других, то избежит ещё более сильных искушений и скорбей.

А кто ищет виноватых вокруг себя и видит корень зла в ком угодно, только не в себе, — без сомнения, никогда не обретёт тот стержень, вокруг которого должны созревать плоды его духовной жизни.

Первыми словами Спасителя мира, когда Он вышел на Свою проповедь были:

покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (Мф. 4, 17).

Покаяться — это значит изменить себя к лучшему, но прежде этого, надо осознать свою греховность и увидеть свои грехи.

Покаяние — это и есть тот духовный стержень с которого начинается путь к святости.

Святой апостол Павел по поводу Таинства Евхаристии — причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа говорит:

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. (1Кор. 11, 27-31).

Эти слова апостола послужили основанием для установления в Церкви Таинства Исповеди перед каждым Причастием. 

Исповедь — это самоосуждение, самообличение, добровольное бесславие и позорище, это некий “страшный суд” до Страшного Суда.

Это возможность избежать позора на Страшном Суде и достать из своей души всё то тайное, чтобы оно стало явным здесь на земле, а не в вечности, когда уже будет поздно что-либо менять.

Исповедь в храме
Исповедь в храме

Именно навык судить себя даёт возможность человеку возвратиться к Богу. 

И даже при трезвом рассуждении становится очевидно, что самоукорение и раскаяние являются фундаментом смирения. 

Но намного значимее, — это понимание того, что только через Покаяние начинается стяжание благодати Святаго Духа.

И как только человек начинает оправдывать себя, упорствует в своей правоте или замыкается в своём сердце от совершённого греха, то Источник благодати перекрывается.

И по всей вероятности, над нами свершится Страшный Суд и мы услышим наказание свыше, только от того, что отказались, или уклонились судить сами себя.

Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.

Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".

Читайте предыдущую статью автора: Какой самый смертный и страшный грех из всех смертных, и страшных грехов