В прошлой статье был рассмотрен самый страшный грех человека — это упорство и непреклонность нераскаянного сердца.
Как же преодолеть это упорство и принести Богу плоды Покаяния?
Господь призывает устами пророка Иеремии:
возвратись, отступница, дочь Израилева… Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, — не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали… Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. (Иер. 3, 12-13, 22).
Когда человек не признаёт свою вину, запирается в своём сердце и считает, что он не согрешил, тем самым он отворачивается от Бога.
Но если человек хочет наладить с Богом связь и примириться с Ним, то он открывает для Него своё сердце только с одним чувством: “Боже, я грешен, помилуй меня, ибо я:
несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.” (Откр. 3, 17).
С таким чувством и сокрушением сердечным жили православные подвижники и святые отцы.
Не случайно Святая Церковь возлюбила притчу о блудном сыне и установила богослужебную Неделю о блудном сыне, который возвращается к своему отцу с покаянием и исповедью своих грехов…
Именно признание и осознание своей вины лежит в основе правильной духовной жизни и дальнейшего общения с Богом.
То есть на вопрос людей впавших в различные грехи: “Вот я согрешил, что мне делать?”, Бог устами пророка Иеремии отвечает:
Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. (Иер. 3, 22).
Когда мы возвращаемся к Богу, с покаянным чувством и мыслями, какие были у блудного сына, то Бог Сам идёт к нам навстречу и исцеляет наше непокорное сердце.
В Библии есть повествование о грехопадении, когда Адам нарушил заповедь Бога и съел запретный плод, который дала ему Ева, а когда всевидящий и всеведущий Бог приглашает его исповедать свой грех:
Адам, где ты? (Быт. 3, 9),
Адам прячется от Бога, ему становиться стыдно, страшно и он, вместо того, чтобы раскаяться и исповедать грех, замыкается в себе.
Более того, он оправдывает себя и сваливает вину на Еву, и, даже, косвенно обвиняет в своём грехопадении Бога:
жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. (Быт. 3, 12).
Такое упорство в своей правоте и отсутствие покаяния делает катастрофу грехопадения необратимой, а ведь возвратиться к Богу было ещё возможно и райская дверь ещё не закрылась перед Адамом и Евой.
Если сравнить апостолов Иуду и Петра, то оба они согрешили одинаково, то есть отреклись от Христа и, по сути, совершили предательство.
Иуда, когда осознал свой грех — не захотел покаяться, замкнулся в себе, отчаялся и удавился.
Пётр же, после своего падения, не прячется, не впадает в глубокую депрессию, его сердце переполнено покаянием, поэтому как только пришло известие, что Христос Воскрес, он первый бежит к месту погребения, чтобы увидеть Господа…
А когда он встречает Христа, то сразу же приносит ему своё покаяние и исповедует:
Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. (Ин. 21, 17).
Таким образом, основа духовной жизни человека — это готовность раскаяться в своих грехах.
Святые отцы православной Церкви говорят, что без самоукорения и самоосуждения возрасти в духовной жизни невозможно.
Многим невоцерковлённым людям это кажется очень странным, ведь все гуманисты и западные психологи говорят обратное: “Надо любить себя, хвалить, беречь…”.
А преподобный Пимен Великий говорил своим ученикам:
- “кто всегда обвиняет только себя, чтобы с ним не произошло, тот устоит от падения”.
То есть какие бы внутренние и внешние искушения, и скорби не случились с человеком, если он корень зла всегда будет искать в себе, а не в других, то избежит ещё более сильных искушений и скорбей.
А кто ищет виноватых вокруг себя и видит корень зла в ком угодно, только не в себе, — без сомнения, никогда не обретёт тот стержень, вокруг которого должны созревать плоды его духовной жизни.
Первыми словами Спасителя мира, когда Он вышел на Свою проповедь были:
покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. (Мф. 4, 17).
Покаяться — это значит изменить себя к лучшему, но прежде этого, надо осознать свою греховность и увидеть свои грехи.
Покаяние — это и есть тот духовный стержень с которого начинается путь к святости.
Святой апостол Павел по поводу Таинства Евхаристии — причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа говорит:
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. (1Кор. 11, 27-31).
Эти слова апостола послужили основанием для установления в Церкви Таинства Исповеди перед каждым Причастием.
Исповедь — это самоосуждение, самообличение, добровольное бесславие и позорище, это некий “страшный суд” до Страшного Суда.
Это возможность избежать позора на Страшном Суде и достать из своей души всё то тайное, чтобы оно стало явным здесь на земле, а не в вечности, когда уже будет поздно что-либо менять.
Именно навык судить себя даёт возможность человеку возвратиться к Богу.
И даже при трезвом рассуждении становится очевидно, что самоукорение и раскаяние являются фундаментом смирения.
Но намного значимее, — это понимание того, что только через Покаяние начинается стяжание благодати Святаго Духа.
И как только человек начинает оправдывать себя, упорствует в своей правоте или замыкается в своём сердце от совершённого греха, то Источник благодати перекрывается.
И по всей вероятности, над нами свершится Страшный Суд и мы услышим наказание свыше, только от того, что отказались, или уклонились судить сами себя.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Какой самый смертный и страшный грех из всех смертных, и страшных грехов