Современному человеку будет невероятно трудно понять не только то, что творится на этой серии старых фотографий, но даже и саму историю, из-за которой они появились. Уж очень сильно изменились нравы и само мировоззрение общества. Но я всё-таки попробую рассказать эту интересную историю так, чтобы её смысл поняли даже самые юные читатели.
«Не переусердствуй со спортом, а то станешь похожей на мужика, и детей у тебя не будет!»
В 1967 году активная и позитивная, вся такая современная и эмансипированная 19-летняя девушка по имени Кэти Швитцер захотела поучаствовать в традиционном ежегодном Бостонском марафоне. Этот праздник спорта проводится с 1897 года, при большом стечении прессы, зрителей и туристов.
Казалось бы – ну и отлично, молодец, флаг ей в руки! Любому спортсмену будет приятно, что рядом с ним симпатичная девушка побежит: спортсменка, комсомолка! Любо-дорого посмотреть на такую!
Тем более, что это было не спонтанный каприз девчонки, а осознанное решение. Студентка факультета журналистики Сиракьюсского университета (штат Нью-Йорк) - была ещё та атлетка.
В наше время таких, как она, много. А в 1967 году – Кэти была одной из очень редких девушек, которые неофициально ходят в зал и на пробежки вместе с парнями. Ни одной женской спортивной команды в университетах США тогда не существовало даже в проекте.
Университетский физрук и тренер, 50-летний Арни Бриггс, хваставший своим участием в 15-ти Бостонских марафонах назвал «полным бредом» затею Кэтрин, и посоветовал ей забыть о ней.
«Девушке нужно быть красивой: мягкой и женственной! Поэтому ты тренируйся, но в меру, без перенапряжения! Если будешь перебарщивать со спортом – станешь похожей на мужика, и детей родить не сможешь!»- на полном серьёзе внушал тренер своей подопечной (вспоминала Кэтрин Швитцер спустя годы).
Но настойчивая девушка не отказалась от своего решения. Прочитав правила Бостонского марафона, Кэтти не нашла там никаких ограничений по половому признаку.
Она подала заявку на участие под именем «К.В. Швитцер», внесла вступительный взнос 3 доллара, и попала в список официальных участников этого праздника спорта, получив номер 261.
Догадаться по инициалам, что это не мужчина, было невозможно, а медосмотра никакого не требовалось.
«Вышла тут, понимаешь, ж…й повертеть, мужика себе поискать!»
На старт она прошла через ворота в большой толпе (741 участник), не привлекая к себе внимания.
Но потом не привлекать внимания стало уже невозможно. Парни, побежавшие рядом, поворачивались к Кэтти: «Эй! Ты собираешься пробежать всю дистанцию?», «Ого, как здорово увидеть здесь девушку!», «Вы просто сбиваете меня с ног!», и т.п.
«Я чувствовала себя особенной и гордилась собой. Я знала то, чего не знали все другие женщины, и была в тот момент совершенно самодовольной», - честно вспоминает о своих тогдашних ощущениях Кэтрин Швитцер.
Потом группу бегунов обогнал грузовик для репортёров. Увидав неслыханную вещь: женщину в спортивном костюме, с номером марафонца, взволнованные журналисты наставили на неё фотоаппараты.
Кэтти была на седьмом небе от счастья, но тут с обочины выскочил какой-то мужик и начал грубо выпихивать её с дороги. Причём - под одобрительные возгласы зрителей и зевак!
«У меня в животе всё опустилось; я никогда не испытывала такого смущения и страха. Со мной никогда не обращались грубо, даже в детстве не шлёпали, поэтому физическая сила и стремительность нападения ошеломили меня», - вспоминает Кэтти Швитцер.
Напавший на неё мужчина оказался чиновником Джеком Сэмплом, членом оргкомитета Бостонского марафона.
За что он обошёлся с ней так грубо?
А за то, что бесстыдница и развратница! Вышла тут, понимаешь, ж…й повертеть, мужика себе поискать!! Опошляя такое солидное спортивное мероприятие! Безобразие!!!
«А ну-ка верни номер и пошла вон отсюда!»- орал поймавший спортсменку и комсомолку «мужчина с самым злобным лицом, какое я когда-либо видела».
Насмерть перепуганная и смущённая Кэтти, конечно, под таким напором сдала бы номер и ушла бы с дистанции. Но за неё вступились соседи-бегуны.
Первого заступника чиновник просто отшвырнул, как щенка.
Но второй оказался мощным атлетом - метателем молота Томом Миллером. Он без труда оторвал сердитого мужика от Кэтти и спихнул его на обочину. Сэмпл упал, а они побежали дальше.
***
Кстати. По иронии судьбы, насчёт «мужика себе поискать» - в этом чиновник оказался прав: Том Миллер, который заступился за Кэтти, стал через год её мужем.
***
Дальше студентка бежала в страхе и «растрёпанных чувствах», чуть не плача от тревоги: а вдруг тот сердитый мужик, которого швырнул мощный парень, при падении сломал себе что-нибудь?... Или вообще – ударился головой и умер?! Боже!..
Поэтому, когда их догнал автобус, на подножке которого, держась за поручень, стоял живой, невредимый и матерящийся Джек Сэмпл – Кэти была ему рада, как отцу родному.
«Слава тебе, Господи, он жив и здоров!» - подумала я, испытав огромное облегчение. Больше напасть он не решился, потому что мужчины демонстративно закрыли меня, и стали выкрикивать ему непристойности: «Убирайся отсюда! Оставь её в покое!» - вспоминает Кэтрин.
Вышла победительницей и стала ярким символом эмансипации
Она бежала, краснея и опустив голову: уши её завяли от нецензурных ругательств. Обруганный Джек Сэмпл умчал на этом автобусе: писать дисквалификацию для Кэти и срочно вносить в правила марафона пункт о запрете участия в нём женщин. (этот пункт потом отменили только через 5 лет, в 1972 году).
Но следом опять появился грузовик с репортёрами, которые начали настойчиво приставать к бедной Кэти: «Что Вы пытаетесь доказать своим эпатажным поступком?», «Вы феминистка?», «Вы намерены пробежать всю дистанцию до конца?»
Боже мой, да ничего она не хотела доказать! Но теперь вот почувствовала: придётся бежать всю дистанцию до конца. Надо! Иначе Джек Сэмпл и ему подобные выиграют, а ты будешь посрамлена и унижена.
Кэти собрала всю волю в кулак, и добежала всю марафонскую дистанцию сполна. Мозоли снизу на ступнях были такие, что потом превратились в пузыри.
***
Кстати. По иронии судьбы, сбылось и предостережение физрука: увлечённая спортом Кэти так никогда и не испытала радости материнства…
***
С Томом Миллером они прожили в браке с 1968 по 1973 год, и развелись. Потом у Кэтрин был незарегистрированный брак с маркетологом Филипом Шаубом. А с 1987 года она замужем за британским и новозеландским писателем, доктором философских наук Роджером Робинсоном.
У обоих последних мужей было по два ребёнка от первых браков, и Кэтрин Швитцер, подружившись с ними, частично реализовала своё несостоявшееся материнство.
Всю жизнь она является дорогим гостем многих марафонов по всему миру.
А фотографии, на которых на Кэти нападает оскорблённый чиновник, стали одним из символов борьбы женщин всего мира за равноправие.
Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать мой канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)
Читайте также: