Дежурство, вечер. Оба врача в родзале. Звонок из приемного отделения. Трубку на посту берет акушерка роблока.
-Рубец, 36 недель, район. Люда спрашивает, пусть ждёт или класть?
-Уточни, жалобы есть? Не просто так она за сотню километров ведь ехала. Если ничего критичного, то в патологию. Домой точно не отпущу.
Через полчаса спускаемся в отделение патологии. На посту оформляет листы согласия беременная. Мы с коллегой идём в ординаторскую.
-Посмотришь? - это ответственный дежурный врач обращается ко мне.
-Да, конечно.
-Если что, свисти!
-Тьфу на вас. Нечего. В родзале ещё трое. А на часах всего девять вечера.
Спустя 5 минут акушерка зовёт в смотровую. Собираю анамнез.
Беременность вторая. Первая завершилась родами 5 лет назад, планово кесарили. Причина - тазовое предлежание плода.
-Он, конечно, не очень большой оказался, 3100. Но врач все равно сказал, что рисковать не стоит.
-Правильно сказал. Сейчас что беспокоит?
-Да поднывает как-то. Внизу. У нас врач в отпуске на две недели, в последний раз меня акушерка принимала. Мы вообще планировали к вам в 37 недель, может, даже в 38. Но страшно, далеко. Перестраховались, наверное. Вы уж посмотрите, доктор. А то если что, я мужа верну, домой поеду. Потом приеду на плановое кесарево.
-Ну нет, ночью вы никуда точно не поедете. Обследуем вас и потом решим.
Смотрю живот. Какой-то резкой боли нет. Но весьма чувствительный: как раз там, где рубец. Матка чуть в тонусе, реагирует на пальпацию.
-Больно?
-Непонятно. Точно неприятно. Ну и да, немного больно.
Смотрю влагалищно - до шейки, как до Луны. Всё далеко, высоко, закрыто. Предвестниками и не пахнет. Что-то меня настораживает. Зову ИванИваныча.
Ему тоже живот не очень нравится. Но показаний идти в операционную прямо сейчас нет. 36 недель. Недоношенный ребёнок.
УЗИста прямо сейчас нет. Мы работаем в многопрофильной больнице. И УЗИст тоже многопрофильный. А день привозной по хирургии. Так что ультразвука нам не видать ещё часа полтора - это в лучшем случае.
Записываем КТГ. А там схватки рисуются. Маленькие, хиленькие, но есть. И живот, опять же...
Принимаем решение все же идти в операционную. Предупреждаем дежурного неонатолога.
Через полчаса беременная уже едет в операционную на каталке. Анестезиолог на месте, неонатолог тоже на всякий случай колдует над своими трубочками. 36 недель хоть и не 26, но ожидать можно чего угодно. Всё должно быть готово на случай развития негативного сценария.
Атмосфера в операционной весьма расслабленная. Анестезиолог уже сделал спиналку, ходит, напевает себе что-то веселенькое под нос. Мы, помытые и наряженые, приступаем.
Вскрываем послойно брюшную полость, а там... Вот такая матка.
Фото выложу в телеграм-канале, ибо слегка кровавое оно.
Жёлтый участок - не что иное, как просвечивающийся плодный пузырь. То есть матка просто взяла и по старому рубцу разошлась. Практически без клиники. Более-менее регулярная родовая деятельность, средней силы схватки, да банальная кочка на сельской дороге - и все. Разрыв матки, внутреннее кровотечение, смерть плода, смерть матери. Реально все держалось практически на плодном пузыре.
P.s.: ребёнок живой, здоровый, 8/8 по шкале Апгар. Маме матку сохранили, предыдущий рубец иссекли. Строго-настрого велели не беременеть 2 года. А в идеале пройти диагностику состоятельности шва перед планированием следующей беременности.