Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Самый редкий вариант ГАЗ-М1: полноприводный тягач для артиллерийского орудия. Сохранился только 1!

Что-то совсем давно у меня в блоге не было авторского контента из музеев и выставок. Не очень понимаю, что вам заходит лучше, поэтому будем экспериментировать.

Сегодня мы возвращаемся на выставку Gorky Classic, которая проходила на Нижегородской ярмарке.

Ранее я вам показывал и рассказывал про почти все серийные довоенные модели ГАЗа, включая ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-4, ГАЗ-М1 и другие.

Теперь пришло время перейти к более редким и менее известным моделям. Например, к военному полноприводному пикапу ГАЗ-61-416.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Но история его появления не была простой.

В СССР к началу Великой Отечественной войны легковые и грузовые машины с полным приводом были еще в стадии опытных образцов, за исключением нескольких моделей, принятых на вооружение Красной Армии в 1939 году.

Одной из этих моделей был ГАЗ-61 на базе ГАЗ-М1. Однако осенью 1940 года у ГАЗ отобрали моторный цех (там организовали выпуск авиационных двигателей М-105), что негативным образом сказалось на производстве ГАЗ-61 и ряда других моделей.

Начало выпуска ГАЗ-61 было перенесено на 1942 год, но благодаря вмешательству Народного комиссариата авиационной промышленности, планы по возобновлению выпуска моторов ГАЗ-11 изменились, что дало надежду и для ГАЗ-61.

Более того, в начале 1941 года эту машину перестали рассматривать только как командирский автомобиль.

Работы по созданию полноприводного пикапа на базе ГАЗ-61 начались в 1940 году. Эта модель, известная как ГАЗ-61-415, была изначально военным заказом.

Осенью 1940 года в американской прессе были опубликованы снимки армейских полноприводных машин, среди которых был обнаружен артиллерийский тягач с упрощенной открытой кабиной.

Таким типом транспортных средств заинтересовалось Автотракторное Управления Красной Армии, что в конечном счёте привело к появлению похожего концептуально ГАЗ-61-416, который предназначался, в первую очередь, в качестве артиллерийского тягача для лёгких пушек.

Цифры 416 в индексе означали открытый кузов грузоподъемностью 500 кг. Изначально ГАЗ-61-416 был чем-то похож на смесь ГАЗ-61-40 и ГАЗ-61-415, но с упрощенным бампером и упрощенным, открытым сверху кузовом.

Осенью 1941 года в несколько этапов провели испытания автомобиля, по результатам которых пикап был принят к серийному производству.

И всё же реалии военного времени вмешались: Красной Армии были нужны танки, срочно и любые. В случае с ГАЗ таковым танком являлся Т-60.

Ради его производства пришлось приостановить выпуск ГАЗ-61-73, а о масштабном производстве ГАЗ-61-416 и речи быть не могло. В итоге за всё время было выпущено 36 экземпляров, включая два предсерийных образца и один эталонный для серийного производства автомобиль. И на этом... всё.

Информации о боевом применении ГАЗ-61-416 практически нет, но можно предположить, что эти машины использовались преимущественно в танковых бригадах.

Подобно ЗИС-30, основная часть ГАЗ-61-416 погибла осенью-зимой 1941 года.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

До недавнего времени ни одного сохранившегося экземпляра ГАЗ-61-416 не было известно. Не было даже достоверных фотографий в хорошем качестве.

Наконец, в 2000-х годах были найдены обломки одной такой машины, который удалось восстановить. Теперь он находится в коллекции Музея Внедорожных Машин, Самара.

Именно этот автомобиль вы видите на фотографиях. Кстати, недавно стало известно об останках ещё одного ГАЗ-61-416.

Авто
5,66 млн интересуются