Найти тему
VK Play

Обзор Prince of Persia: The Lost Crown — Принц Персии против времени

Легендарный приключенческий сериал обрел второе дыхание, и это надо видеть

Нового «Принца Персии» обсуждали много и не всегда позитивно. В основном волновали два вопроса: во-первых, как он превратился в плоскую метроидванию, во-вторых, выйдет ли он когда-нибудь вообще после переносов и слухов о том, что студия откровенно не справляется и ее надо менять. А тут еще и остальные неудачи Ubisoft, и мелкие скандалы вокруг компании, и ее упорное нежелание заниматься широким продвижением своих продуктов. Казалось, The Lost Crown обречена на вечные муки в производственном лимбе. Что ж, чем больше туч сгущалось над релизом, тем приятнее признавать свою неправоту: новый Prince of Persia — потрясающий экшен, один из лучших не просто в жанре метроидвании, но и во всем сериале. Если вы выбираете одну новинку на остаток зимы, пусть ею станет The Lost Crown — это и глоток свежего воздуха, и попросту мастерски сделанная игра, способная дарить новые впечатления на протяжении всего прохождения.

Главный герой — воин по имени Саргон из клики Бессмертных, который вместе с соклановцами отправляется на поиски похищенного предателем принца Гассана. Бывшая наставница Саргона оказывается в числе похитителей. Поиски ее приводят к горе Каф, на которую наложено древнее проклятие, и никто толком не знает, что там происходило все это время. Герои догадываются, что наставница планирует использовать королевскую кровь принца, чтобы открыть врата древнего храма, наделить себя нечеловеческой силой и свергнуть правительницу Персии. Однако чем глубже они погружаются в храмовый комплекс горы, тем больше чудес, ужасов и необъяснимых явлений предстает перед ними. Вскоре герои начинают подвергать сомнению все, что видят перед собой, и перестают доверять течению времени как таковому. Гора Каф является поистине проклятым местом, и ворошить ее прошлое оказывается плохой идеей для любого, кто осмелится потревожить ее покой.

Мы привыкли, что повествование в метроидваниях занимает второстепенную роль. Игрок исследует локации, учится преодолевать препятствия и пользоваться новыми умениями, а сюжет все это время разворачивается на фоне и подается обрывками — в виде записок, коротких диалогов или сражений с боссами. The Lost Crown не брезгует всем перечисленным и все же находит место для более развернутого сторителлинга — с красивыми сценками на движке, перебранками между Бессмертными и плавным, но неизбежным погружением в игровую мифологию. Здесь намешаны верования востока с фантазиями авторов, реальные исторические персонажи с героями древних сказаний, современные сюжетные решения и классические ходы, знакомые в том числе по предыдущим играм серии. В совокупности это работает настолько слаженно, что игрок с первых минут погружается в сказочный мир и не перестает удивляться, ему интересно следить за развитием истории и узнавать подробности мироустройства запечатанного в горе храма. Сами Бессмертные, которые поначалу воспринимаются как какие-то могучие рейнджеры, довольно быстро находят эмоциональный отклик — тот, с кем герой сближается, вызывает симпатию, а горячие головы, торопящиеся обвинить его в любых невзгодах, — недоверие и злость. Не каждая RPG умеет так ловко и бережно завоевать внимание игрока, а The Lost Crown это удается совершенно естественно.

-2

При этом игра трепетно относится к канонам хардкорных метроидваний. Пусть гибкие настройки сложности не вводят вас в заблуждение — одна только карта способна вызвать головокружение, а уж требуемые комбинации навыков для прохождения сложных участков с головоломками запросто доведут до кипения. То, с каким вниманием к деталям созданы интерьеры храмового комплекса, как жадно разработчики распоряжаются наполнениям биомов, и как не боятся время от времени резко приземлять игрока, заслуживает уважения. Каждый биом здесь состоит из множества секций, которые могут отличаться набором противников, требованиями к перемещениям, количеством потайных закутков и секретных сокровищ, логикой прохождения. И, конечно, их внешний вид впечатляет — при не самой передовой графике в целом, то есть эффект достигается скорее выдающейся работой с освещением и стилизацией, а не количеством полигонов на бороде Бессмертного.

Евроджэнк для жаждущих второго «Ведьмака 2» — превью The Inquisitor

Как и предполагает философия жанра, исследование локаций занимает львиную долю времени. Можно упростить себе задачу и выбрать в настройках режим навигации, который подсветит нужную точку на карте, но это не спасет от необходимости искать путь до нее. Чтобы азарт сохранялся, тут и там расставлены ограничители, правда, не всегда очевидные — непонятно, я не могу попасть туда, потому что не хватает ловкости пальцев, или мне туда просто рано. Скажем, игрок довольно рано может спуститься в канализацию и далеко там продвинуться, и даже отыскать несколько сокровищ. Но по сюжету он оказывается в ней сильно позже, заходит с другого конца карты, и на самом деле предполагается обратное движение, для которого нужно еще и дополнительное умение перемещения.

-3

Поскольку The Lost Crown держит темп, она редко позволяет оставаться на одном месте, вынуждая двигаться, — либо устраивает ловушки, либо насылает противников. Есть интересные решения вроде надзирателя в библиотеке: огромная мумия с завязанными глазами ловит обезумевших книгочеев, ориентируясь на звук. Игрок должен прошмыгнуть мимо нее ( желательно незамеченным) и далее справиться с головоломками, где требуются точно выверенные прыжки по таймингам. В целом, если мумия заметит героя, то от нее можно убежать. А если поймает, то отправит в тюрьму, но так даже интереснее — больше локаций для исследования. Попадаются и менее щадящие идеи, причем довольно резко — ни с того ни с сего вдруг оказывается, что одну локацию нельзя покинуть, пока не пройдешь ее до конца. Сама локация переполнена ловушками, которые при прикосновении к игроку его «убивают», то есть отбрасывают в начало связанного с этими ловушками сегмента карты. Если здоровье закончится, нужно бежать через все препятствия обратно, потому что выйти все равно нельзя — телепорта рядом нет.

В целом, все платформенные головоломки тут можно разделить на два типа: те, которые требуют смекалки и использования умений, и те, которые рассчитаны на ловкость рук, терпение и невероятную точность по части таймингов. Вторые можно начинать ненавидеть, читая эти строки, а комбинации этих двух подходов станут сущим кошмаром. Понятно, что жанр в целом любит и то, и другое, но негибкий платформинг, где одна ошибка и ты начинаешь все сначала, выглядит крайне невыгодно на фоне головоломок, где требуется подумать — вроде заигрываний со временем и «призраками», когда игрок последовательно выполняет действия на участке карты, создавая своих клонов во времени, и комбинируя их усилия, получает доступ к потайной комнате.

От New Vegas до GTA 6: как история Бонни и Клайда вдохновляла геймдизайнеров

The Lost Crown предлагает несколько способов упростить себе жизнь (помимо настройки уровня сложности). Можно приобрести карту у местной обитательницы катакомб, можно снова и снова прокачиваться на противниках и запасаться деньгами, чтобы вкачивать целебные зелья и их крепость. По всей горе Каф разбросаны сундуки с амулетами, благодаря которым главный герой может сделаться ловчее, сильнее и выносливее — скажем, приобрести иммунитет к яду, что пригодится в той же канализации. Амулеты занимают разное количество слотов на шее героя и дают прогибать баланс в игре под себя. Другое дело, что их довольно быстро накапливается через край как много, и заморачиваться каждый раз с заменой становится лень. То же с прокачкой оружия и всего остального — все, что требует дополнительных ресурсов и выполнения побочных квестов, поначалу откладывается в долгий ящик, поскольку не хочется терять фокус. Стоит один раз увлечься поиском чего-то, что не имеет отношения к основному сюжету, как не заметишь, что провел полдня за ползанием по секретным проходам. Весьма непросто вспомнить потом, что, где и как нужно делать.

-4

Получаемые по мере прохождения дополнительные навыки, с одной стороны, предсказуемые для метроидвании, с другой — сильно меняют восприятие карты как таковой, вынуждая держать в уме нычки и комнаты, куда попасть пока не получается. Но самое главное, по всем канонам жанра они делают жизнь значительно проще, будь то дэш вперед, разрыв в пространстве (позволяет воровать взрывающиеся растения, например, чтобы разрушать некоторые двери), или прыжки во времени (когда игрок устанавливает «якорь», отбегает вперед и потом телепортируется обратно в промаркированную точку). Примерно такое же впечатление остается от боевой системы, быстрой (не сказать, торопливой), зато очень гибкой. Парирования часто спасают, а применение боевых умений в сражениях с боссами вариативно, и необязательно придерживаться какой-то одной определенной тактики. Уровень сложности, тем не менее, отбалансирован не всегда удачно. Некоторые боссы вроде гигантского вражеского краба проходятся быстро, но сразу за ними можно встретить сражение на порядок сложнее, комплекснее, требовательнее к прокачке главного героя. Эта местечковая хаотичность позволяет выдерживать заданный ритм и не дает расслабляться, но вместе с этим всегда неприятным образом застает врасплох.

The Lost Crown — долгая игра, но ее затянутость ощущается не сразу. Она настолько набита разного рода содержанием, что невольно хочется сфокусироваться на чем-то одном и до поры до времени игнорировать все остальное. К сожалению, это позволительно лишь до определенного момента, а дальше она вынудит игрока разбираться в тонкостях боевой системы, обвеса персонажа амулетами и таймингах прыжков по платформам. Скажем откровенно, очаровать игрока у нее получается сильно проще, чем обучить особенно сложным премудростям выживания в метроидваниях. Поэтому резкие скачки уровня сложности, впрочем, индивидуальные (если платформинг для вас не проблема, а развлечение, то вам повезло), наверное, единственное, что может отвлечь от полного погружения в волшебный мир легендарной приключенческой игры. Страдания, в конечном счете, стоят того — ради финала этой истории не страшно попотеть.

Оценка: 9/10