Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами подобранными из разных источников воспоминаниями жителей Преображенского об одном из знаковых объектов района - кинотеатре "Орион", располагавшемуся в доходном доме Куликовой.
Сначала немного расскажу об истории самого здания и его владельцах.
Пятиэтажный доходный дом с пристроенным со стороны двора помещением для электротеатра был выстроен московской купчихой Александрой Ивановной Куликовой по проекту архитектора Капитолия Авраамовича (Капитона Абрамовича) Дулина в 1913 году.
Прошение о постройке здания Куликовой было подано еще в декабре 1912 года. Электротеатр мог максимально вместить 903 человека, из них 516 человек в зрительном зале и 387 человек в фойе. Квартира Куликовых располагалась на втором этаже над фойе.
Само владение было приобретено Куликовыми еще в 1911 году. Александра Ивановна являлась женой московского 2-й гильдии купца Константина Алексеевича Куликова, состоявшего в купечестве со второй половины 1910 года и занимавшегося торговлей фруктами и ягодами на Болотной площади и в Городских железных рядах. У Куликовых было четверо сыновей: Константин, Сергей, Николай и Алексей.
Разрешение на ввод в эксплуатацию здания с электротеатром "Орион" было получено в ноябре 1913 года.
Дом снесли в 1990-е годы, на его месте выстроили новое здание, отдаленно похожее на подлинное. Сейчас оно занято "Сбербанком".
Далее я приведу воспоминания о кинотеатре, которые удалось собрать из разных источников.
Фрагменты из книги Валерия Осипова "Я ищу детство" с воспоминаниями, связанными с кинотеатром "Орион".
Обе эти свадьбы справлялись почти одновременно, одна за другой. Замуж выходили две родные сестры — Тоня и Зина Сигалаевы.
Зина — за Лёньку Частухина, своего же соседа по дому, бывшего токаря Электрозавода, ныне учащегося милицейской школы.
Тоня — за Кольку-модельера, лучшего сапожника на всей Преображенке, старшего сына известного в прошлом черкизовского налётчика и бандита Фомы Крысина.
Спустя несколько лет судьба свела обоих женихов, прошедших через беспощадную войну с Германией и вернувшихся с неё живыми, в жестокой перестрелке в Черкизовской яме (так называлось скопление одноэтажных деревянных хибар в овраге за Преображенским рынком) после знаменитого ограбления Сокольнического банка.
На исходе десятой минуты перестрелки Николай Крысин, давно уже бросивший к тому времени своё прибыльное сапожное ремесло, выскочил из-за поваленной набок грузовой машины и, петляя, побежал к Преображенскому кладбищу.
И тогда близкий его родственник, муж жениной сестры, старший лейтенант милиции Леонид Частухин привстал на колено и громким выстрелом из карабина сразил возле самой кладбищенской стены старшего сына Фомы Крысина насмерть.
Когда всё было кончено и взятые из банка деньги увезли на милицейской машине, мы, Преображенские мальчишки, прибежавшие на гром выстрелов и прятавшиеся во время перестрелки за ближайшими заборами, пошли смотреть на убитого.
Мы видели его живым ещё недавно, щёлкавшего семечки у входа на Преображенский рынок, а вечером он стоял в своих хромовых «прохарях» (в сапогах с отвёрнутыми голенищами) и кепочке-малокозырке около кинотеатра «Орион» на Преображенской площади, возле знаменитого «притончика-ориончика», в котором собиралась на последнем сеансе вся сокольническая и черкизовская шпана…
Я выхожу из метро. Всё изменилось, конечно, на моей родной Преображенке. Давно засыпана Черкизовская яма, и вместо неё вдоль шикарной авеню-модерн, вдоль Большой Черкизовской улицы стоят огромные шестнадцатиэтажные жилые дома, краса и гордость современной строительной индустрии.
Исчезла Богоявленская на Преображенской площади, но кинотеатр «Орион» стоит себе на месте, как и стоял, и хлопотливые трамвайчики (весёлые красно-жёлтые Преображенские трамвайчики, после войны, помнится, их называли «коробочками», в отличие от красных и голубых с прицепами) всё ещё бегают здесь, всё ещё делают свой усталый конечный круг по Преображенской заставе, как и тридцать лет назад, и бензоколонка стоит всё тут же, как и тридцать лет назад…
А в Богоявленском храме уже ударили в колокола к вечерней службе, но, заглушая их несерьёзный и какой-то игрушечный звон, гортанно заорали, забасили, загорланили десятки фабричных и заводских гудков на «Красной заре», на Первом инструментальном, на «Физэлектроприборе», на «Красном богатыре», на Электрозаводе и на многих других заводиках и фабричонках, покрывая своими густыми голосами металла и пара все иные звуки, висящие над Сокольниками, Измайловом, Преображенкой и Черкизовом, а возле кинотеатра «Орион» уже собираются на вечерние сеансы девушки в осоавиахимовских футболочках и парни со значками ворошиловских стрелков…
Письмо от 14.04.1987 А.И. Варнавской кинорежиссеру, педагогу Алексею Евгеньевичу Габриловичу, автору и режиссеру-постановщику ряда документальных фильмов, связанных с воспоминаниями нашего детства (такими как "Футбол нашего детства", "Кино нашего детства", "Дворы нашего детства", "Бродвей нашей юности" и др.).
Здравствуйте, тов. Габрилович А.Е.
В передаче "Добрый вечер, Москва", вы обратились к москвичам с просьбой, что мы помним в детстве своем относительно дворов.
Я, Варнавская Александра Ивановна, родилась в Москве и проживала в доме на Преображенке, где находился кинотеатр "Орион". Наш двор был очень хорош, хотя бы тем, что часть двора был сад - летний кинотеатра, в котором мы знали самые прекрасные уголочки.
Многое можно было бы рассказать, но я хочу сказать о том, что в то время (мне было 8 лет) при к/театре на утренниках выступал детский "Актив". Мы пели, играли в детском оркестре, танцевали. Я очень хорошо помню, когда моя старшая сестра пела песню из к/ф "Остров сокровищ", Я на подвиг тебя провожала, в зале плакали девушки в военной форме. Я в то время пела песню детскую шуточную "Жил был рыжий Джек". В то же время у нас был и второй двор у бабушки в Черкизове, где мы играли в лапту, в садовника, испорченный телефон. Спасибо Вам, за то, что вы коснулись нашего детства, своими фильмами. Они дают какую то надежду, что мы стареющие люди еще кому то нужны и о нас помнят.
Александра Ивановна
Из воспоминаний Сергея Михайловича Акимова, записанных Наталией Гуриной-Корбовой и опубликованных Любовью Кузютиной в периодическом издании «Сокольники и весь Восточный округ» за 9 ноября 2000 – 10 января 2001 г. и дополненных Александром Рябцевым (за наводку огромное спасибо Александру Рябцеву!)
Надо сказать, здания на Преображенской площади были каменные, лишь вторые этажи некоторых надстроены из дерева. Есть сохранившиеся, например то, в котором размещалась пуговичная фабрика, сейчас в нем OOO «Московская городская служба недвижимости» (дом 7, стр. 1). Кажется неправдоподобным, но автор письма утверждает, пуговицы вытачивали из скорлупы кокосовых орехов. А сегодня мы едим стружку из кокосовой мякоти — ею обсыпают торты, конфеты... Новое импозантное здание Сбербанка по соседству почти не отличается от того, в котором размещался бывший кинотеатр «Орион»... В этом строении, кроме кинотеатра, вспоминает Акимов, находились еще и два магазина – продовольственный и винный. Отец рассказывал Сереже, что вино в нем продавали весьма качественное. Торговали грузины, и, прежде чем купить целую бутылку, можно было попробовать, тут же был устроен стол с различными закусками. Конечно, ребенку запомнились, прежде всего, хорошие конфеты, хотя он ни разу ими так и не угостился — на удовольствие не было денег. Еще в памяти запечатлелось красивое и непонятное название торгового предприятия — «Конкорзия» и яркая вывеска, которая, видимо, по мнению хозяина, должна завлекать посетителей: очаровательная женщина в роскошном платье сидит на бочке с крыльями. Все вместе создавало ощущение, что бочка летит, а мужчинам после дегустации вин, наверное, казалось, будто в полете участвуют и они...
Послевоенная Преображенка оставалась окраиной города, где по утрам хорошо были слышны петухи и собаки из Черкизова. Площадь долго сохраняла свою каменную архитектуру, менялось лишь использование некоторых зданий. Неизменным оставалось и обилие магазинов, в которых можно было купить почти все – от картошки до мебели. В доме 7 (дом Хлебникова) вместо фабрики разместилась контора – жилищная, затем торговая. В доме 7а продолжал успешно работать «Орион», магазины «Молоко» и «Аптека». В молочном можно было найти все, что тогда делали из молока, и просто молоко: сначала в розлив из бидонов, потом из сифонов, в бутылках, позже – простое в красно-синих (16 коп. после деноминации 1961 года) и стерилизованное в бело-синих бумажных треуголках (20 коп.). Особо ценилось «Можайское», выпускавшееся только в бутылках.
«Аптека» же и без метрового термометра производила серьезное впечатление: посетителей было немного, света – много благодаря окнам во всю стену, высоченный потолок отлично усиливал каждый шорох порошка в пакетиках или бульканье микстур, подчеркивая таинство фармакологии. У детей-подростков был очень популярен «Гематоген» – сладкая плитка за 14 коп. заменяла конфеты и не требовала рецепта. Аптека изготовляла лекарства по специальным рецептам, отпускала пиявок из специальных аквариумов и наполняла зеленые кислородные подушки, для чего газ привозили в больших стальных баллонах.
Колокольня храма Преображения исправно созывала прихожан, вокруг занимали свои места нищие. Интересно, что отделение Госбанка СССР, находившееся рядом с храмом, «возродилось» как отделение нынешнего Сбербанка почти там же – на месте «Ориона».
Из воспоминаний Александра Хуторовского, жителя Преображенского с 1965 года, записанные им в 2012 году.
А я в этом кинотеатре в конце 70-х один раз выступал в составе детского духового оркестра перед сеансом. Это был духовой оркестр Дома пионеров, который в то время располагался на Измайловском валу. Сейчас это Дворец творчества на Черкизовском пруду, и я работаю в нём настройщиком фортепиано. Что касается того концерта в "Орионе", то я не помню репертуар, но могу предположить, что это был стандартный набор из маршев и вальсов. Публика к таким концертам была привычная и реагировала спокойно :)))
На чём я только ни играл :-) В школе в четвёртом классе вызвался играть на барабане во время строевого смотра (не помню как это называлось на самом деле, когда классы шагали строем, кричали речёвку, пели песню и т.п.). Меня отметили и послали от школы в Дом пионеров для повышения квалификации. Руководитель духового оркестра, Садыбеков Тимур Бекович, заметил меня и позвал к себе. Играть я стал на баритоне (это среднее между трубой и тубой). Потом была муз. школа в Сокольниках, за кинотеатром "Орлёнок" (опять кинотеатр!), учился уже на тромбоне. Быстро перешёл в школу им. Гнесиных, а потом поступил в одноимённое училище. Дальше было много чего, но вернулся я в итоге всё в тот же Дом пионеров, сейчас Дворец творчества.
Обратите внимание, что по сравнению с фотографией 1932 года здание лишилось балконов, всего декора на фасаде и каменного ограждения кровли сверху.
Воспоминания Игоря (Garry71), записанные в 2012 году.
Классный в кинотеатре был запасной выход в конце коридорчика между буфетом и кинозалом. :-) Туда практически никто не проходил-все в основном в зал из фойе заходили, а мы скидывались на один билет, потом туда прошедший нам дверь эту изнутри открывал и просачивались все остальные. :-)) А в зале уж-как повезёт сесть. :-) А ещё какое-то время у кого-то из дворовых знакомых там киномеханик знакомый был, так вообще из кинооператорской фильмы смотрели. И "Сапожник!!!" там тоже хорошо слышно было, когда плёнка рвалась. :-)))
А сам кинозал с тыла здания весной или летом 1984-го порушили, насколько я помню. Впечатлило, насколько крепкие стены были, что чугунной бабой не единожды в одно место колотили, пока стена не поддавалась... Эх-х-х...
А в самом жилом этом корпусе у меня друг жил, потом в Крылатское переехал, когда расселять дом уже начали. А мы в выселенном доме пиво в пустых квартирах пили, тогда ещё грех было на лавочках с пивом сидеть, особенно молодым.
Воспоминания Андрея Егорова, записанные им в 2013 году.
Этот летний кинозал сыграл определённую роль в моей жизни!
Году так в 1957-1958, по рассказам родителей, мы направились туда, и перед сеансом там играл оркестр. Я, ещё совсем маленький, встал и начал "дирижировать", видимо подражая когда-то увиденному дирижёру оркестра. Отец тогда подметил, что дирижирую-то я строго в такт звучащей музыке, и решил меня проверить на музыкальные способности. Проверка подтвердила у меня наличие таковых и в 1960-м году, в 5-летнем возрасте, для меня было приобретено пианино "Заря" и началась учёба. Музыкальную школу по классу фортепьяно я закончил и, хотя не видел себя профессиональным музыкантом, музыка и любимый инструмент всегда сопровождали меня в жизни, сделали её богаче, интереснее, познакомили меня удивительными людьми. Сейчас я с благодарностью вспоминаю своих родителей и этот эпизод, связанный с летним кинозалом кинотеатра "Орион" на Преображенке!
Воспоминания Светланы, записанные в 2013 году.
Дело в том, что позади кинотеатра находился небольшой скверик, располагавшийся на горке (сейчас на этом месте префектура ВАО). В скверик пропускали только по билетам, купленным в кино. Спустившись по ступенькам вниз, зрители попадали к небольшой эстраде, на которой играл оркестр. У входа в скверик был небольшой буфет, где продавалось мороженое, соки и вкуснейшие слоёные "языки". Здесь, в скверике можно было провести время перед началом сеанса. А вход в кинотеатр был с тыльной стороны здания. Кинозал был небольшой. Зато здесь часто устраивались премьеры фильмов, во время которых перед зрителями выступали известные артисты. И это всегда было таким незабываемым событием для всех!
Пройдя через арку с этой надписью "Вход в сад", вы попадали сначала на небольшую площадку: здесь, с заднего фасада здания и был вход в кинотеатр. А напротив него через эту площадку - сам вход в сад. Сад, огороженный металлической оградой, располагался на горке, которая спускалась вниз - к нынешнему зданию префектуры. Недавно была там, поснимала многое. Сада, конечно, давно уже нет, а вместо него - заасфальтированные дорожки со ступеньками. Все-таки удивительная штука - детство. Всё запоминается настолько подробно и отчетливо, будто снято кинокамерой. Мое детство прошло в этих краях в 1950-1960-е гг. Одна моя бабушка жила в Первом Зборовском переулке, рядом с Преображенской площадью, а другая бабушка жила прямо в том самом доме, где находился к/т "Орион".
В молочном магазине молоко продавали не только в бутылках, а позже в треугольных бумажных пакетах, но и в розлив. И молоко и молочные продукты были самого высокого качества. И еще - в этом доме жила моя родственница, баба Варя. Так что я бывала и внутри этого здания. Здесь был старинный лифт , который обслуживался консьержкой, комнаты, узкие и вытянутые в длину, как пенал. А главное, чёрный ход - именно здесь я узнала впервые, что это такое.
Благодарю за внимание!
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, оставьте комментарий, подпишитесь и поставьте лайк!
Подписывайтесь также на мой ТГ-канал "Память места_Москва"