Найти в Дзене

Какова роль Ленина в формировании Украины

Возможно, многих удивит такое название. Так как в Украине ведётся непримиримая борьба не только с русским, но и с коммунистическим прошлым, а также с его главным символом — Владимиром Ильичом Лениным. Потому что, всем новоиспечённым национальным проповедникам хочется рассказывать о «древнем наследии» своего народа, уходящим в глубокое прошлое, существовавшим задолго до римлян и греков. Что-то похожее было рассмотрено в статье О братьях славянах на чистоту, на примере Густафа Коссинны (1858 — 1931), являвшегося профессором Берлинского университета, и искавшего следы исключительности немецкой расы. А тут выходит, что «исключительность» украинского народа возникла совсем недавно, в начале 20-го века, да ещё и при содействии идеологического противника. Тут, хочешь не хочешь, а возненавидишь своих собственных «родителей». Хотя В. И. Ленин желал украинцам только добра, защищал их от «угнетения великороссов», называл даже «инородцами», отделяя наследие украинцев от истории русских. Владимир И
В. И Ленин в ссылке в Шушенском
В. И Ленин в ссылке в Шушенском

Возможно, многих удивит такое название. Так как в Украине ведётся непримиримая борьба не только с русским, но и с коммунистическим прошлым, а также с его главным символом — Владимиром Ильичом Лениным. Потому что, всем новоиспечённым национальным проповедникам хочется рассказывать о «древнем наследии» своего народа, уходящим в глубокое прошлое, существовавшим задолго до римлян и греков. Что-то похожее было рассмотрено в статье О братьях славянах на чистоту, на примере Густафа Коссинны (1858 — 1931), являвшегося профессором Берлинского университета, и искавшего следы исключительности немецкой расы.

А тут выходит, что «исключительность» украинского народа возникла совсем недавно, в начале 20-го века, да ещё и при содействии идеологического противника. Тут, хочешь не хочешь, а возненавидишь своих собственных «родителей». Хотя В. И. Ленин желал украинцам только добра, защищал их от «угнетения великороссов», называл даже «инородцами», отделяя наследие украинцев от истории русских. Владимир Ильич в своих работах настаивал на важности европейских ценностей; говорил о необходимости создания отдельного государства — Украины; защищал украинцев от «произвола» великорусского, имперского шовинизма.

Вождь мирового пролетариата делал именно то, о чём сейчас «мечтает» современная украинская власть. Так почему в Украине нет даже намёка на благодарность великому гению своей эпохи? А наоборот, наблюдается всеобщее поругание и уничтожение памяти о Ленине.

Украинцы, как носители украинского языка, появились давно, Австрия и Польша приложили к этому руку, но, даже какую-либо автономию, никто им предоставлять не собирался. Украинский народ обрёл свою государственность только при содействии Советской власти и ходатайстве Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР, Владимира Ильича Ленина.

Дело в том, что Владимир Ильич Ульянов (Ленин) с 1900 по 1917 годы не проживал на территории Российской империи. Он находился в ссылке (ой, извините, эмиграции), но не в «медвежьих углах России», как его соратники по партии Свердлов, Сталин и другие, а в более комфортных условиях, позволявших обличать русский царизм не боясь преследования — в Швейцарии, Германии и Австрии.

В 1912 году Ленин поселился в польском местечке Поронин, находящемся недалеко от его постоянного места проживания (Швейцарии). Поронин относился к той части западной Галиции, которая была в составе Австрии, но в приграничье с Российской империей. Там, в основном, преобладало польское население, а также были галицийские русины, мечтавшие о национальном суверенитете от Австрии, Польши и России.

Хорошо зная чаяния польских и австрийских рабочих, Ленин начал активно заниматься национальными вопросами в своей революционной деятельности. Потому как, видения австрийских (Карл Каутский) и польских (Роза Люксембург) марксистов, в отношении национального вопроса пролетариата, принципиально отличались от того направления, на котором настаивал Ленин и другие русские марксисты.

Ленин, во многом, но не во всём, соглашался с Карлом Каутским (1854 — 1938) и жёстко критиковал Розу Люксембург (1871 — 1919). Написанные им работы, под впечатлением горячих дискуссий, легли в основу национальной политики будущего Советского государства.

В мае 1914 года, накануне Первой Мировой войны, Ленин опубликовал свою работу  О праве наций на самоопределение, в которой раскритиковал польскую революционерку Розу Люксембург, а также отразил своё видение национального вопроса. Прожив полтора десятка лет в Европе, Ленин считал европейский вариант национального устройства, когда каждый народ живёт в своей отдельной стране, идеальным.

«Пример всего передового цивилизованного человечества, и пример Балкан, и пример Азии доказывают безусловную правильность положения Каутского: национальное государство есть правило и “норма” капитализма, пестрое в национальном отношении государство — отсталость или исключение. С точки зрения национальных отношений, наилучшие условия для развития капитализма представляет, несомненно, национальное государство.»

«Сравнение политического и экономического развития разных стран, а также их марксистских программ имеет громадное значение с точки зрения марксизма, ибо несомненны как общая капиталистическая природа современных государств, так и общий закон развития их.»

«То же самое относится к национальному вопросу. В большинстве западных стран он давным-давно решен. Смешно искать ответа на несуществующие вопросы в западных программах. Роза Люксембург упустила здесь из виду как раз самое главное: различие между странами с давно законченными и с незаконченными буржуазно-демократическими преобразованиями.»

«В Западной, континентальной, Европе эпоха буржуазно-демократических революций охватывает довольно определенный промежуток времени, примерно, с 1789 по 1871 год. Как раз эта эпоха была эпохой национальных движений и создания национальных государств. По окончании этой эпохи Западная Европа превратилась в сложившуюся систему буржуазных государств, по общему правилу при этом национально-единых государств.

В Восточной Европе и в Азии эпоха буржуазно-демократических революций только началась в 1905 году. Революции в России, Персии, Турции, Китае, войны на Балканах — вот цепь мировых событий нашей эпохи нашего “востока”… Именно потому и только потому, что Россия вместе с соседними странами переживает эту эпоху, нам нужен пункт о праве наций на самоопределение в нашей программе.»

© В. И. Ленин. О праве наций на самоопределение. 1914.

Исходя из этого, «опыты» по национальному вопросу можно было проводить только в двух многонациональных Империях: Австро-Венгрии, где немцы-австрийцы «были душителями» венгров и славян, коих набиралось с добрый десяток племён и народов; и Россия, где великороссы устроили «тюрьму народов» более чем сотне всевозможных национальностей.

Россия, конечно, была предпочтительнее, так как сам Владимир Ильич был великоросс, но там ему бы пришлось опять поехать в Шушенское и заняться охотой и беседами с русским крестьянством, одним словом — скукотища. До ближайшего города Красноярска — 300 км, но там одни русские, не интересно. И ещё 3,5 тысячи км до Петербурга, где кипела жизнь, был пролетариат, революционеры, «безвизовая» Финляндия под боком, но туда путь был заказан.

Другое дело Австро-Венгрия, где всё рядом, не нужно ехать на «вечно-кипящие Балканы», есть Галиция, поляки и русины, относительно комфортно и безопасно, да и обратно в Швейцарию можно уехать в любое время. Наверное по-этому, в 1912 году Владимир Ильич Ленин поехал «в поля», в польскую деревушку, что в западной Галиции Австро-Венгрии. Масла в огонь подливала и Роза Люксембург, в полемике с Лениным, выступавшая против разделения наций:

«В особенности, — пишет она, — программа партии, которая действует в государстве с чрезвычайно пестрым национальным составом и для которой национальный вопрос играет первостепенную роль, — программа австрийской социал-демократии не содержит принципа о праве наций на самоопределение.»

© В. И. Ленин. О праве наций на самоопределение. 1914.

Заочно отвечая Розе Люксембург, в своей работе Ленин не скупится на эпитеты:

«Австрия не только была долгое время государством с преобладанием немцев, но австрийские немцы претендовали на гегемонию среди немецкой нации вообще. Эта “претенция”, как может быть соблаговолит припомнить Роза Люксембург, разбита войной 1866 года. Господствующая в Австрии нация, немецкая, оказалась за пределами самостоятельного немецкого государства, создавшегося окончательно к 1871 году. С другой стороны, попытка венгров создать самостоятельное национальное государство потерпела крушение еще в 1849 году, под ударами русского крепостного войска.

Таким образом создалось чрезвычайно своеобразное положение: со стороны венгров, а затем и чехов, тяготение как раз не к отделению от Австрии, а к сохранению целости Австрии именно в интересах национальной независимости, которая могла бы быть совсем раздавлена более хищническими и сильными соседями!

Есть ли что-либо похожее в России? Есть ли у нас тяготение “инородцев” к соединению с великорусами под угрозой худшего национального гнета?

Достаточно поставить этот вопрос, чтобы увидеть, до какой степени сравнение России с Австрией по вопросу о самоопределении наций бессмысленно, шаблонно и невежественно.

Своеобразные условия России, в отношении национального вопроса, как раз противоположны тому, что мы видели в Австрии. Россия — государство с единым национальным центром, великорусским. Великорусы занимают гигантскую сплошную территорию, достигая по численности приблизительно 70 миллионов человек. Особенность этого национального государства, во-1-х, та, что “инородцы” (составляющие в целом большинство населения — 57%) населяют как раз окраины; во-2-х, та, что угнетение этих инородцев гораздо сильнее, чем в соседних государствах (и даже не только в европейских); в-3-х, та, что в целом ряде случаев живущие по окраинам угнетенные народности имеют своих сородичей по ту сторону границы, пользующихся большей национальной независимостью (достаточно вспомнить хотя бы по западной и южной границе государства — финнов, шведов, поляков, украинцев, румын); в-4-х, та, что развитие капитализма и общий уровень культуры нередко выше в “инородческих” окраинах, чем в центре государства.»

© В. И. Ленин. Там же.

Под «инородцами» следует понимать представителей других этнических групп населения, к примеру: финны являются финно-угорцами; шведы — северогерманской этнической группой — скандинавами; румыны — романской этнической группой, прямыми потомками римлян. Но, почему Ленин записал в число «инородцев» поляков и украинцев, принадлежащих к одному племени с русскими — славянам?

Для понимания этого, сначала выясним, кого в России называли «инородцами». Поэтому обратимся к «Алфавитному списку народов, обитавших в Российской империи»:

«Россия есть достояние русской народности, постепенно и неуклонно распространяющейся на запад, юг и восток. Подтверждают это и цифры о колонизации наших азиатских владений русскими и о распространении русского землевладения на западных окраинах. Видно это и в краткой характеристике отдельных племен и народов: значительное большинство инородцев сибирских и северных уже обрусели, исповедуют православную веру, живут как русские, отличаются от них только происхождением. В численном же составе всего яснее проявляется единство Империи: в 1886 г. из 113 миллионов душ населения на долю Великоруссов, Малороссов и Белоруссов приходилось 80 милл. или 70%; а если присоединить к ним обруселых инородцев, — то и значительно больше.»

© Алфавитный список Империи-1895.

Как мы видим, ни малороссы (украинцы), ни поляки в Российской империи инородцами не считались. Этим термином, как правило, называли малые народы Сибири и Севера, значительно отличавшиеся от русских, даже внешне. Посмотрим, что говорится в «Имперском справочнике» в отношении других «ленинских инородцев»:

«Молдаване — потомки древних даков, сильно смешавшиеся с римскими дунайскими колонистами. Молдаване обитают в губернии Бессарабской, где они составляют около половины всего населения.»

«Финны, — к Балтийскому морю переселились еще до Рождества Христова, в XIII столетии были покорены шведами и под их влиянием переняли земледелие, лютеранскую веру, общественное устройство. Национальность свою финны не утратили и язык их сохранился в первобытной чистоте до настоящего времени.»

«Шведы — народ германского племени. В Финляндии шведы живут сплошной массой, составляя класс чиновников, пасторов и землевладельцев.

Небольшие остатки шведов уцелели в Эстляндской губернии в уездах Ревельском и Гапсальском.»

© Алфавитный список Империи-1895.

Такие народы, как украинцы и румыны, по состоянию на 1895 год, в Российской империи не проживали, либо по своей малочисленности, к учёту не принимались. Однако, этот справочник даёт характеристику народам, которые в конце 19-го века назывались инородцами:

«Ламуты, — бродячие инородцы тунгузского племени; главные занятия — рыбная ловля и звероловство; богатство их составляют олени. Православные. Территория: Колымский и Верхоянский округа Якутской области.»

«Чукчи — инородцы Восточной Сибири полярного типа, по языку и нравам сходны с коряками.»

«Юкагиры — бродячие инородцы полярного типа. Богатство их составляют олени; охота и рыбная ловля являются их главными занятиями. Православные. Территория: Колымский и Верхоянский округа Якутской области.»

«Юраки — кочевое племя инородцев, родственное самоедам, разделяются на 2 орды: тазовскую (православные) и береговую (язычники). Территория: Туруханский край Енисейской губернии.»

© Алфавитный список Империи-1895.

Только четыре народа из 140 обозначены в «Справочнике», как инородцы. Место их обитания — Восточная Сибирь, приполярные области. Никто из инородцев, современников Ленина, не имел отношения, ни к шведам с финнами, ни к полякам с украинцами, ни к румынам. Скорее всего, Владимир Ильич в понятие «инородцы» вкладывал иной смысл. Судя по описанию народов, причисленным Лениным к «инородцам», они проживали на окраине Империи и были притесняемы «главным имперским народом», но, при этом, у всех «притесняемых инородцев», в соседнем государстве жили их «свободные» соплеменники.

Исходя из этого, Ленин считал, что все европейские государства прошли этап «национального объединения» и приобрели свою самостоятельность, а вот Балканы и Азия, а также Россия, находились ещё в стадии «феодальной дикости». Поэтому, для гармоничного развития народов, требовалось отпустить «угнетённых инородцев» из России, чтобы они смогли объединиться со своими европейскими свободными сородичами и образовать единое национальное государство.

Разберем каждый народ, попавший в «ленинские инородцы».

Финны, проживают в Финляндском княжестве Российской империи, имеют в соседней Швеции своих свободных сородичей.

Шведы, скорее всего не те, которые занимали основные руководящие посты в Финляндии; а, более вероятно, те, которые уцелели в Эстляндской губернии, Ревельском и Гапсальском уездах (сейчас это эстонские города Таллин и Хаапсалу). Естественно, требовалось их объединение со свободной Швецией.

Поляки, богатые и многочисленные жители Российской империи, тоже вошли в разряд угнетаемых «инородцев». Потому как Польша, в своё время, была разделена между тремя государствами: Россией, Пруссией и Австрией. Требовалось освободить польский народ от угнетения великороссов, германцев и австрийцев. Но, так как, Германия и Австрия были уже «правильными государствами», то в качестве «угнетателя поляков» выступала только Россия.

Румыны, а на деле, молдаване, составляли половину населения Бессарабской губернии Российской империи. А вот вторую половину Бессарабии населяли, скорее всего великороссы и малороссы, одним словом русские — угнетатели молдаван (по ленински — румын). Рядом же находилась Румыния, которая была образована в 1859 году, в составе Османской империи, как Объединённое княжество Валахии и Молдавии.

В ходе Русско-турецкой войны, в результате победы России, в 1878 году получили свою независимость Сербия и Черногория, а также Валахия и Молдавия, ставшие самостоятельным государством — Румынским княжеством. Бессарабия, по мирному договору, досталась России. В связи с этим, Ленин посчитал, что в Румынии живут свободные румыны, а в российской Бессарабии — угнетённые румыны, или молдаване.

Украинцы, с ними сложнее всего, так как, ни такого народа, ни государства с таким названием, ни в одном европейском справочнике того времени не существовало. Была только местность — Украина — часть Малопольши, а затем Малороссии, вошедшая в состав Российской империи при разделе Польши. Но там украинцев не было, почти вся «историческая Украина» или Малороссия, на 94 процента была населена русскими. Оставалась ещё Галиция, в которой можно было найти украинцев, но она была в составе «правильной» Австрии, которую ни в коем случае делить было нельзя. Ленин эту позицию чётко определил в своей работе.

Выходило так, что «свободная Украина», и соответственно украинцы, находились в Австро-Венгрии, а угнетённые украинцы проживали в соседнем Царстве Польском, являвшемся частью Российской империи. Тем самым, великороссы «угнетали» в Польше не только поляков, но и живших там украинцев. Однако, местность, которую Ленин отводил под национальное украинское государство, уже имела своё название — Галиция.

Но, если называть вещи своими именами, и оставить название Галиция, то можно «нарваться на неприятности», которые русскому эмигранту Ульянову были не нужны. И опасения Владимира Ильича были не напрасны. Как только началась Первая Мировая война, находящийся в Галиции Ленин, тут же был арестован австрийскими властями, за шпионаж в пользу России. Поэтому, накануне войны Ленин не рискнул говорить о самостоятельной Галиции, населённой русинами и поляками. Пришлось выдумывать «мифическую» Украину и украинцев, подразумевая под ними Галицию и галичан. Он поступил примерно также, когда заменил российских молдаван на, не живших в России, румын.

И, если Ленину, в своей работе, угнетённых инородцев приходилось шифровать, то о народе-угнетателе — великоруссах — он говорил открыто:

«Потому что великорусы в России нация угнетающая.»

«Увлеченная борьбой с национализмом в Польше, Роза Люксембург забыла о национализме великорусов, хотя именно этот национализм и страшнее всего сейчас, именно он менее буржуазен, но более феодален, именно он главный тормоз демократии и пролетарской борьбы.»

«Создание самостоятельного и независимого национального государства остается пока в России привилегией одной только великорусской нации. Мы, великорусские пролетарии, не защищаем никаких привилегий, не защищаем и этой привилегии.»

«Но идти к этой цели нельзя, не борясь со всяким национализмом и не отстаивая равенства различных наций. Суждено ли, например, Украине составить самостоятельное государство, это зависит от 1000 факторов, не известных заранее. И, не пытаясь “гадать” попусту, мы твердо стоим на том, что несомненно: право Украины на такое государство. Мы уважаем это право, мы не поддерживаем привилегий великоросса над украинцами, мы воспитываем массы в духе признания этого права, в духе отрицания государственных привилегий какой бы то ни было нации.»

«С национализмом великорусских крестьян пролетарская демократия должна считаться (не в смысле уступок, а в смысле борьбы).»

«Такое положение вещей ставит пролетариату России двоякую или, вернее, двустороннюю задачу: борьбу со всяким национализмом и в первую голову с национализмом великорусским.»

© В. И. Ленин. О праве наций на самоопределение. 1914.

Говоря о негативной роли русских крестьян и русского народа в деле национального самоопределения малых народов, Ленин не забыл упомянуть и господствующие классы России:

«Позиция “бюрократии” и феодальных помещиков типа объединенного дворянства общеизвестна. Безусловное отрицание и равноправия национальностей и права на самоопределение. Старый, взятый из времен крепостного права лозунг: самодержавие, православие, народность, причем под последней имеется в виду только великорусская. Даже украинцы объявлены “инородцами”, даже их родной язык преследуется.»

© В. И. Ленин. Там же.

При этом Ленина ничуть не смущает позиция галицийских (украинских) марксистов, ратовавших за единство с великорусским народом. Он вспоминает полемику в газетах вокруг независимости Галиции (Украины), обсуждавшейся на студенческом съезде:

«Сыр-бор загорелся из-за всеукраинского студенческого съезда в Львове летом 1913 года. Присяжный “украиновед” или украинский сотрудник “Речи” г. Могилянский поместил статью, в которой осыпал самыми отборными ругательствами (“бред”, “авантюризм” и пр.) идею сепарации (отделения) Украины, идею, за которую ратовал национал-социал Донцов и которую одобрил названный съезд.»

© В. И. Ленин. Там же.

Владимир Ильич только не упомянул, от кого хотела отделиться Галиция (или по-ленински Украина).

Студенческий съезд проходил во Львове (восточная Галиция), населённом русинами, а не поляками, в 1913 году. А это значит, что студенты и национал-социалист Донцов выступали за отделение Галиции не от России, а от Австро-Венгрии. Получив самостоятельность от Австрии, Галиция собиралась присоединиться к Российской империи, примерно так, как поступил Крым в 2014 году.

Подтверждением этому являются действия жителей Львова, которые в сентябре 1914 года с восторгом и цветами встречали Русскую армию, входящую в город. Галичане (русины) понимали, что если их самобытность не защитит братский великорусский народ, русский царь и русская армия, то они растворятся и исчезнут, либо среди немцев-австрийцев, либо среди поляков.

Но, такие настроения галичан шли в разрез с идеями Ленина. Поэтому он поселился не во Львове, а в Поронине, западной Галиции, среди поляков и галичан, настроенных негативно в отношении русских.

В своей работе, Ленин не оставляет без внимания и позицию Конституционно-демократической партии (ка-детов):

«В программе кадетов, которая, разумеется, была известна делегатам кадетской конференции, стоит именно не политическое, а “культурное” самоопределение. Значит, г. Кокошкин защищал программу от делегатов с Украины, от левых кадетов, защищал “культурное” самоопределение против “политического”. Совершенно очевидно, что, восставая против “политического” самоопределения, выдвигая угрозу “распада государства”, называя формулу “политического самоопределения” “растяжимою” (вполне в духе Розы Люксембург!), г. Кокошкин защищал великорусский национал-либерализм против более “левых” или более демократических элементов к.-д. партии и против украинской буржуазии.»

«Г-н Кокошкин рассуждает совершенно в духе националистов. На своем последнем съезде они громили украинцев-“мазепинцев”. Украинское движение — восклицал г. Савенко и К° — грозит ослаблением связи Украины с Россией, ибо Австрия украинофильством укрепляет связь украинцев с Австрией!! Оставалось непонятным, почему же Россия не может попробовать “укрепить” связь украинцев с Россией тем же методом, который гг. Савенки ставят в вину Австрии, т. е. предоставлением украинцам свободы родного языка, самоуправления, автономного сейма и т. п.?»

«Рассуждения гг. Савенко и гг. Кокошкиных совершенно однородны и одинаково смешны и нелепы с чисто логической стороны. Не ясно ли, что чем больше свободы будет иметь украинская национальность в той или другой стране, тем прочнее будет связь этой национальности с данной страной? Кажется, нельзя спорить против этой азбучной истины, если не порвать решительно со всеми посылками демократизма.»

© В. И. Ленин. О праве наций на самоопределение. 1914.

История показала, что опасения кадетов Кокошкина и Савенко были не напрасными. Но Ленина, в то время, было не остановить. Он продолжал обвинять великороссов в угнетении народов и требовать свободу украинцам в России, чтобы те смогли объединиться со своими австрийскими соплеменниками.

1 августа 1914 года началась Первая Мировая война.

Ленин был арестован австрийцами, за «шпионаж в пользу врага». Однако, спустя неделю, ему удалось освободиться и он немедленно уехал в Швейцарию. Потому что, Русская императорская армия громила австрийские части и активно наступала в Галиции. Встречаться со своими соотечественниками Ленин тогда не собирался. Уже в Швейцарии, вождь мирового пролетариата пишет ещё одну статью, посвящённую национальному вопросу.

В этой работе, названной «О национальной гордости великороссов», Ленин снова клеймит ни в чём не повинный русский народ, но уже за его низкий революционный настрой:

«Мы помним, как полвека тому назад великорусский демократ Чернышевский, отдавая свою жизнь делу революции, сказал: «жалкая нация, нация рабов, сверху донизу — все рабы». А, по-нашему, это были слова настоящей любви к родине, любви, тоскующей вследствие отсутствия революционности в массах великорусского населения.»

«Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое (когда помещики дворяне вели на войну мужиков, чтобы душить свободу Венгрии, Польши, Персии, Китая) и свое рабское настоящее, когда те же помещики, споспешествуемые капиталистами, ведут нас на войну, чтобы душить Польшу и Украину, чтобы давить демократическое движение в Персии и в Китае, чтобы усилить позорящую наше великорусское национальное достоинство шайку Романовых, Бобринских, Пуришкевичей. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т. д. «защитой отечества» великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.»

«А экономическое процветание и быстрое развитие Великороссии требует освобождения страны от насилия великороссов над другими народами.»

© В. И. Ленин. О национальной гордости великороссов. 1914.

Идею Ленина об «удушении Польши» ещё можно понять, потому как, в то время, Польша была частью Российской империи, и в ней периодически вспыхивали восстания поляков. Но, об удушении какой Украины говорится в работе Ленина, ведь её тогда ещё не существовало?

Скорее всего, речь идёт о Галиции, которая, ко времени написания статьи, была занята русскими войсками. И, с точки зрения «правильной» Австрии, Галиция была оккупирована Российской империей, где томился в неволе «многострадальный» украинский народ.

Продолжение в статье Какой была Галиция.

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников