Галиция берет своё начало от Галичского княжества, исконно русских земель. Название получила от города Галич, стоящего по ныне на реке Днестр. Со временем, Галичская земля, богатея и расширяясь, была преобразована в Галицко-Волынское княжество, с центром уже в городе Львове. Галичская земля, уже в то время, соперничала с Киевом в вопросах богатства и развития.
В 13-м веке Русь постигла великая беда — Монгольское нашествие. В 1240 году, под ударами орды, пал Киев. Разгромленная и завоёванная Русь попала под гнёт восточных завоевателей. Островки относительной свободы остались на Севере — Новгородская и Псковская земли, а также на Западе Руси — Галиция и Волынь. И, если Новгород продолжал сохранять свою преемственность Руси, благодаря молодому князю Александру Ярославичу (Невскому), то Львов, вместе со всеми землями, был присоединён к королевству Польскому. Более подробно этот вопрос освящен в статье Википедии Галиция:
«В 1434 году из земель Галицко-Волынского княжества король Владислав III Варненчик образовал Русское воеводство, административным центром которого стал город Львов. Русское и Белзское воеводства в исторических документах XV-XVIII веков часто объединялись под условным названием Червонная Русь.
Коренное (восточнославянское) население Галиции, Буковины, Закарпатья называло себя прилагательным руськи или существительным русины.
Уже к началу XVI века все социальные верхи (магнаты и паны) Галиции сменили обрядность, перешли из православия в католицизм и полонизировались.»
В 1772 году произошёл «первый раздел Польши», когда от Речи Посполитой были отделены земли в пользу Пруссии, Австрии и России. Воеводство Русское, с частью земель Малой Польши, вошли в состав Австрийского эрцгерцогства. Австрия получила новые провинции, названные Королевством Галиции и Лодомерии (Восточная Галиция), с центром во Львове.
В 1794 году в Польше вспыхнуло восстание против польского короля Станислава. Восстание возглавил литовский шляхтич Тадеуш Костюшко. Против него выступили Пруссия, Австрия и Россия. Австрия заняла часть земель севернее Галиции и дальше не наступала. Прусский король подошел к Варшаве, штурмом овладеть не смог и взял её в осаду. Однако, на присоединённых к Пруссии польских землях, вспыхнули восстания, и осаду Варшавы пришлось снять.
Вопрос решил русский корпус Суворова, который шёл в Польшу после победы над Турцией. 23 октября (3 ноября) 1794 года А. В. Суворов подошёл с войсками к Варшаве и на следующий же день взял её штурмом. Через два дня Польша капитулировала.
Восстание Костюшко показало европейским монархам (в России, Австрии и Пруссии) то, что Польша создаёт «слишком много хлопот». На основании этого, в 1795 году было принято решение о новом (третьем) разделе Польши, в результате которого Речь Посполитая перестала существовать. Так как судьбу войны решил корпус Суворова, большая часть Польши и всё княжество Литовское отошли к Российской империи. Варшава же вошла в состав Прусского королевства.
Австрия получила польские земли, названные — Северной Галицией. Однако, в ходе наполеоновских войн, Северная Галиция была отторжена от Австрии и вошла в состав Варшавского герцогства. После Отечественной войны 1812 года, в 1813 году Варшавское герцогство перестало существовать, став частью Российской империи. А вся территория Польши, вошедшая в состав России, стала именоваться Царство Польское, царём которого стал российский император.
В результате этих действий, Галиция была разделена между двумя Империями. Западная Галиция (одна треть территории) была населена поляками, негативно относящимися к русским и ненавидящим Суворова за взятие Варшавы. Эта часть Галиции была в составе Царства Польского, то есть Российской империи. Восточная Галиция (две трети территории) была населена русинами, сохранившими собственную культуру и самобытность, а также мечтавшими об объединении с русским народом. Эта часть Галиции была в составе Австро-Венгрии.
Галицийские поляки и русины имели различный взгляд на отношения с русским народом, самым многочисленным в Российской империи. Это проявилось на Славянском съезде в Праге, проходившем в 1848 году на территории Австрийской империи. Съезд проводился для того, чтобы восстановить единство славян, разрушенное некогда в прошлом. Соответственно, на съезде поднимался национальный вопрос, по которому определились три секции славян: чехословацкая, польско-русинская и юго-славянская.
Славянский съезд рассматривал две идеологические позиции: умеренную и радикальную:
«Умеренная, предполагала превращение Австрийской империи в многонациональную федерацию, где славянские народы обладали бы правом национальной автономии (австрославизм).»
«Радикалы настаивали на создании самостоятельной славянской федерации (панславизм). Также неоднозначную реакцию вызывала у делегатов Российская империя. Если одни возлагали на неё надежды на освобождение славян, то другие (польские депутаты) относились к миссии России весьма скептически. Также обнаружились трения между поляками и русинами в вопросе о самоопределении Галиции.»
© Славянский съезд (1848) — Википедия.
Планы Ленина по созданию Украины на основе Галиции
В отличие от польской «западенщины», в восточной Галиции преобладало русское население и русины, которые придерживались противоположных с поляками взглядов.
«На съезде галицко-русских учёных в 1848 году ставился вопрос об изучении истории Галиции как части общей истории Руси на основании национального единства русского народа. Подтверждалось существование единого для всей Руси (от Карпат до Камчатки) литературного языка. Некоторые исследователи также указывают на то, что Галиция участвовала в создании общерусского литературного, «книжного» языка.
Конфликт между поляками и русинами в Галиции то затихал, то разгорался в зависимости от внутренней политики австрийского правительства в национальном вопросе.»
© Галиция — Википедия.
Общаясь с польскими галичанами, Ленин обдумывал вопрос освобождения поляков от «русского царизма». Говорить в открытую о Галиции и галичанах Ленин опасался, чтобы не дразнить «австрийского льва» (Габсбургов). Потому, в работах Ленина, вместо Галиции и галичан стали фигурировать Украина и украинцы, которых юридически не существовало, потому, риска преследования — никакого.
Однако, с началом Первой Мировой войны, позиции галичан разделились на два лагеря: кто-то поддерживал Австрийскую корону и готов был за неё воевать, но основная масса населения ожидала Русскую армию, чтобы освободиться от австрийского владычества и ущемления прав русского населения. Этого «удушения галичан» Ленин не замечал, потому что Австрия, в отличие от России, была «правильной» европейской страной.
Ситуацию с тем, кто, по мнению Ленина, занимался «удушением поляков и украинцев» прояснили разворачивающиеся на театрах войны события.
Первое. С началом войны, в Галиции был сформирован Украинский добровольческий легион, который 3 сентября 1914 года принял присягу на верность Австро-Венгрии. Легион вошёл в состав регулярной австро-венгерской армии и периодически воевал против русских войск, в частности, против кубанских казаков. Однако, отправлять украинский легион на ответственные участки фронта, австрийское командование не спешило, так как с недоверием относилось к, разного рода, национальным формированиям.
Второе и главное. На австро-венгерском фронте развернулось величайшее сражение — Галицийская битва, окончившаяся разгромом австрийской армии и победой Русской императорской армии, которой командовал, на этом направлении, главнокомандующий Юго-Западным фронтом, генерал от артиллерии Иванов Николай Иудович. За два месяца боёв Русская армия заняла почти всю восточную Галицию и Буковину. Галиция была присоединена к Российской империи.
«После присоединения Галиции к Российской империи, Николай II в апреле 1915 года побывал в Перемышле и во Львове. Газеты писали: «Посещение великим хозяином всея Руси отвоеванной Галиции, коренной русской вотчины, знаменует монарший привет освобожденному от швабского ига краю; бесповоротную потерю Австрией Галиции». Обращаясь к собравшимся по этому случаю галичанам, Николай [Второй] 22 апреля произнес во Львове речь патриотического содержания: «Да будет единая, могучая нераздельная Русь!».»
© Галиция — Википедия.
Галиция вновь стала русской. Поэтому Ленин мог уже спокойно «вешать всех собак» на Российскую империю. Галичане стали именоваться украинцами (на польский манер), а Галиция — Украиной, которые «были оккупированы» Империей — «тюрьмой народов», и попали под «удушение» «неправильной, дикой и азиатской» России.
В последствии, украинские националисты не стали использовать «ленинское» определение — Украина, а также называть свою местность на греко-византийский манер — Галиция. Им понравилось другое название, сформулированное на западный, латинский манер — Галичина. По их мнению, на Украине проживают русские (с которыми нужно что-то делать), а настоящие украинцы — только в Галичине.
Напрашивается сама собой аналогия, заключающаяся в следующем: есть традиция именовать страны на восточный манер, то есть греко-византийский, с окончанием на -ИЯ — это Греция, Россия, Италия, Германия, Франция и так далее; и на западный манер, римско-латинский. Подобных стран немного, но они есть, например Польша и Литва, государства с преобладающим католическим населением.
Теперь посмотрим, как звучит одна и та же территория, сначала на византийский, а затем на римский манер:
Филист-ИЯ — Палест-ИНА;
Галиц-ИЯ — Галич-ИНА — Укра-ИНА.
История Галиции — Украины на этом бы и закончилась, если бы не вмешательство серьёзных политических сил. Польские галичане — украинцы, сама по себе, вряд ли бы смогли развиться в отдельный народ; по причине своей малочисленности, а также этнической и языковой близости к русскому народу. Они бы стали либо русинами, либо русскими, что собственно одно и то же. А по местности назывались бы великороссами или малороссами. Поэтому нашим «братьям славянам» из Галиции нужно говорить «большое спасибо» Владимиру Ильичу Ленину, а также Карлу Марксу, «подкинувшему идею» вождю мирового пролетариата.
Но почему именно украинцы стали тем народом, на котором Ленин собирался реализовывать свои идеи национального самоопределения? Ответ на этот вопрос можно найти в его же работе «О праве наций на самоопределение». В которой Владимир Ильич утверждал, что инородцы составляют большую часть населения Российской империи, то есть 57 процентов.
Теперь остаётся понять, о каких «инородцах» идёт речь. В своём ответе Розе Люксембург, Ленин их называл: финны, шведы, поляки, украинцы, румыны. В 1914 году эти народы «имперских окраин» действительно проживали на территории России, но, к концу 1921 года, все они оказались за «кордоном». Разве что «инородцы-украинцы», под которых можно было подвести малороссийское население Украинской ССР. Вот на них и решено было провести «ленинский национально-определительный (сепаратистский) эксперимент».
Хотя, более подходящим вариантом для «ленинского эксперимента» была Польша — промышленный авангард Российской империи, а значит имеющая многочисленный рабочий класс — пролетариат — движущую силу революции. Но, ко времени окончания Гражданской войны в России, Польша была вне досягаемости.
Такое положение вещей не особо расстраивало руководство молодой Советской республики. Владимир Ильич Ленин, со временем, стал с недоверием относиться к полякам, поэтому ставка была сделана на галичан, ставших украинцами. Эти опасения, относительно поляков, подтверждались соратником Маркса, Фридрихом Энгельсом, который был не высокого мнения в отношении Польши:
«Так, Энгельс писал Марксу 23 мая 1851 года, что изучение истории приводит его к пессимистическим выводам насчет Польши, что значение Польши временное, только до аграрной революции в России. Роль поляков в истории — “смелые глупости”. “Ни на минуту нельзя предположить, что Польша, даже только против России, с успехом представляет прогресс или имеет какое-либо историческое значение”. В России больше элементов цивилизации, образования, индустрии, буржуазии, чем в “шляхетско-сонной Польше”. “Что значат Варшава и Краков против Петербурга, Москвы, Одессы!”. Энгельс не верит в успех восстаний польских шляхтичей.»
© В. И. Ленин. О национальной гордости великороссов. 1914.
Затянувшаяся Первая Мировая война; отречение российского императора от престола; революции в России; построение государства нового типа; Гражданская война и Военная интервенция — все эти вопросы изменили отношение Ленина к самоопределению наций. Его детище, Союз Советских Социалистических Республик, своим существованием говорил о том, что интеграция, единство народов, намного важнее любого самоопределения. Однако, после смерти Ленина в 1924 году, его дело продолжило жить, нашлись миллионы последователей. Идеи Ленина, озвученные в работах 1914 года, внезапно получили своё продолжение спустя 77 лет, в 1991 году.
За эти 77 лет много чего произошло и с Галицией и с украинцами, а также с русским народом и российским государством. И многие из этих изменений нельзя назвать позитивными.
Продолжение в статье Как происходило превращение Галиции в Украину, а русских в украинцев.