Хосе Джеймс (José James), восходящая звезда современного джазового вокала, не похож ни на кого из поющей джазовой элиты. Пожалуй эта его непохожесть того же сорта, что была в 1970-ые у Джино Ваннелли, в эпоху всеобщего главенства идеалов фьюжн. Когда он буквально ворвался в мир джаза, перевернув все привычные представления о джазовом певце. То же самое сегодня можно сказать и про Хосе Джеймса. При этом камерная манера исполнения Хосе Джеймса кардинально отличается от взрывного, вулканического вокала Джино Ваннелли. Но их роднит свободный и непринуждённый переход всех и всяческих границ любых жанров и стилей, оставаясь при этом на 100 процентов оригинальными. А также ещё и то, что оба они не были никогда избалованы вниманием и признанием сообщества профессиональных критиков.
Хосе Джеймс родом из Миннесоты и с подросткового возраста вращается в джазовых клубах. Его тающий голос впервые был отмечен на Международном конкурсе джазовых вокалистов имени Телониуса Монка в 2004 году, и с тех пор он стирает границы между жанрами с той же плавностью, которая никогда не покидает его мелодии.
С того дня, когда его имя зазвучало на джазовой сцене Джеймс постоянно странствует по всему миру, проживая то в различных европейских городах, то в окрестностях Нью-Йорка. Его оригинальная манера сочетать прямолинейный джаз с рэпом и соул- повысила его статус в категории cosmopolitan music в качестве “джазового певца для поколения хип-хопа”. При этом певец Брюс А. Генри, который часто выступал с отцом Джеймса, уверен, что Хосе Джеймс своим творчеством демонстрирует полное понимание прошлого музыки, оставаясь при этом на хип-хоп сцене.
Своим главным духовным наставником Джеймс называет Луиса Алемайеху (Louis Alemayehu), поэта и общественного деятеля в его родном Миннеаполисе. Который родился 31 декабря 1945 года в Чикаго, Иллинойс, в семье родителей африканского, американского индейского и европейского происхождения.
По словам Хосе Луис Алемайеху познакомил его с радикальными гранями джаза посредством творчества таких зажигательных музыкантов, как Альберт Эйлер, Арчи Шепп, Джон Колтрейн и Фароа Сандерс. Алемайеху вместе с пианисткой Кэри Томас руководил также ансамблем Ancestor Energy из Миннеаполиса. Эта группа исполняла свою собственную версию духовного джаза. Будучи подростком, Джеймс присоединился к Ancestor Energy. Одним из его ярких выступлений в ансамбле было исполнение пьесы Колтрейна “Равноденствие”(“Equinox”).
Луис Алемайеху научил Джеймса некоторым приемам формулировки, которые он перенял у таких джазовых вокалистов, как Джо Уильямс и Кармен Макрей. Он также обучил его искусству извлекать сюжетную суть текстов. “Я научил его, что песням нужен настоящий поток в том, как они читаются, поются или скандируются”, - рассказывает Луис Алемайеху. “Я также научил его, что наша музыка была намного больше, чем развлечение, и что она была духовной и политической. И если бы у нас не было нашей музыки, которая пришла к нам через атлантическую работорговлю, мы бы не пережили этот ад на земле в США”.
Сегодня Хосе Джеймс, который постоянно живёт в поиске своего духовного кредо, обратился к творчеству Эрики Баду (Erykah Badu), бывшей на стыке веков главной фигурой в формировавшемся тогда стиле неосоул. Некоторые называют её реинкарнацией Билли Холидэй, легендарной блюзовой певицы прошлого века.
Хосе Джеймс считает Эрику Баду кем то вроде Джони Митчелл своего поколения, женщиной, которая создала свой собственный мир, чтобы рассказать свою собственную альтернативную историю. Чтобы доказать это, ранее в этом году он выпустил On & On (Rainbow Blonde), целый альбом песен Badu, которые он исполнял в туре. Эта дань уважения песням Баду следует за предыдущими альбомами, посвященными Билли Холидей (Вчера у меня был блюз, Blue Note, 2015) и Биллу Уизерсу (Положись на меня, Blue Note, 2018).). На сцене лондонского Lafayette Джеймс представил группу Virtuoso, которая участвовала в записи On & On, в том числе мастера игры на клавишных БигЮки (BIGYUKI), 19-летнюю альт-саксофонистку Эббан Дорси (Ebban Dorsey) и барабанщика Джариса Йокли (Jharis Yokley). Певец всегда сочетал свои джазовые хиты с импровизационными вокальными техниками из традиции хип-хопа: он повторяет и фрагментирует тексты, как будто их нацарапывает ди-джей; он постепенно замедляет одну мелодию в конце, как будто отключили питание.
Когда Хосе Джеймс выпустил No Beginning No End 2 (2020), совместную работу, в которой перспективный вокалист объединился с мировым звёздным составом, включая Ледиси, Алоэ Блакк и Лауру Мвула, стало очевидно, что исполнитель, бросающий вызов жанру, вернулся, чтобы заявить о себе как о джазовом певце для поколения хип-хопа. В свете этого его новый проект On & On показывает, что Джеймс бросает вызов джазовому пению за последние 100 лет, прокладывая путь для развития культуры.
“Это просто”, - объясняет Джеймс. “Джазовое пение всегда было интерпретацией высочайшего уровня стандартов вашего времени. И для моего поколения Эрика Баду была одним из самых инновационных и проницательных авторов песен. Её работа оказалась новаторской в социальном, музыкальном и художественном смысле ”.
Альбом, спродюсированный Джеймсом при участии музыкантов-единомышленников Биг Юки (A Tribe Called Quest), Бена Уильямса (Камаси Вашингтон) и Джариса Йокли (My Brightest Diamond), исследует широту культового каталога Баду, начиная с её новаторского дебютного альбома Baduizm и заканчивая её последними шедеврами New Amerykah, части 1 и 2.
Но не заблуждайтесь: это насквозь джазовый альбом, Задуманный в духе книги Херби Хэнкока "Река: Письма Джони". Джеймс искусно использует свой опыт работы с современными мастерами Маккоем Тайнером, Робертом Гласпером и Flying Lotus, чтобы создать новый звуковой ландшафт через призму импровизации.
Джеймс также укрепляет свою репутацию современного джазового дегустатора, представляя мало известных валторнисток Эббан Дорси (альтсаксофон) и Диану Джаббар (флейта, альтсаксофон). “Как художник и исполнительница Баду постоянно создавала возможности для молодых артистов, как на своей сцене, так и за её пределами”, - объясняет Джеймс. “Это имело смысл только для того, чтобы включить следующее поколение”.
Tracklist
1 On & On
2 Didn't Cha Know
3 Green Eyes
4 The Healer
5 Gone Baby, Don't Be Long
6 Out My Mind, Just In Time
7 Bag Lady
Line-up/Musicians
José James - vocals, bells, singing bowl, Bali metal tongue drum
Ebban Dorsey - alto saxophone (tracks 1, 2, 4, 5)
Diana Dzhabbar - flute, alto saxophone (tracks 1, 3, 7)
BIGYUKI - piano, fender rhodes, wurlitzer, hammond B-3, synthesizers
Ben Williams - bass
Jharis Yokley – drums
выпущен 20 января 2023 года.