Сегодня я покажу вам один из горизонтов заброшенного рудника 1-ый Советский, который был отработан и заброшен к середине 1990х годов. Для удобства восприятия я разделю статью на две части, поскольку фотографий довольно много и перегружать статью не хочется.
Рудник был образован на базе открытого в 1948 году месторождения "Нижнее". В этом же году в нем был найдет знаменитейший минерал кальцита - "Гриб", который был найдет слесарем Моисеенко при резке камеры № 2 в основном рудном теле центральной группы, а сегодня хранится в коллекции краеведческого музея г. Дальнегорска.
Месторождение Нижнее (Первое Советское) находится в черте г. Дальнегорск и представлено трубообразными рудными телами с поперечным сечением 20–600 м2. Занималось разработкой свинцово-цинковых руд. Выделяются три группы тел: северо-восточная, центральная и юго-западная, причем для северо-восточной характерно уменьшение содержания полезных компонентов с глубиной. Помимо свинца и цинка в рудах содержатся галий, индий, селен, талий, серебро и висмут.
К 1970 году рудник был отработан до глубины около 300 метров. А вскоре при проходке штольни горняки наткнулись на древнюю тектоническую трещину, которая в 1974 году была подробно изучена отрядом экспедиции "Союзкварцсамоцветы", в ней было найдено огромное количество образцов с плоскими кристаллами кальцита и довольно редко встречающимися зелеными кристаллами флюорита. После чего трещина была полностью выработана. Однако рудное тело и непосредственно тектоническая трещина были выработаны только к середине 1990х годов.
А теперь перенесемся непосредственно вглубь горной породы - в один из горизонтов заброшенного ныне рудника 1-ый Советский.
Вход в интересующую нас штольню расположен в городской черте г. Дальнегорска совсем рядом с застройкой, до ближайших строений всего метров 100-150. Тем не менее если не знать о наличии входа или не понимать принципов поиска подобных объектов, то его запросто можно и не найти, тем более что входом назвать его можно весьма условно.
Под рокот разошедшегося Приморского ливня мы быстро и безошибочно сворачиваем с грунтовой дороги и через 50 метров на небольшой полянке лицезреем интересующий нас вход. Точнее будет сказать лаз, поскольку нас ждет узкий ходок у земли, в который предстоит протиснуться лежа со всеми вещами, а после ползти около 6 метров. Нас такими вещами не напугать и переобувшись в сапоги мы уже с кряхтением ползем по этой щели. Доступные горизонты 1-ого Советского прекрасно вентилируются (во второй части я расскажу почему), поэтому качество воздуха в них превосходное, но на залазе тебя просто пробирает ледяным ветром до самых костей, особенно если ты вымок под ливнем предварительно. В жаркую погоду видно, как из под земли вырывается ледяной воздух, словно снежная королева дышит.
После 6 метрового лаза необходимо еще с десяток метров пройтись гуськом, после чего можно встать и по довольно крутому спуску идти вниз около 200 метров. Зимой этот спуск во льду и идти тут еще то удовольствие. Внизу нас ждет развилка и сваленный охотниками за металлом кучи металла, которые они так и не вытащили отсюда.
Если повернуть направо, то вскоре можно упереться в завал, раньше тут был еще один выход на поверхность и выходил он.... в подвал одного из гаражей. Говорят, что собственнику гаража надоели проникновения со стороны брошенной штольни и он от нее отгородился. Ну а мы пойдем налево, где вскоре снова встретим развилку.
Снова сворачиваем налево, где встречаем небольшое помещение для отдыха шахтеров. В нем на столе стоит заплесневелый борщ! Я так и не понял что это. Тормозок (на сленге горняков обед или перекус) горняка? Но рудник заброшен более четверти века назад. Кто-то из исследователей принес с собой и не съел? Но где вы видели исследователей, которые идут в заброшенный рудник с борщом. Остался обед от черметчиков? Такое может быть, но их тут тоже очень много лет не было. В общем странная история. Идем дальше.
Выходим в развилку. Направо за завалом штольня явно продолжается, налево также уходит выработка, а прямо вход в помещение с дверью. Вот в это помещение и отправимся для начала. В рудник мы поехали вдвоем с Матвеем, который хоть и бывал в большом количестве подземных объектов, но в руднике до этого для никогда не был. Было очень интересно наблюдать за эмоциями человека, впервые посещающего такое месте. Я по своему опыту знал, что первый раз в заброшенном руднике испытываешь огромное количество невероятных эмоций, это и страх, и удивление, и восхищение. Всю эту бурю чувств и эмоций ощутил и он, и мне удалось за этим понаблюдать со стороны. Из рудника выходишь уже другим. Кстати некоторые из фото (на рыбий глаз) сняты как раз им, на мой обычный широкоугольный объектив многое просто не влезло бы.
Заходим за двери и после короткой выработки попадаем сначала в небольшую камеру с уходящими вверх и вниз стволами.
Здесь же нахожу неплохой образец пирита и его производных. Очень далекий от горного дела человек непременно первым делом бы подумал, что это золото, недаром пирит так и прозвали - "золото дураков".
Чуть дальше выходим у первой ключевой точке нашего подземного путешествия - первого подземного озера. Вероятно это затопленная буровая камера. После ее выработки ее затопили грунтовые воды. Ни одно фото не сможет передать цвет воды и размеры озера, однако это озеро не большое.
Какой она глубины не известно пожалуй никому.
Покидаем эту тупиковую выработку и идет в левую часть штольни от развилки.
И через метров 200 мы выходим в небольшую камеру, откуда лицезреем другое озера, уже покрупнее. Здесь нет обрыва и к самому срезу воды можно подойти по ровной пологой поверхности. Скорее всего это еще одна затопленная буровая камера, но возможно это часть той самой древней тектонической трещины, хотя я в это слабо верю.
Глубина этого "озера" также скрыта в недрах гор. Прозрачность и насыщенность цвета воды просто фантастические. Можно только догадываться о списке элементов в составе этой воды.
Просидели мы тут наверное не менее минут 50, все наслаждались умиротворенным видом и пили чай. Но время двигаться дальше, ведь мы приехали из Владивостока в Дальнегорск с целью посещения рудника, после чего нам еще предстоит ехать обратно.
Преодолеваем завал, видневшийся с развилки. Прямо над завалом зияет слепой ствол с активно льющейся из него водой.
Дальше штольня довольно сильно обводнена, мне едва хватаем моих рыбацких высоких сапогов, чтобы преодолеть этот участок. Через метров 100 выработка поворачивает и я попадаю в камеру рудосброса. В полу видно накрытое решеткой отверстие - это и есть рудосброс. Порода из вагонеток с помощью опрокидывателя или при помощи открывающегося борта высыпается в рудосброс, где падает и дробится на более мелкую фракцию, внизу рудосброса породу грузят на вагонетки и вывозят на поверхность одним из вариантов транспортировки, о которых мы еще не раз поговорим.
Вновь попадаем на развилку. Направо штольня вероятно уходит к основному квершлагу, туда мы еще вернемся, а пока пойдем налево.
Начинаем углубляться по штольне. Здесь изредка встречаются рельсы, в целом металла сохранилось мало, местами штольня очень однообразная и скучная.
Местами в обвалоопасных участках своды усилены деревянной крепью. Геология Дальнегорск такова, что породы довольно устойчивы и не считаются обвалоопасными, поэтому капитальную крепь встретить здесь можно крайне редко. Деревянная же встречается чаще, прелесть ее в том, что по ней видна динамика давления породы.
Встречаем расширение в выработке с закопчеными сводами. Это следы выхлопов, здесь их концентрация была повышена, потому как тут располагался участок ремонта шахтной техники.
По ходу движения справа и слева встречаются забои. В какой-то момент останавливаемся и замираем от гулкого грохота. Похоже, что где-то произошел обвал, местные породы хоть и устойчивые, но обвалы случаются с завидным постоянством, особенно в заброшенных горизонтах.
Встречаем корпус взрывозащищенного пускателя, таки используются в шахтах для запуска электрооборудования в целях предотвращения искрения, ведь оно может спровоцировать детонацию и пожар. Кстати в шахтах работает только электрическая и дизельная техника, использование иной техники не допускается в соответствии с правилами техники безопасности.
Все ответвления в этой штольне оказались тупиковыми короткими выработками, в основном забоями.
Встретили небольшую выработку с трапециевидными сводами.
В результате через пару километров мы уперлись в завал и повернули обратно, чтобы вернуться в основную штольню.
На этом я закончу первую часть статьи, и так получилось довольно объемно. Во второй части я покажу нечто очень впечатляющее, не пропустите. Всем спасибо за внимание.