Найти тему
Саратовские истории

Дом купцов Шестобитовых Саратов Некрасова 51


Дом купцов Шерстобитовых (один из!)
Краевед Семенов посвятил им книгу ( прочитать можно
https://www.calameo.com/read/0044380883d54122a557f) и стихотворение


Дом выглядит ужасно. Раньше думала, что это здание 30х годов XX века. Двор открыт и видно как разделен на отдельных входы.

-2
-3

Историки и краеведы приводят следующую историю.
Фамилия произошла от шерстобойни – место, где перед прядением и валяние овечьей шерсти отбивали ее дубовыми палками – для измельчения и получения однородной массы. Предок пришел с севера, отложив в армии 25 лет решил обосноваться в Саратове.

Федор Шерстобитов в 1800 году занимался соленой торговлей.

В 1801 г судьба свела Федора Шерстобитова с местным чиновником высокого ранга – Алексеем Давыдовичем Панчулидзевым. В свое время Федор Васильевич очень помог ему и тот со своей стороны предложил поддержку в части поставки выгодных клиентов, готовых хорошо платить. С тех пор дела у Шерстобитова пошли еще лучше. Грузчики не успевали подвозить к складу рогожные кули с солью и сгружать их.

В 1827 году старший Шерстобитов стал купцом 3-й гильдии. Теперь вся его семья, включая детей и внуков, стала относиться к купеческому сословию

Летом 1830 года началась ужасная эпидемия холеры, охватившая все города Поволжья. Холерный волнения принесли, естественно, убытки делам Шерстобитовых. Поставки соли сократились. Евдокиму Васильевичу вовсе пришлось закрыть магазин по продаже мануфактуры – народ сторонился людных мест. Помогло то, что запас тканей - шелковые материи, полотно, суконные и шерстяные ткани - товар не скоропортящийся. К осени 1930-го эпидемия немного спала, а к зиме исчезла в наших краях полностью. Сразу же оживились соляные и прочие дела. Однако уже в 1842 семью Шерстобитовых постигло другое несчастье – умер Федор Васильевич, не перешагнув порог семидесятилетия, а вскоре в 1844 умер и его сын Евдоким. Наследником капитала и имущества стал Матвей Евдокимович. Он успешно продолжил дело своего отца и деда и сделал шерстобитовский клан преуспевающим и богатым.

Добрым делом в купеческой среде считалось благотворительность. Шерстобитовы были всегда щедрыми меценатами, жертвуя деньги на кружечный сбор, а также нищим при выходе из храма. Такое «транжирство» на богоугодные дела порождало бережливость в быту, иногда доходившую до скупости. Если расходы, связанные с торговлей и предпринимательской деятельностью являлись необходимыми, то чрезмерные траты на личные нужды порицалось.

Как торговый предприниматель Матвей Шерстобитов начал самостоятельную деятельность в 1842 году сразу после смерти отца. В качестве основного вида приложения своих природных умений он выбрал торговлю разнообразными тканями. Спрос на них в городах и селах империи всегда был значительным, и при правильной организации сулил неплохую прибыль. Первое, что нужно было сделать, - это обрести информацию о крупных российских поставщиках всевозможных материй. В течение двух последующих лет Матвей Евдокимович совершал длительные вояжи в центральную Россию. С каждым промышленником Шерстобитов обстоятельно беседовал, выясняя интересующие его сведения: ассортимент тканей, цены, способы доставки в Саратов, сроки и посредники, формы расчетов. С большинством из его собеседников был заключен договор о покупке производимых тканей на коней 1842 и на весь 1823 год. Вернувшись в Саратов, он посетил Сарепту, где купец выяснил нужные сведения у производителей сарпинки. И дело вошло в практическую плоскость.

Сначала Матвей арендовал простую лавку на Верхнем базаре, оборудовав ее самым необходимым. Осенью он снарядил две повозки для приобретения и доставки товара в Саратов, в лавку купца. Это была весьма востребованная в то время хлопчатобумажная ткань – сарпинка.

Помимо этого, Шерстобитовым было приобретены большие партии самых разнообразных материй, бывших в моде в 1840 –х годах. Это шелк, хлопчатобумажная ткань, шерсть полотняного переплетения, сукно, ситец набивной, сатин и некоторые другие, более редкие. Все эти виды материй использовались как простыми людьми, так и персонами из благородного сословия.

До 1852 года Шерстобитов считался купцом 3-й гильдии. Имеющийся у него капитал помог ему перейти во вторую гильдию. Это обстоятельство позволяло содержать 3 магазина с количеством работников до 30 человек. В 1863 году Матвей Евдокимович стал городским головой на ближайшие три года и проявил себя умелым и заботливым хозяином всей городской инфраструктуры. Служба Матвея Шерстобитова на посту городского головы по причине болезни длилась сравнительно недолго – год с небольшим.

-4

-5

В конце XIX века купец провел несколько успешных сделок по покупке крупных партий дефицитных тканей и выгодной продажи акций центрального железнодорожного ведомства. Все это позволило Александру Шерстобитову получить существенные дивиденды и выгодно вложить их в покупку земельных участков в Саратове и строительство доходных домов.

-6

Все шло сравнительно хорошо вплоть до переворота 1917 года. Три магазина Шерстобитова даже после Февральской революции торговали имевшимися запасами. Торговля была не сильной – уровень жизни в военное время существенно снизился. Чаще всего покупатели приобретали недорогие ходовые материалы для пошива одежды. Резко снизился спрос на меха, на шерсть и сукно.

После революции 1917 года купца обвинили в спекуляции и приговорен к 10 годам заключения. Дом его и имущество были экспроприированы в «пользу трудового народа».